Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Заметки Аверкиева



28 мая 2013 года

 

Игорь Аверкиев

 

 

Версия для печати

 

 

Россией уже давно руководят «иностранные агенты»

 

Основным получателем в России иностранной финансовой помощи является российское правительство. Причём значительная часть этих средств идёт на разработку российской государственной политики.

 

Самый известный в этой сфере факт: разработка «путинских реформ» в 1999–начале 2000-х годов в значительной степени финансировалась международными организациями и сопровождалась участием многочисленных иностранных экспертов (занимался всем этим Центр стратегических разработок Германа Грефа).

 

Дальше – больше.

 

По данным официального сайта Всемирного банка, Россия получила от Международного банка реконструкции и развития средства на осуществление мероприятий в рамках реформы образования - 50 миллионов долларов, реформы судебной системы - 172 миллиона долларов, реформы ЖКХ - 206 миллионов долларов, модернизации Росгидромета - 133 миллиона долларов.

 

Всемирный банк представляет собой группу международных банков. Основные средства Всемирного банка составляют взносы США, Японии и Германии.

 

Ещё один крупный донор российского правительства – DFID (The Department For International Development - Департамент по международному развитию Великобритании). В сотрудничестве с российским Министерством финансов DFID финансировал проект «Техническое содействие реформе региональных финансов в России». В рамках российской административной реформы DFID финансировал так же проекты региональных правительств: Нижегородская область - проект «Экономическое оздоровление и создание рабочих мест»; республика Чувашия, Астраханская область, Калужская область, Тверская область - проекты по поддержке административной реформы.

 

Программа TACIS (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States - Техническая помощь Содружеству Независимых Государств) создана и финансируется Европейским Союзом. В рамках Программы TACIS России предоставлялись субсидии (безвозмездная передача средств) на развитие образования, здравоохранения, реструктуризацию предприятий и т.п. Например, ТАСИС профинансировала проекты российского Министерства образования: «Содействие установлению партнерских связей в области образования, медицинского и социального обеспечения в Российской Федерации» (проект направлен на развитие детей со специальными потребностями) и «Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и классических университетах: применимость в регионах и жизнеспособность». В сотрудничестве с российским Министерством финансов TACIS профинансировала проект «Осуществление реформы бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации».

 

Охотно ТАСIS финансировала и проекты региональных органов исполнительной власти. Например, в Карелии ею был поддержан проект реформы здравоохранения и социальной защиты, в Свердловской области – проект по усовершенствованию дорожно-транспортных потоков.

 

Правительство Пермского края неоднократно получало различные зарубежные гранты и субсидии на осуществление реформ. В 2008 году вместе с несколькими другими регионами Пермский край принял участие в большом проекте Всемирного банка по содействию судебной реформе (общая сумма проекта на все регионы - 50 миллионов долларов). В 2004 году Пермский край был экспериментальной площадкой проекта ТАСIS «Налоговая реформа II» по реформированию системы экологических платежей для бизнеса. В 2011 году на средства Европейского банка реконструкции и развития в Пермском крае был реализован проект по развитию государственно-частных партнёрств - 170 тысяч евро.

 

***

 

Следуя логике авторов Закона об «иностранных агентах» - Россией уже давно и вовсю руководят эти самые «иностранные агенты».

 

Но я всё-таки думаю, что это не так. Наши власти могут быть недальновидными, эгоистичными и коррумпированными, их реформы могут быть дурными и непоследовательными, но не потому, что разработку этих реформ финансировали иностранные организации. Более того, многое из того, что финансировали западные доноры в российской государственной политике, благодаря усилиям отдельных министерств и ведомств и даже отдельных чиновников, оказалось полезным для страны и принесло свои положительные результаты.

 

Западные доноры тоже не святые: наряду с очень важными и полезными вещами, они могут с энтузиазмом финансировать всякую чушь, абсолютно бесполезные или даже вредные для России дела и проекты (на мой вкус), но не потому, что они «враги», а потому, что у них такие мозги, не очень подходящие для России. А нашим чиновникам либо ума не хватает это понять, либо спорить с «благодетелями» неудобно, либо лень адаптировать их технологии к нашим реалиям, либо просто «по барабану».

