09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Возможно ли свободное (без оплаты и получения разрешения) использование произведения автора, если экземпляры этого произведения переданы в гражданский оборот?
В авторском праве (и не только в российском) существует принцип исчерпания исключительных авторских прав.
Одним из нормативных воплощений этого принципа является статья 1272 Гражданского кодекса РФ, которая звучит: «Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением случая, предусмотренного статьей 1293 настоящего Кодекса».
У самих и авторов, и недобросовестных потребителей результатов интеллектуальной деятельности существует предвзятое отношение к этой норме права. Сталкиваясь с ее существованием, они считают, что после опубликования (обнародования) произведения возможно его последующее неограниченное использование, в том числе путем переделывания и переработки в целях собственных творческих или иных намерений.
Какое же на самом деле содержание было вложено в этот принцип разработчиками авторского права?
Принцип состоит в том, что если какое-либо произведение: 1) опубликовано; 2) воплощено в каком-либо материальном носителе (оригинал, экземпляр) и 3) этот материальный носитель "распространен", т. е. продан или отчужден какому-либо лицу, то дальнейшее распространение этого материального носителя осуществляется без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. На юридическом языке это звучит так: исключительное право распространения такого материального носителя исчерпано.
Обратите внимание, что речь идет лишь о материальном носителе произведения, но не о его содержании (контенте), то есть собственно произведении. Вопрос о том, распространяется ли «исчерпание» права на другие исключительные права произведения, должен решаться в зависимости от характера того или иного правомочия.
Так, например, возможна ли переработка произведения без согласия автора или использование собственно произведения для изготовления иных экземпляров или для публикации в других изданиях, публичное воспроизведение произведения?
Полагаем, что ответ, по крайне мере на эти вопросы, должен последовать отрицательный. Закон не устанавливает, каким образом ограничиваются или изменяются иные исключительные права на произведения, за исключением права дальнейшей свободной передачи выпущенного в оборот экземпляра или оригинала произведения без выплаты автору вознаграждения. Исключения из этого правила является такой тип произведения как оригинал произведения изобразительного искусства. При каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала произведения автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (в авторском праве это называется право следования).
При определении объема исключительных прав, которые были переданы при введении в оборот оригинала (экземпляра) произведения необходимо исходить из намерений автора (обладателя исключительных прав), выраженном в выборе типа материального носителя для произведения. При этом в большинстве случаев можно будет сделать единственное возможное предположение – дать возможность ознакомиться с произведением, воплощенным в материальном носителе, его приобретателю лично. Видимо, к такому выводу пришли и создатели международных конвенций и национальных законов в области авторского права. А именно, что, если иного не выражено при передаче оригинала (экземпляра) произведения в оборот, то при определении объема переданных при этом исключительных прав следует исходить из типа материального носителя произведения, который введен в оборот.
Например, …
При продаже тиража книг сборника стихов не следует возможность их публичного исполнения со сцены или бесконтрольное перепечатывание в иных изданиях, например, стихотворных антологиях. Книга сборника стихов предназначена для личного чтения или предоставления во временное пользование (аренду) библиотеками.
Экземпляр аудиовизуального произведения в зависимости от его материального носителя может быть предназначен только для личного просмотра на бытовой технике или для проката на широкую аудиторию. Правда, в последнее время в связи с изменением типа материального носителя, на котором может быть помещено аудиовизуальное произведение, эта грань стирается. В связи с чем возникла необходимость специального указания на экземплярах материального носителя аудиовизуального произведения, на какой тип аудитории или использования рассчитан данный экземпляр.
Несколько иная ситуация складывается с публичным исполнением музыкальных произведений. До недавнего времени считалась спорной ситуация возможно ли публичное исполнение музыкальных произведений, правомерно введенных в гражданский оборот (например, в кафе или танцевальных площадках.) Судебная практика дала однозначный ответ на этот вопрос, что, если при введении произведения музыкального произведения в оборот не указано иного, то использование оригинала (экземпляра) музыкального произведения предназначено только для личного использования.