Пермская гражданская палата - Новости

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Новости



 

Версия для печати

 

 

Группой экологов и гражданских активистов в составе: Игорь Аверкиев, Дмитрий Андреев, Юлия Бабинцева, Александр Григоренко, Светлана Маковецкая, Екатерина Мельцова, Елена Плешкова, Мария Черемных проведена гражданская экспертиза  размещения зоопарка в ООПТ «Черняевский лес».

 

ПОЧЕМУ ЗООПАРК В ЧЕРНЯЕВСКОМ ЛЕСУ ЭТО РЕАЛЬНО ПЛОХО.
АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ГУБЕРНАТОРА.

 

Чтобы разместить зоопарк в Черняевском лесу, нужно внести изменения в Генеральный план города Перми, в Правила землепользования и застройки, изменить границы городских лесов и особо охраняемых природных территорий и ещё многое другое. Пока речь идёт только о первом шаге – о внесение изменений в Генплан (изменение зонирования), но этот первый шаг, если он будет сделан, запустит все последующие изменения. На следующих этапах процесс размещения зоопарка в Черняевском лесу тоже можно будет остановить, но значительно сложнее.

 

 

Позиция губернатора Пермского края и Администрации города Перми:

 

Заменить зонирование в квартале № 2 (за ДКЖ) особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Черняевский лес» с «экологического природного ландшафта» на «рекреационные и специальные объекты» с тем, чтобы передать данную территорию под строительство нового зоопарка.

 

Наша позиция:

 

Категорически не согласны с предлагаемой заменой зонирования, считаем недопустимым перенос зоопарка на территорию ООПТ «Черняевский лес».

 

Обоснование:

 

·       Эта часть Черняевского леса является традиционным и бесплатным местом отдыха и спортивных занятий для нескольких близлежащих микрорайонов. В случае строительства зоопарка несколько тысяч людей с небольшим достатком, живущие поблизости, лишатся этой бесплатной рекреационной территории. Дома, находящиеся в ореоле лесного массива по ул. Малкова, Вавилова и др. спроектированы таким образом, что у них практически нет дворов - территория лесопарка за ДКЖ фактически выполняет и эту функцию. Кроме того, там регулярно проводятся уроки физкультуры школ № 146 и 120, занятия физкультурой студентов ПГНИУ. Летом организуется летняя полевая практика студентов географического факультета ПГНИУ. Нынешний проект «заходит» на территорию лыжной базы ПГНИУ.  На территории есть одна из редких в городе  площадка для тренировки собак. С точки зрения социальной справедливости, неправильно отбирать бесплатную зону отдыха у одних людей и заменять её платной зоной отдыха для других людей. Сегодня по несколько раз в неделю или в месяц в лес ходят одни люди, в зоопарк по несколько раз в год будут ходить, в основном, другие люди.

 

·       Впервые за многие десятилетия органы государственной власти и местного самоуправления собираются вкладывать бюджетные средства в застройку особо охраняемой природной территории «Черняевский лес». Это само по себе - опаснейший прецедент. Долгие годы на Черняевский лес эпизодически и точечно покушались лишь частные предприятия, коррупционно обеспечивая себя участками на охраняемой территории, но не нанося лесу непоправимого ущерба. Участие губернатора Пермского края, Администрации города Перми и бюджетное финансирование выводят процесс постепенной ликвидации и застройки «Черняевского леса» на принципиально новый уровень. Застройка отдельных участков ООПТ «Черняевский лес» государственными (муниципальными) объектами (зоопарком) политически, социально и юридически расчищает это природоохранную территорию для любой прочей застройки. Причём, это будет происходить независимо от заявлений и желания того же губернатора – такова сегодня логика взаимоотношений власти и бизнеса в нашей стране и в Пермском крае, в частности. Если можно одним, значит, можно и другим. 

 

·       Размещение зоопарка за ДКЖ нарушает естественную экосистему не только данного участка леса, но и всего лесного массива. Увеличится антропогенная нагрузка на основную часть особо охраняемой природной территории. Участок «за ДКЖ» является своего рода буферной зоной, защищающей  восточную часть основного лесного массива от чрезмерного «рекреационного воздействия». С переходом этой части Черняевского леса под зоопарк избыточная антропогенная нагрузка переместится в основную часть ООПТ.

