Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Заметки Аверкиева



17 июля 2011 года

 

Версия для печати

Реплики на пермскую культурную ситуацию - 2

4. О «Честном понедельнике» и имидже пермяков

 

5. Чиркуновский режим бесперспективен для нормальной культурной политики

 

6. «Третий путь» возможен, сложен и красив

 

4. О «Честном понедельнике» и имидже пермяков

 

«Пермская культурная революция» уже два года обсуждается на российских теле- и радио-каналах, в социальных сетях и блогосфере, плюс более или менее регулярные публикации в российских аналитических и интеллектуально-глянцевых журналах. Благодаря этим обсуждениям и публикациям «продвинутая Россия» постепенно формирует свое представление о нашем городе. Надо сказать, страна действительно стала замечать Пермь и думать о ней более или менее регулярно только в связи с «культурной столицей» и прочим. Ранее наш город в российском информационном пространстве ничем особенным не выделялся и притягивал к себе общенародное внимание так же, как и тысячи других мест и местечек страны - почти исключительно мгновениями катастроф и кошмаров.

 

Какой же, в конечном счёте, выглядит Пермь в этом проснувшемся внимании к ней?

 

В прошедшем 4 июля на НТВ «Честном понедельнике», по-моему, окончательно выкристаллизовался современный медийный имидж Перми – запущенные ещё в 2009 PR-сигналы постепенно создали более или менее чёткую картину.

 

На НТВ-шном «Честном понедельнике» пермяков, недовольных вторжением «культурных оккупантов», представляли и как бы заступались за них перед Маратом Гельманом, два заслуженных московских «хоругвеносца»: Александр Проханов и Николай Бурляев. Такой выбор «пермских заступников» мог быть и провокационным, и вполне невинным – НТВ-шные редакторы могли лишь зафиксировать уже устоявшиеся в медийной среде представления о том, что «европейскому прогрессисту» Марату Гельману в Перми противостоят исключительно «русострадальческие почвеники». Сигнал, посылаемый НТВ-шной аудитории, был прост: «Хотите понять, кто там в Перми недоволен культурными проектами Гельмана? Понятно, кто: люди, подобные Проханову и Бурляеву». Всё – диагноз поставлен, в который уж раз один и тот же. И судя по атмосфере в студии и репликам публики - все присутствовавшие с этим диагнозом были согласны.

 

К слову. Александр Проханов, конечно, замечательный великоросский сказитель и по-своему велик, но врал про Пермь на НТВ-шном ток-шоу так же самозабвенно, как Марат Гельман.

 

В общем, битву за российское толкование пермского культурного конфликта Марат Гельман и Олег Чиркунов выиграли. Выиграли у кого? У тех многих пермяков, которые недовольны культуртрегерским вторжением и которым одновременно неприятен охранительно-почвенический пафос и архаичные аргументы «пермской творческо-союзной интеллигенции». Условно говоря, это те, кому интересны «культурные статьи» Алексея Иванова и аргументы Юлии Баталиной, но смешны антигельмановские стихи Игоря Тюленёва. Те, кто не против и очень да же «за» осовременивание и актуализацию пермской культурной жизни, но против вторжения «культурных хамов» играющих в эти игры. По моим наблюдениям среди недовольных «пермской культурной революцией» таких - большинство.

 

Но этот проигрыш для Перми не главный.

 

Вообще, этот «честный эфир» на НТВ был очень показательным. В том числе, он был яркой иллюстрацией той закономерности, что крайности неизбежно сливаются: хоть ультра-левые с ультра-правыми, хоть ультра-глобалисты с ультра-почвенниками.

 

Совместными усилиями Сергея Минаева (ведущий), Александра Проханова, Николая Бурляева и Марата Гельмана (неважно, кто на чьей стороне - возникший образ Перми вмещает всех) Пермь предстала перед аудиторией НТВ неким малоприятным гибридом «черного квадрата» и «черной дыры» (это цитаты эфира). Пермь как город, как совокупность горожан фигурировала в пространстве «Честного понедельника» то как город каких-то особых российских лохов, то как город каких-то абсолютно дремучих «потомственных аборигенов». То ли город-жертва, то ли город-недоумок. В любом случае, на чью сторону в этих дебатах ни встань, Пермь - это город, от жителей которого в его судьбе ничего не зависит - пермяки всего лишь игрушки в руках внешних сил: то ли прогрессорских, то ли мракобесных сил, то ли плохих, то ли хороших – для наблюдателя неважно, важно и понятно, что пермяки – пустое место. Пермь выглядит новоявленным «городом Zero», который хоть кто хоть чем может заполнить по своей прихоти. И если есть в этом городе кто «живой», так и те «мракобесы» да «почвенники» какие-то маргинальные. Таков двухлетний итог PR-усилий культуртрегерской команды Олега Чиркунова и Марата Гельмана по продвижению Перми.

