Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Заметки Аверкиева



13 августа 2009 года

 

Игорь Аверкиев

 

Версия для печати

Зачем нужны «пустые законы»
Об особенностях пермской образовательной политики

 

Прошли депутатские слушания по проекту регионального закона «Об особенностях правового регулирования в сфере образования», принятого Законодательным Собранием в первом чтении (законопроект разработан краевым министерством образования и внесён губернатором).

Всё странно в этом законопроекте. Странны даже сами по себе депутатские слушания, проводимые после принятия законопроекта в первом чтении.

Законопроект на слушаниях провален. Возможно, в сегодняшнем виде он будет провален и в Законодательном Собрании (через возвращение его в первое чтение, с последующей концептуальной ломкой). И это хорошо, как хорошо противодействие любой фикции. Вопрос в том, зачем и кому понадобилась эта фикция.

  1. Законопроект создал противоречие. Сам по себе проект никакой, почти ни о чём (всего лишь снимает несколько административно-управленческих заморочек для регионального минобраза, но при этом отменяет и призван заменить собой старый системообразующий областной закон «Об образовании») и это при том, что образование – едва ли не единственная «отрасль» в «пермском народном хозяйстве», где существует реальная государственная политика: самобытная, концептуальная, технологичная и жёсткая в реализации. Эту реальную политику, казалось бы, и надо тщательно изложить и регулировать, но законопроект этого не делает.
  2. На самом деле, законопроект очень правильный, с точки зрения корпоративных интересов пермского минобраза. Законопроект потому и «пустой», что создан для того, чтобы не мешать минобразу осуществлять собственную авторскую политику в сфере образования. «Пустой закон», претендующий на статус основного в сфере образования, по факту просто расчищает региональное правовое поле под «реформаторский произвол» нашего минобраза. «Пустой закон» ничем не сковывает чиновников, но видимость регулируемости «образовательного пространства» создает.
  3. Понятно, почему в обсуждаемом проекте закона нет раздела о «краевой государственной политике в сфере образования» (что заметили все выступающие). Наличие такого раздела означало бы вынос политики пермского минобраза на депутатское, а, следовательно, и на общественное обсуждение, чего министерство очень боится, поскольку образовательная реформа в Пермском крае одна из самых конфликтных и социально напряженных.
Почти все выступающие на слушаниях предлагали вместо этого «фиктивного закона» разработать и принять нормальный закон «Об образовании в Пермском крае». Наверное, так и нужно сделать, но при одном условии. Закона не написать, не разобравшись в сегодняшней реформе образования, проводимой в Пермском крае. А разбираться с нею надо, особенно с социальными и гуманитарными последствиями этой реформы.

Так получилось, что в этом году несколько гражданских организаций серьёзно взялись за экспертизу социальной эффективности реформ, проводимых министром образования Пермского края Н.Я. Карпушиным. Осенью результаты этих экспертиз будут представлены властям и общественности, и я надеюсь экспертизы эти помогут понять, что на самом деле происходит у нас в сфере образования. А пока, выскажу сугубо личное мнение, основанное на знании подноготной нескольких десятков общественных конфликтов, возникших в последние несколько лет в результате реформирования пермской системы образования.

В том, как реализуется «карпушинская реформа», прежде всего, бросается в глаза явное несоответствие целей реформирования методам реформирования. То есть цели и многие инструменты реформирования вполне нормальны: гуманитарны и современны, а методы зачастую совершенно противоположны: архаичны, авторитарны и бесчеловечны, в том смысле, что многим чиновникам абсолютно наплевать на права и интересы конкретных людей попавших под колёса их реформы. Щепки как летели, так и летят. Кстати сказать, сама реформа до сих пор остаётся лишь своего рода гипотезой, так как никаких общественно значимых положительных результатов продемонстрировать пока не смогла, кроме бесчисленных конфликтов, которые конечно закаляют пермяков и делают их более опытными в отстаивании своих интересов перед «государственными активистами», но не для этого запускаются реформы.

При реализации «карпушинской реформы» образованческие чиновники опираются почти исключительно на отрицательные стимулы (цитирую Светлану Маковецкую). Все положительные стимулы остаются на бумаге. Их не используют даже ради разнообразия, если из уважения к человеческому достоинству не получается. Главный лозунг наших «педагогов-реформаторов»: делайте, как вам сказали, иначе будет хуже. Особенно в «политике кнута» преуспели пермские муниципальные «реформаторы» во главе с Л.А. Гаджиевой. Любая реорганизация образовательных учреждений под её руководством превращается для учителей и родителей в народное бедствие. Вообще пресловутая оптимизация-реструктуризация образовательных и прочих социальных учреждений (медицинских, соцзащитных, культурно-досуговых) давно приобрела в Перми форму экзекуции для тех, ради кого она, казалось бы, проводится: учителей, врачей, учеников, родителей, пациентов.

Ради реформы людей ломают - директоров, учителей, воспитателей. О своём отношении к реформе директора и учителя школ и интернатов говорят только шёпотом, если вообще говорят. Громко говорят лишь о том, что «за ответами на все вопросы нужно обращаться в министерство или агентство». Бунтуют, как правило, только родители, но и на них уже находят управу в лице милиции. Для многих пермских родителей, чьи школы прошли пресловутую «оптимизацию-реорганизацию-реструктуризацию», городской департамент образования навсегда превращается в источник опасности, а любая социальная реформа воспринимается как зло.

Зачем всё это? А затем, что есть такая умная, красивая концепция пермской образовательной реформы, которую придумали большие профессионалы в своём деле, а тупое общество и тёмные родители просто не понимают свалившегося на них блага. А не понимаете, так и не мешайте профессионалам, они лучше вас знают, что вам надо, вон какие технологии придумали, всё в них учли, рассчитали, осталось только под них жизнь перекроить – и всё. Маркс отдыхает.

Откуда они вообще взяли, что технологии сами по себе что-то изменяют к лучшему? Откуда такая страсть контролировать всё и вся? Может быть, из советской педагогики?

Прямо технократический тоталитаризм какой-то: всё подчинено технологии, все контролируется во имя соблюдения технологии, смысл технологии в беспрекословном следовании технологии, счастье - в слиянии с технологией. А в остальном, хорошие всё люди. Впрочем, похоже, это стиль не только наших образовательных чиновников – это стиль «режима Чиркунова», не самого плохого регионального режима, но одного из самых непродуктивных.

Все подробности и примеры в сентябре и в октябре.

Комментарии

Комментариев нет