 

·       Перенос зоопарка на участок «за ДКЖ» бессмысленный с точки зрения развития зоопарка, т.к., по международным стандартам, на этом участке достаточно места только для размещения существующей ныне коллекции животных с небольшим увеличением. Дальнейшее развитие зоопарка невозможно при его размещении в ООПТ «Черняеский лес».

 

·       Проект переноса зоопарка в Черняевский лес – вторичное расходование бюджетных средств. Ранее, в результате серии экспертиз и больших дебатов была выбрана площадка на ул. Братской, 100. Был разработан проект зоопарка вместе с целым комплексом привлекательных объектов для проведения досуга, куплены три земельных участка за 82,8 млн. рублей из городского бюджета, проведены предварительные изыскания и межевание, и сегодня эти территории уже предоставлены зоопарку под строительство. В случае переноса зоопарка в «Черняевский лес» кто ответит за впустую потраченные ранее десятки миллионов городских бюджетных рублей? Губернатор Пермского края? Дума города Перми?

 

·       Официальное решение о переносе зоопарка в ООПТ «Черняевский лес» никто не принимал. Но есть заявление прокуратуры о неправомерности данного переноса. Заявление губернатора Пермского края В.Ф. Басаргина о выборе места под зоопарк на территории за ДКЖ противоречит Земельному, Лесному кодексам, Закону о местном самоуправлении, Закону РФ об ООПТ, региональному закону о природном наследии, Закону об охране животного мира, решениям правительства об охранении биоразнообразия, решениям Пермской городской думы. То есть, в случае принятия «окончательного решения» о переносе зоопарка в ООПТ «Черняевский лес», это решение может и должно быть оспорено в суде.

 

·       Губернатор Пермского края заявил, что в случае переноса зоопарка, всего полгода уйдёт на изменение многочисленных статусов ОПТТ «Черняевский лес», перевод его из одной формы собственности в другую, урегулирование прочих юридических, финансовых и проектных формальностей. Однако, по мнению многих специалистов,  имеющих опыт подобных операций, на всё это уйдёт не менее двух лет. Если ещё учесть, что перенос зоопарка в «Черняевский лес» будет обязательно обжалован в суде, то даже в случае благоприятного судебного решения «вбить первый колышек» на площадке нового зоопарка удастся не ранее чем через 3 года (если правы специалисты, а не губернатор). В то время, как к строительству зоопарка на Братской можно приступать практически немедленно.

 

·       Животные зоопарка окажутся в условиях повышенного загрязнения. Строительство предполагается в окружении крупнейших автомобильных магистралей, которые уже сегодня крайне загружены. Приземные концентрации по 8 загрязняющим веществам превышают предельно допустимые концентрации (ПДК), при этом по соляной кислоте - в 35 раз, по формальдегиду - в 12 раз. Это отрицательно скажется на здоровье зверей и сроках их жизни. Если городские власти не могут помочь проживающим там людям, это не означает, что и животных нужно обрекать на вредную для их здоровья среду обитания.

Упомянутые значения ПДК взяты из Приложения № 5 к Отчёту о результатах исследовательской работы по теме «Оценка предложений о внесении изменений в Генеральный план города Перми…». Приложение называется «Гигиеническая оценка территорий, относящихся к предложениям о внесении изменений в Генеральный план города Перми». Гигиеническая оценка  проведена сотрудниками трёх федеральных организаций: Центр лабораторного анализа и технических измерений по Пермскому краю, структура Ростехнадзора (расчет рассеивания); Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу состояния окружающей среды, структура Росгидромета (мониторинг загрязнения атмосферного воздуха), Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения, структура Роспотребнадзора (аппроксимация). Все исследовательские работы по оценке предложений о внесении изменений в Генплан были выполнены по заказу Администрации города Перми. 

