Пермская гражданская палата - Против отмены прямых выборов мэра. Публикации

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Против отмены прямых выборов мэра. Публикации



В Ленинский районный суд г. Перми

 

от Аверкиева Игоря Валерьевича,

 

от Ковина Виталия Сергеевича,

 

от Маковецкой Светланы Геннадьевны,

 

от Сулимова Константина Андреевича,

 

от Юшкова Романа Авенировича

 

 

 

Заинтересованное лицо:

 

Пермская городская Дума

 

Адрес: г. Пермь, ул. Ленина, 23

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании нормативного правового акта противоречащим закону

(уточненное)

 

Решением Пермской городской Думы от 29 июня 2010 года № 90 «О внесении изменений в Устав города Перми», опубликованным в Официальном Бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь № 56 (350) 27 июля 2010 года, были внесены изменения в Устав города Перми, утвержденный Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г. и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.12.2005 г. N RU 593030002005001 (опубликован: газета "Вечерняя Пермь" от 14 июня 1996 года N 66, газета "Российская газета" от 16 декабря 2005 года № 284 (3953)).

 

Данным нормативным актом в том числе изменен порядок избрания Главы города Перми. Решение (п.1.2.9) содержит новую редакцию положений ст.50 Устава города Перми, касающихся процедуры выборов Главы города. Вместо предусмотренных в действовавшей ранее редакции выборов Главы Перми жителями города, новая редакция предусматривает избрание Главы города депутатами Пермской городской Думы из своего состава.

 

Кроме того, в целях приведения иных норм Устава города Перми в соответствие с новой процедурой избрания Главы города Перми, указанным решением были внесены изменения и в другие статьи Устава, исключающие указанное высшее должностное лицо органа местного самоуправления из процедур, предполагающих реализацию жителями муниципального образования своего права на непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. А именно:

 

• в статье 12 Устава города Перми:

- в пункте 1 были исключены слова «или Главой города»;

- в пункте 2 были исключены слова «, Главы города».

• статья 41 Устава города Перми:

- была дополнена пунктом 41.2 следующего содержания: «избирает из своего состава Главу города – председателя Думы».

• статья 45 Устава города Перми:

- была дополнена пунктом 1.1 с включением в него предложения следующего содержания: «На первом заседании Думы избирается Глава города».

• в статье 49.1. Устава города Перми:

- в абзаце 1 пункта 1 и абзаце 2 пункта 5 в первом случае слова «, города Перми» исключены.

• в статье 49.5. Устава города Перми были исключены слова «, Главы города».

 

Полагаю, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены мои права, гарантированные ст.ст.3, 32 и 55 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» (далее – ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления»). А именно, принятое решение лишает меня права лично на всеобщих равных и прямых выборах выбирать высшее должностное лицо органа местного самоуправления – Главу города Перми.

 

Властный суверенитет, которым наделен многонациональный народ РФ (статья 3 Конституции РФ), реализуется в том числе и через участие в управлении делами муниципального образования, что включает в себя, согласно статьи 32 Конституции РФ, право каждого гражданина избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

 

Это право конкретизировано в статье 3 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», гарантирующей право граждан на участие в местном самоуправлении путем участия в муниципальных выборах органов местного самоуправления, что корреспондирует со статьями 3 и 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно статьи 23 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», муниципальными выборами является избрание депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Соответственно, избрание высшего должностного лица – Главы города Перми – депутатами Пермской городской Думы из своего состава в соответствии с законодательством РФ не является муниципальными выборами.

 

Полагаю, что замена моего права на выражение собственного волеизъявления при выборе кандидатуры высшего должностного лица только на участие в выборах депутатов Пермской городской Думы не является равнозначной, адекватной и социально справедливой.

 

Во-первых, возможность участия в выборах депутатов Пермской городской Думы существовала у меня и ранее. Соответственно, изменение объема прав на участие в выборах органов местного самоуправления позволяет говорить лишь об их отмене или умалении, а не о замене или расширении моих прав.

