09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
12 декабря 2012 года
Игорь Аверкиев
Гнетущее впечатление произвело прошедшее в прошлую пятницу расширенное заседание коллегии краевого Министерства культуры, на котором экспертная группа «Культура» отчитывалась о проделанной работе.
Экспертная группа «Культура» была создана губернатором Виктором Басаргиным в ряду прочих экспертных групп, призванных инвентаризировать «чиркуновское наследство» и стратегировать «приведение края в нормативное состояние». Коллегия была не просто расширенной, а очень расширенной - человек на 300, вёл её сам губернатор, а полсотни экспертов, входящих в эту группу, в лице четырёх основных выступающих как бы представляли губернатору и пермской публике концептуальные подходы к новой культурной политике Пермского края (типа «культурная политика после Мильграма-Гельмана»). Не получилось.
Почти все прозвучавшие «экспертные выступления» и отклики из зала исчерпывались тремя позициями:
Первая позиция: «пермский культурный проект» - «наше всё», поэтому, «проект» нужно продолжить по заветам уже отбывших культуртрегеров, лишь очистив его от излишней конфликтности и одиозности. Знаменем этой позиции стал профессор Владимир Абашев, руководитель экспертной группы «Культура».
Вторая позиция: «фу, какая гадость этот ваш Гельман и его современное искусство». Жлобское вторжение московских культуртрегеров на пермскую территорию сформировало в Перми своего рода субкультуру «ненавистников современного искусства». Соответствующая публичная ксенофобия стала важным компонентом самореализации для многих пермских «деятелей культуры» и просто «интеллигентных людей». Таковыми были большинство «выступлений из зала» на этом странном «экспертном обсуждении».
Третья позиция: «люди бьются за бюджет», как метко обозначил её, изящно сославшись на гётевского персонажа, губернатор Виктор Басаргин. Биться за бюджет людям, конечно, нужно, даже обязательно, но всему свое время и место. На этом же «экспертном обсуждении» большинство ораторов, вслед за ненавидимыми многими из них «культурными революционерами», безбожно путали экспертную миссию с лоббистской. Апофеозом «экспертной битвы за бюджет» стало гневливо-жалостливое выступление члена экспертной группы и одновременно председателя Пермской краевой организации Российского профсоюза работников культуры Ирины Становкиной, которая пропела бесконечно банальную в своей правдивости песню о мизерных зарплатах бюджетников от культуры.
В современном мире известен только один
эффективный способ увеличения заработной платы наёмных работников: сильный
профсоюз/коллективный договор/забастовка. Профсоюзный же босс пермских
работников культуры уже который год идёт по особому российскому пути:
воздействует на работодателя исключительно методом анафем и мольб (впрочем, она
не одна такая в ФНПР). Однако, Ирину Становкину можно понять: в России нет
более безропотных и забитых жизнью людей, чем работники культуры (разве что ещё
учителя и до недавнего времени военные) – какие тут к чёрту «сильные
профсоюзы/коллективные договоры/забастовки».
Хуже всего, что полной профанацией экспертного продукта оказался весь итоговый перечень предложений, «разработанных» экспертной группой при губернаторе. «Эксперты» выдали классический список ведомственных пожеланий в духе «обеспечить-улучшить-усилить». Вот несколько наиболее характерных «экспертных предложений»:
И вот такие «экспертные советы» в кратком варианте размазаны по 3 страницам (смотрите Приложение № 1), в полном варианте - по 21 странице.
Чуть слишком изысканным на этом фоне, но, по сути, единственно экспертным и концептуальным было выступление Надежды Агишевой, представившей позицию небольшой неформальной группы членов коллегии Министерства культуры, в которую, кроме неё, входили: Мария Санникова, Павел Печёнкин и я. По сути, в докладе Надежды Агишевой были представлены начальные организационные и методологические рамки для стратегирования и программирования новой культурной политики (смотрите Приложение № 2).
Так или иначе, судя по выступлениям и реакции зала, большинству «деятелей культуры», присутствовавших на этой сверхрасширенной коллегии, не было никакого дела до политик, стратегий, концепций. Одни «культурные бюджетники» потрудились над тем, чтобы чего-нибудь «экспертно» заказать властям для своих ведомств и организаций, другие пришли узнать, что именно они заказали, и что именно из заказанного губернатор пообещает выполнить.