 

·       Губернатор Виктор Басаргин говорит, что «некоторые аргументы (защитников Черняевского леса) уже не раз публично разбивались. Были претензии по негативному экологическому воздействию, но экспертизы это опровергли». Губернатор имеет в виду экспертизу, проведённую соответствующим подразделением краевого правительства, а мы опираемся на данные, полученные упомянутыми выше федеральными экспертными центрами. По данным первых экспертов, превышения ПДК вредных веществ на этом участке не зафиксировано, по данным вторых экспертов, превышение ПДК зашкаливает. Это не означает, что мнение губернаторских экспертов правильнее, это означает, что в вопросе перенесения зоопарка есть проблема с экспертной оценкой. Мы предлагаем обеим экспертным группам провести ещё одну экспертизу, на этот раз совместную, по совместно разработанной методике и окончательно расставить все точки над «i». И мы предлагаем Правительству Пермского края профинансировать эту экспертизу.

 

·       На этой части Черняевского леса случаются правонарушения, летом в ней поселяются лица без постоянного места жительства, но это не является дополнительным основанием для размещения там зоопарка, как считают, в частности, губернатор Пермского края и представители Пермской епархии. Поддержание правопорядка на этой территории - дело правоохранительных органов. Размещение зоопарка - слишком дорогая цена за наведение правопорядка на нескольких гектарах городского леса.

 

·       Лес на некоторых участках Черняевского леса действительно деградирует из-за крайне неблагоприятной экологической ситуации вокруг него (крупнейшая транспортная развязка, доминирование юго-западных ветров, несущих с собой вредные вещества со стороны «Осенцовского промузла», продукты неполного сгорания топлива при взлете-посадке самолетов в аэропорту Большое Савино), но это не основание для строительства зоопарка, а основание для принятия срочных мер по сохранению леса (такие меры известны, возможны и не очень дороги). Строительство зоопарка под  предлогом «лес и так гибнет» – опасный прецедент, который может расчистить дорогу для застройки всего Черняевского леса.

 

·       В настоящее время, на территории, которую предполагается отдать зоопарку, лес как раз восстанавливается, несмотря на серьёзные техногенные нагрузки во время прокладки городского разгрузочного коллектора. Это подтверждается исследованиями, проведёнными летом 2013 года сотрудниками ПГНИУ на основе анализа космических снимков за 1975-2010 гг. (см. Бузмаков С.А., Воронов Г.А., Андреев Д.Н. Роль ООПТ «Черняевский лес» в г. Перми, http://geo-vestnik.psu.ru/files/vest/428_Buzmakov_et_al.pdf). Захламлённость и наличие мусора на территории участка леса, выполняющего функции зоны отдыха для большого количества горожан, является поводом для принятия соответствующих управленческих решений и выделения средств для уборки, а не основанием для строительства зоопарка.

 

·       Перенос зоопарка в ООПТ «Черняевский лес» под абсурдными предлогами «спасения умирающего леса», «борьбы с бродяжничеством», улучшения санитарной и криминогенной  обстановки в ООПТ – вызывает серьёзные сомнение не только в компетентности, но и в элементарной разумности тех, кто готовит для губернатора и городской Думы подобные решения. По их логике, борясь с подростковым пьянством и преступностью, здания и территории детских садов можно смело передавать отделам внутренних дел: ведь веранды детских садов уже давно превратились в «притоны» для малолетних правонарушителей и в случае передачи детских садов отделениям полиции эти «подростковые притоны» отомрут сами собой.

 

·       Недостаточная компетентность в вопросах экологии и градостроительства – одна из основных проблем инициаторов перенесения зоопарка в Черняевский лес. Губернатор Виктор Басаргин с подачи советников так успокаивает защитников Черняевского леса: «Вмешательство строителей не уничтожит оставшиеся деревья – проект, напротив, предусматривает сохранение старых деревьев диаметром более 30 сантиметров». Что это будет означать на практике? По данным лесоустройства 2012 года на этом участке  Черняевского лесничества отмечено 3 выдела, на которых произрастают сосны диаметром более 30 сантиметров. Общая площадь таких сосняков на участке «за ДКЖ»  – около 5 гектаров, что составляет менее 20% всего участка. То есть губернатор успокаивает нас тем, что после сооружения зоопарка на этом участке останется «целых» 20% леса. Впрочем, дело даже не в конкретных деревьях. Инициаторы переноса зоопарка в Черняевский лес, как всегда в подобных случаях, «за деревьями не видят леса». Даже если строители сохранят 50% деревьев, эти деревья всё равно уже не будут лесом – они будут частью зоопарка. А те, кого «успокаивает» губернатор, хотят на этом месте видеть именно лес, ухоженный и обустроенный, а не зоопарк, каким бы зелёным он ни был.