 

Так же примерно обстоят дела и с иностранным финансированием российских общественных организаций. С той лишь разницей, что среди гражданских активистов людей, работающих «за идею», гораздо больше, чем среди чиновников, соответственно, и среднее качество и полезность реализуемых за иностранные деньги проектов в негосударственном секторе по определению выше, чем в государственном. Хотя и в общественном секторе, конечно, бывает всякое: и «грантоеды», и халявщики, и любители подстраиваться под западную «гражданскую моду», не всегда совпадающую с российскими условиями, встречаются и деятели, не способные отделить гражданскую активность от политической.

 

Но при этом нужно понимать, что без западных благотворительных организаций в 1990-х и 2000-х годах сотни тысяч малообеспеченных граждан России остались бы без квалифицированной бесплатной юридической помощи, которую им оказывали в сотнях правозащитных приёмных по всей стране; без гуманитарной и правовой поддержки остались бы десятки тысяч сирот, бездомных, одиноких стариков и инвалидов, заключённых, военнослужащих, страдавших от дедовщины; в стране не поднялись бы общества защиты прав потребителей, «солдатские матери» и правозащитные организации. Без поддержки западных фондов в 90-х развалились бы многие музеи и библиотеки, прекратилась бы защита редких диких животных. Серьёзен вклад западных благотворительных фондов и в российскую борьбу со СПИДом и наркоманией. И многое, многое другое. Всё это делали российские активисты и общественные организации, но материально обеспечивали их деятельность в основном западные благотворительные организации. Нельзя не замечать этого. Надо уметь быть признательными. Хотя, конечно, с точки зрения национальной гордости и патриотизма, не очень приятно быть объектом благотворительной помощи из-за рубежа. Но всё в наших руках и ни в чьих других.  

 

В любом случае Закон об «иностранных агентах», фактически приравнявший получение иностранных благотворительных средств к антигосударственной деятельности - это глупость и натуральное вредительство, ибо сеет в России гражданскую рознь и политическую ксенофобию на абсолютно ровном месте.

 

Если кто-то считает, что какая-то общественная организация, получающая иностранные пожертвования или связанный с нею гражданский активист наносит ущерб нашему государству – этот ущерб нужно просто доказать. Для этого существуют правоохранительные органы и Уголовный кодекс. В случае обнаружения фактов  «враждебной деятельности» все виновные в ней должны быть привлечены к ответственности… И вот тут мы попадаем в тупик. Кто-нибудь верит в честность российского следствия и в справедливость российского суда в делах, где замешан политический интерес правящего режима? Всё, дальше пути нет. Так жить нельзя.  

 

Комментарии

Цветков Ю.В. 01.06.13 в 23:00:06 пишет:

Прочитал. Есть над чем подумать. Подумать - в дополнение к тому, что я уже решил ещё раньше, в частности, по отношению к Пермской гражданской палате (ПГП), а именно, сделать первое перечисление в сумме от 500 до 1000 рублей (конкретно - 750 рублей) в ПГП в качестве регистрационного (или иного) взноса за своё участие в очередном семинаре, организуемом ПГП и Центром ГРАНИ, который, я надеюсь, всё равно состоится как и в прежние, "беззаконные", времена. Каждый, наверное понимает, что такие мероприятия требуют затарт( аренда. техническое обеспечение, зарплата и т.п.). Наверное, смогу и далее делать аналогичные целевые взносы за своё участие в этих встречах-беседах. Они полезны, интересны, побудительны. Прошу в контактную страницу сайта включить банковские реквизиты ПГП. Конечно, я понимаю, что мой единичный взнос ничего не решает. Но может быть, и другие участники этих встреч предпримут что-то подобное? Ю.В. Цветков, житель г. Перми, избиратель. 01.06.2013. cuv-vt@perm.ru ; 89028357594.