Была ещё небольшая группа людей, рассчитывавших услышать от «культурных экспертов» ответы на всякие интересные вопросы:
Что делать с «наследством» «пермской культурной революции»? Что оставить как есть, что переформатировать, что забыть?
Какие проблемы в пермской культуре следует считать главными, чтобы сконцентрировать на их решении внимание и ресурсы властей (помимо всеобщего повышения заработной платы и поголовного переобучения всех всему)?
Каковы приоритеты новой культурной политики в каждой культурной сфере, в каждом перечне культурных объектов, направлений и институтов?
Что делать с теми культурными объектами и институтами, на нормативное существование которых бюджетных денег в необходимом объёме нет и никогда не будет?
Откуда взять много внебюджетных денег на стремительно деградирующее культурное наследие края и многое другое?
Как преодолеть убожество менеджмента в пермской культурной отрасли?
Как преодолеть предопределённую второсортность и местечковость (за небольшим исключением) пермского художественного образования?
Как избавиться от «коррупции симпатий», мафиозности и клиентельности при распределении государственных ресурсов и преференций в сфере культуры?
Что делать со многими или даже с большинством культурных учреждений, которые постепенно превратились в своего рода богадельни, без какой-либо реальной культурной миссии, с гарантированными ставками и рабочими местами, в которых государство содержит мало кому нужных людей, не несущих другим людям ничего прекрасного и высокого, даже интересного?
И так далее.
Но ответы на эти вопросы даже не предполагались ни в «экспертных выступлениях», ни в «экспертных документах».
В конечном счёте расширенная коллегия превратилось в некий странный гибрид ветхозаветного партхозактива и митинга противников и стеснительных сторонников «пермской культурной революции». Впрочем, участники этого странного мероприятия не виноваты в том, что из него получилось - они вели себя так, как могли и считали нужным. Виноваты те, кто организовывал эту расширенную коллегию; те, кто ещё раньше «родил» «экспертную группу «Культура» с более чем странным составом; те, кто созвал на экспертное по сути мероприятие три сотни чиновников-соглашателей, бюджетников-просителей и интеллигентов-обличителей, перепутав тем самым все стили и жанры госработы.
Возможно, превращение экспертного совещания в бюрократический балаган было задумано самими организаторами совещания, после того, как они поняли, что экспертная группа «Культура» ничего полезного губернатору предложить не сможет. А балаган, по крайней мере, выигрышно оттенял «мудрую и взвешенную» позицию губернатора.
В своём заключительном слове
Виктор Басаргин выразил
недовольство тем, что члены экспертной группы «не представили никаких
конкретных предложений и чётких приоритетов» для культурной политики региона и
предложил экспертной группе «доработать рекомендации в течение недели» (бедная
экспертная группа – в течение недели «это» доработать невозможно). При этом
Виктор Басаргин поддержал предложение Надежды Агишевой о создании при
губернаторе совета по культуре. Но вот то же ли самое понимает он под этим
советом, что и мы, пока не ясно. Мне
показалась, что совет по культуре для губернатора лишь сокращённый вариант «экспертной
группы», не более того. Мы же предполагаем, что на переходный период от
«революции» к «нормативному состоянию» Совет по культуре при губернаторе должен
стать временным органом стратегического управления, оператором разработки и
запуска новой культурной политики. Он же и инструмент преодоления управленческого
кризиса в Министерстве культуры, вызванного неспособностью «пермского
культурного сообщества» выделить из своей среды нового министра культуры и
адекватную новым задачам менеджерскую команду для него.
Завершая заседание расширенной коллегии, Виктор Басаргин
предъявил публике и некоторую идеологическую позицию. Примерно такую:
независимо от того, кто как относится к «пермскому культурному проекту», он
является «нашей платформой, с которой мы будем стартовать в любом случае». Я бы
несколько переиначил: не «пермский культурный проект» является платформой для
новой культурной политики, а ситуация, созданная этим «проектом» в Пермском
крае. Разница существенная.
Продолжение - 13 и 14
декабря 2012 года.
Комментариев нет.