 

Губернатор объясняет пермякам: «пермским культурным проектом» мы продвигаем наш город в России и мире. Да, Пермь хвалят те, кто в ней «выступают» и «представляют», но они сами не замечают, что на самом деле хвалят не Пермь, а условия, созданные властями именно для них в Перми. В этих здравицах не Пермь хороша, а хорошо было в Перми конкретному Сидору Сидорову, когда он приехал в наш город со своим концертом. Деятели культуры, погостившие в Перми у Гельмана/Чиркунова, посылают в медийное пространству не сигнал «любви и интереса» к Перми, а сигнал «любви и интереса» к властям Перми. Такой месседж привлекает исполнителей, а не зрителей, будущих гастролёров, а не будущих жителей. Пермь привлекательна не для жизни людей, а для концертной и выставочной деятельности тех, кто вступил в «гельмановский профсоюз», если, конечно, вы не считаете, что самое главное в жизни человека – это ходить на выставки и концерты.

 

Пермские власти врут: нет PR-а Перми, есть PR чиркуновского режима. Да, в Перми всё можно, и полная свобода самовыражения… если вас пригласил Гельман/Чиркунов.

 

5. Чиркуновский режим бесперспективен для нормальной культурной политики

 

«Третий путь» в региональной культурной политике возможен и вполне реален, но только не с командой Олега Чиркунова – эта команда создавалась не для прорывов - выше головы им не прыгнуть. И простое изъятие Марата Гельмана из губернаторского окружения мало что изменит (на что рассчитывали участники антиПэшного митинга в своей резолюции). «Изгнание Марата» имеет смысл лишь как первый шаг или как сигнал. Кстати, именно поэтому губернатор так бережёт галериста. Возможно, он бы и рад был избавится от проблемного партнёра, но уже нельзя - слишком далеко идущий сигнал возникнет от энергии разрыва.

 

Для губернаторской команды «культурная политика», действительно, всего лишь политика. С помощью культурной ажитации они решают свои тактические проблемы, связанные с политическим выживанием, ублажением Кремля, поддержанием на должном уровне плотности политической PR-завесы над регионом. Но главное, как уже говорилось, «культурная революция» (вкупе с политическими и административными медийно-электронными прибамбасами и бюрократической реорганизацией социальных учреждений), оказалась для чиркуновского режима палочкой-выручалочкой – самым дешёвым и нехлопотным вариантом вхождения в «модернизацию» в условиях, когда нет ни сил, ни возможностей для прорывов в реальной экономике и социальной сфере. Вот и приходится прибегать ко всяким фокусам вроде «культурной столицы», «покупай-ка пермское», «моды на мозги», электронной записи на приём к врачу в на ладан дышащих поликлиниках, личных губернаторских замеров толщины асфальта и т.п.

 

В ситуации никак не сбывающейся «модернизации» (на пермском чиновническом языке - «функционально-целевой модели управления») Марат Гельман с проектом «личной культурной революции» и субпроектом «культурного кормления» своей «актуальной клиентеллы» стал действительно подарком судьбы для пермского губернатора. Галерист помогал губернатору, продавая ему дефицитную в пермской политике «современность» и «актуальность» простыми и понятными для бизнес-менеджера квадратными метрами и человеко-часами. Губернатор помогал выживать галеристу, финансируя в Перми строительство «стартовой платформы» для новой жизни Марата Гельмана. Здесь взаимный интерес был почти биологическим – идеальный симбиоз. Но именно поэтому с ними бесполезен хоть сколько-нибудь содержательный разговор о судьбах, потенциале и возможностях региональной культуры. Люди делом заняты: выживают, пилят, кормят, наращивают и берегут политические капиталы, а мы тут со своими «великопермскими причудами».

 

Правда сегодня ситуация внутри «культурных революционеров» несколько изменилась: если для Олега Чиркунова проблема самореализации и политического выживания всё ещё актуальна, то Марат Гельман – уже выжил и самореализовался. Более того, окреп и возмужал на пермском хлебосолье, попользовался «режимом наибольшего благоприятствования» и теперь потихоньку отстёгивает пермскую ступень для облегчения дальнейшего полёта. Теперь его работа - выступать по телеку, ездить по регионам и капитализировать историю о том, как он остановил бегство из Перми населения и наполнил серую никчёмную жизнь пермяков высококачественным досугом и недетскими смыслами (так было и на НТВ) – в России на одного спасителя отечества стало больше. А губернатору и его «режиму личной власти» ни отступать, ни взлетать некуда – он стал заложником им же порождённой ситуации и, сохраняя лицо, он будет вынужден теперь до самого невесёлого конца тянуть лямку обрыдлевшей «революции» и комичной «столичности».