 

Во-вторых, при обсуждении необходимости изменений в Уставе города Перми, касающихся порядка избрания высшего должностного лица – Главы города Перми, в том числе на публичных слушаниях, не указывались причины, свидетельствующие, что такие изменения необходимы для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. А именно, в таких случаях статья 55 Конституции РФ (часть 3) допускает ограничение (отмену или умаление) прав и свобод гражданина.

 

В качестве основного аргумента отмены прямых выборов депутаты Пермской городской Думы ссылались на высвобождение 25 000 000 рублей, затрачиваемых на избирательную кампанию Главы города Перми и возможность более рационального использования этих средств. Полагаю, что подобные аргументы, в том числе и повышение эффективности функционирования органов местного самоуправления, не могут быть основанием для отмены избирательных прав, гарантированных мне действующим в настоящее время Уставом города Перми.

 

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.06.2010 г. «по делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого» Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 32 (части 2, 4 и 5) набор правомочий, составляющих нормативное содержание права на участие в управлении делами государства, не устанавливает порядок и условия реализации данного права и не исключает возможность дополнения его содержания иными правомочиями, возлагая решение этих вопросов на законодателя (статья 71, пункт «в»; статья 72, пункт «н» части 1; статья 76, части 1 и 2). Обеспечивая при осуществлении соответствующего правового регулирования баланс частных и публичных интересов в сфере народовластия, федеральный законодатель, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, обязан учитывать, что цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения – адекватными этим целям и отвечающими требованиям справедливости; при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; недопустимо искажение в ходе правового регулирования самого существа конституционного права или свободы; цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Таким образом, определяя способы и условия реализации гражданами Российской Федерации гарантированного им статьей 32 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, федеральный законодатель не вправе допускать искажения конституционных принципов и норм, устанавливающих основы правового положения граждан, равно как и отмены или умаления самого данного права, с тем чтобы оно не утратило своего реального содержания.

 

Следует принять во внимание, что я обладал правом участвовать в выборах Главы города Перми до вступления в силу решения Пермской городской Думы от 29 июня 2010 г. № 90, а именно, с момента принятия Устава города Перми – 13.03.1996 года. Статья 55 Конституции РФ запрещает издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Тем не менее, после вступления в силу решения Пермской городской Думы от 29 июня 2010 г. № 90 я оказался лишен своего право непосредственного участия в выборах Главы города Перми, что нарушает установленные Конституцией РФ гарантии, поскольку ослабляет правовую стабильность в развитии правовых отношений в РФ.

 

Полагаю, что оспариваемым решением было допущено нарушение основ конституционного строя и умалено мое конституционное право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Данное мое право было ограничено вопреки статьи 55 Конституции РФ, запрещающей издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина и допускающей ограничение таких прав только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 253 ГПК РФ прошу:

 

Признать Решение Пермской городской Думы от 29 июня 2010 № 90 недействующим со дня его принятия в части:

 

• исключения из пункта 1 статьи 12 Устава города Перми слов «или Главой города» (п. 1.7.1 Решения)

• исключения из пункта 2 статьи 12 Устава города Перми слов «, Главы города» (п. 1.7.2 Решения)

• дополнения статьи 41 Устава города Перми пунктом 41.2 следующего содержания: «избирает из своего состава Главу города – председателя Думы» (абзац 3 п. 1.7.10 Решения)

• включения предложения следующего содержания: «На первом заседании Думы избирается Глава города» в пункт 1.1. статьи 45 Устава города Перми (п. 1.21.2 Решения)

• исключения из абзаца 1 пункта 1 и абзаца 2 пункта 5 в первом случае статьи 49.1. Устава города Перми слов «, города Перми» (п. 1.24.1 Решения)

• исключения из статьи 49.5. Устава города Перми слов «, Главы города» (п. 1.27 Решения)

• утверждения статьи 50 Устава города Перми в новой редакции (п. 1.28 Решения).

 

Приложение:

 

1. Копия заявления

 

2. Копия решения ПГД от 29 июня 2010 № 90

 

3. Квитанция об уплате государственной пошлины.

 

И.В. Аверкиев

 

В.С. Ковин

 

С.Г. Маковецкая

 

К.А. Сулимов

 

Р.А. Юшков