 

·       В недалёком будущем на территориях, прилегающих к ДКЖ и Перми-2, связанных единой транспортной сетью, планируется размещение нескольких крупных объектов и транспортных коллекторов: транспортно-пересадочный узел (железнодорожная станция + автовокзал), 2 крупнейших торговых центра, новый мост, продолжение улицы Строителей. Все эти огромные по масштабу и значимости объекты сами по себе будут генерировать значительное увеличение трафика, который существенно повлияет на транспортную и экологическую ситуацию в городе. Эти объекты изменят требования к улично-дорожной сети. Будут нужны новые транспортные развязки, изменение параметров существующих улиц. В совокупности эти объекты значительно повысят загрязненность атмосферного воздуха в районе предлагаемого размещения зоопарка, которая уже сейчас оценивается экспертами как очень высокая. С другой стороны, размещение самого зоопарка на территории «за ДКЖ» создаст серьёзные проблемы для будущего развития этой территории как крупного транспортного узла (санитарная зона зоопарка и др.). Размещение зоопарка поперек планируемой улично-дорожной сети противоречит всем остальным проектам, планируемым к реализации на территории вокруг Перми-2. По существу, весь транспорт - индивидуальный и общественный, который будет сгенерирован новым мостом, улицей Строителей, транспортно-пересадочным узлом и торговыми центрами, совместно с тем транспортом, что уже сейчас пользуется улицами на данной территории, будет стоять в многочасовых пробках вокруг зоопарка. Размещение зоопарка на этой территории создаст дополнительные транспортные проблемы, сделает менее удобным для горожан пользование автовокзалом и железнодорожным вокзалом, не повысит доступность самого зоопарка, так как до него будет попросту не добраться. 

 

·       Зимой 2012-2013 гг. Пермское отделение Всероссийского общества охраны природы собрало 4 тысячи подписей пермяков против строительства в Черняевском лесу (в том числе зоопарка). Копии подписных листов с соответствующим письмом были отправлены В.В. Путину. Ответ пришел от Министерства природных ресурсов и экологии РФ с заключением, что строительство зоопарка в Черняевском лесу требует мер прокурорского реагирования и противоречит Государственной экологической политике.

 

Предложения Думе города Перми, Главе Администрации города Перми:

 

1.     Отклонить изменение функциональной зоны на данной территории.

 

2.    Обеспечить порядок и благоустройство на данной территории, увеличить и контролировать выделение средств лесничеству для нормального ухода за ООПТ «Черняевский лес».

 

3.     УВД Перми принять меры по обеспечению безопасности граждан, находящихся на данной территории в вечернее время суток.

 

Мы выбираем не между сегодняшним зверинцем на Монастырской и зоопарком в ООПТ «Черняевский лес», мы выбираем между зоопарком в Черняевском лесу и зоопарком на Братской. Зоопарк на Братской, 100 лучше по всем показателям, кроме одного: по предварительным оценкам, он стоит примерно на 450 миллионов дороже, чем зоопарк в Черняевском лесу, из-за высокой цены, запрошенной газовиками за проведение сетей. В данном случае мы считаем разумным пойти по тому же пути, как при принятии решения по реконструкции Театра оперы и балета, а именно - адаптировать проект на Братской к финансовым возможностям города и края. И почему в случае с зоопарком эти возможности ограничиваются только бюджетом? Неужели строительство и эксплуатация такого масштабного культурно-развлекательного объекта как «новый пермский зоопарк» совершенно бесперспективно для внебюджетного финансирования?

 

 

Игорь Аверкиев

Дмитрий Андреев

Юлия Бабинцева

Александр Григоренко

Светлана Маковецкая

Екатерина Мельцова

Елена Плешкова

Мария Черемных