 

6. «Третий путь» возможен, сложен и красив

 

«Третий путь» в региональной культурной политике возможен и вполне реален. Это совершенно конкретный перечень мер и стратегий, многие из которых вполне очевидны и имеют под собой мировую и отечественную практику. Это перечень и общественных, и политических, и административных мер. У этих мер и стратегий не может быть одного хозяина. Сопротивление оккупации может развиваться только в условиях «всеобщего сопротивленческого творчества», широкого движения «мирных гражданских партизан». Сопротивление в культуре может быть только сетевым, и в on-line и в off-line. С сопротивлением ничего не получится, если конкретную деятельную волю к прекращению оккупации не проявят все, кто считает случившееся оккупацией: и пермские деятели культуры, и широкая пермская образованная публика, и наши депутаты, и молодые пермяки, чувствующие вызов несвободы. Настоящее культурное возрождение Перми не может быть быстрым и дешёвым, но может быть заметным, ярким и достойным, и реально создающим новые возможности для региона и его жителей. Но главное, поскольку речь идёт не о политическом, а, прежде всего, о культурном освобождении, хотя и с элементами политического – новая культурная политика должна будет разворачиваться в поле совершенно иных творческих фантазий и культурных проектов – фантазий и проектов, рождённых внутри, а не присланных из вне. В этом основной вызов культурного освобождения – достаточно ли в самой Перми, в её одарённых жителях, воли и творческой потенции для культурного обновления.

 

Культуртрегерские оккупанты преподнесли нам урок реформаторской энергии и драйва, но при этом они не сделали ничего особенного: собрали по России и миру проверенных творцов с их творениями и вывалили в Перми бесформенной кучей. У нас такой номер на своей территории не пройдёт. Собственное культурное возрождение не может быть тупым заимствованием чужих творческих достижений. Абсолютная культурная открытость – безусловно, но новые «пермские культурные ценности» могут родиться только в самой Перми. Могут? Могут. Нужно лишь расслабиться и понять, что возможно всё, и ни на кого не оглядываться. И ещё очень важно понять, скорее даже почувствовать, «культурный код» Перми как социокультурного места на карте страны и планеты (то, чем, в частности, занимается Алексей Иванов) и сделать этот код инструментальным для творчества и активности пермяков.

 

Освобождение – это «шанс смочь» и для пермских творцов, и для всех горожан. При том, что, несмотря на близкий многим пермякам пафос освобождения, Гельман всё-таки не Гитлер, а «культурка» - не «социалка» и большинство пермяков, сочувствуя делу освобождения Перми от культуртрегерских оккупантов, по вполне понятным причинам не будут вкладываться душой и делом в это самое освобождение, не говоря уже о последующем пермском культурном строительстве.

 

У меня есть какие-то свои соображения по мерам и фантазии по формам культурного возрождения. Через 2-3 «реплики» попробую их изложить. Но главное, чтобы свои планы и фантазии изложили ещё хотя бы несколько десятков человек – нужно уплотнить поле пермских идей, чтобы оно вытолкнуло из себя в реальный мир самые стоящие.

 

Игорь Аверкиев

 

Комментарии

Геннадий 17.07.11 в 23:52:04 пишет:

1. Столь масштабное информационное воздействие на пермяков и россиян нельзя считать частным делом культуртрегеров. А Аверкиев убеждает нас в том, что все дела Чиркуновым и К организованы. Предыстория компании не вскрыта. Поэтому, диагноз состояния - недостоверный. 2. Субъективное стремление виртуально (!) решить частные проблемы прежде определения общей и адекватной проблемы перспективы не имеет. Или все эти околопермские слова имеют цель скрыть истинных действующих лиц информационной войны? 3. Не зная истинные причины плачевного состояния общества, приступать к разработке планов противодействия смысла не имеет. Мероприятия будут предложены не те, что востребованы историей...

Игорь Кислый 08.08.11 в 17:38:01 пишет:

1) У каждого пермяка и не пермяка есть "есть какие-то свои соображения". Гельмановско/Чиркуновские "соображения и фантазии" заимствованы у "Института города" без купюр, без малейшего осмысления и даже без здравых (не говоря уж о научных) обоснований - в чистом виде больные "соображения и фантазии" либертариев. 2) Что такое есть "Культура", определение понятия, позиция в рамках Пермского края, определение места "Министерства Культуры Пермского края" ? PS Мы же все изучали и Логику и Философию, отчего же так любим безответственно "соображать и фантазировать"?

Игорь Кислый 08.08.11 в 20:03:53 пишет:

В координатах либеральной экономической теории - город Пермь - это недоразумение, которое должно перестать существовать вовсе, бесперспективняк. И чем быстрее разбегутся аборигены, тем лучше для них... Значит интеллектуальная модель Культуры в Пермском крае должна быть в т.ч. в социально-экономической, но никак не в либеральной системе координат - во избежание смерти Культуры (как сейчас). ВЫВОД: надо "договариваться о терминах" на берегу.