№ 1 545 от 17.07.2008 г.
26 июня 2008 года Пермская гражданская палата в содружестве с 13-ю общественными организациями провела II этап гражданского контроля пермского городского пассажирского транспорта. Цель гражданского контроля на этом этапе – проверить эффективность мер по улучшению работы городского транспорта, принятых Комитетом по транспорту после обнародования результатов I этапа гражданского контроля, состоявшегося 13 марта 2008 года.
На обоих этапах гражданского контроля общественные наблюдатели особое внимание уделяли соблюдению графика и интервалов движения городского пассажирского транспорта. В обоих случаях гражданский контроль осуществлялся в течение одного дня на 12 узловых остановках. Движение пассажирского транспорта контролировалось на 46 автобусных маршрутах, 6 троллейбусных и 7 трамвайных.
26 июня 50 общественных наблюдателей выявили, что ситуация с соблюдением интервалов и графика движения не только не улучшилась, но на некоторых маршрутах даже ухудшилась. Почти в 4 раза увеличилось число автобусных маршрутов, на которых грубо не соблюдаются интервалы движения в дневное и вечернее время. На 18 автобусных маршрутах (из 33 проконтролированных на своевременность окончания движения) и на половине трамвайных маршрутов движение закончилось в среднем на 35 минут (от 10 до 80 минут) раньше положенного времени. Более чем в 2 раза увеличилось число остановочных комплексов, на которых отсутствовали информационные таблицы с интервалами, временем начала и окончания движения. По-прежнему, значительная часть автобусов и троллейбусов не оснащена сзади номерными табличками и т.д.
Совокупные результаты гражданского контроля пермского городского пассажирского транспорта позволяют сделать следующие выводы:
-
Комитет по транспорту Администрации г. Перми не смог, хотя предпринимал определённые меры, исправить ситуацию, зафиксированную на I этапе гражданского контроля.
-
Несоблюдение графика движения, прежде всего в вечернее время, и несвоевременное окончание движения являются обычной практикой для пермских автоперевозчиков и для муниципальных трамвайных перевозок.
-
Более или менее благополучна ситуация только с троллейбусными перевозками.
-
Наличие автобусных маршрутов, на которых, несмотря на общую практику, чётко соблюдаются и интервалы и время окончания движения (например, маршрут № 40), свидетельствует о том, что нормализация ситуации с соблюдением графика движения в принципе возможна.
-
Зачастую нарушаются элементарные информационные права потребителей услуг городского транспорта: информация о маршрутах и графиках их движения отсутствует, не полна или не достоверна на многих остановочных комплексах.
-
Повсеместно снижается качество самих перевозок, профессиональное мастерство водителей (резкие торможения и «старты» на остановках и светофорах, резкие крутые повороты без надобности, самые различные виды «лихачества», неуместного для пассажирского транспорта, становятся обыденностью).
-
Перевозя пассажиров, многие водители не выполняют элементарных правил, не принимают во внимание самые обычные и естественные интересы пассажиров, прежде всего инвалидов, пожилых, матерей с детьми: останавливаются намного до или после остановки, останавливаются далеко от края тротуара (что особенно затрудняет посадку пожилым людям и инвалидам), останавливаются так, что не позволяют пассажирам видеть светофор при переходе проезжей части, на многих автобусах, троллейбусах и трамваях сзади отсутствует табличка с номером маршрута и т.д.
-
Многое в обеспечении качества перевозок зависит от плотного и эффективного сотрудничества Комитета по транспорту, перевозчиков с одной стороны и ГИБДД с другой. Но по тому, как равнодушны сотрудники ГИБДД к транспортной ситуации на остановочных комплексах и на наиболее сложных городских маршрутах, можно сделать вывод, что Комитет по транспорту и перевозчики не смогли добиться адекватного внимания автоинспекции к своим проблемам.
-
Гражданский контроль на ряде маршрутов, в промежутке между 11 и 12 часами, выявил своего рода «обеденные перерывы», не предусмотренные графиком движения. В протоколах контроля это выглядит так: в течение 40-60 минут вдруг резко увеличиваются интервалы движения, они могут в 3-4 превышать нормативные.
-
Существуют недружественные и по сути бессмысленные для потребителя нормативные интервалы движения. Например: движение по автобусному маршруту №30 в вечернее время предполагает нормативные интервалы 6 – 36 и 6 – 41 минуты, а на 72 маршруте зафиксирован нормативный интервал 6 – 65 минут. Подобные интервалы не позволяют пассажиру рассчитать время ожидания на остановке, а возможность дожидаться автобуса целых 30-40 минут делает для многих пассажиров почти бессмысленным и само передвижение на городском транспорте.
-
Около четверти пермских автобусов, спустя несколько лет после их приобретения за границей, всё ещё расписаны не уместными для российского города надписями и рекламой на иностранных языках.
-
Очевидно, что в смысле дисциплинированности в соблюдении графика движения отличаются не столько маршруты, сколько перевозчики. Кто-то с лёгкостью позволяет себе грубо нарушать график движения, а кто-то нет. Не понятны мотивы столь отличающегося поведения и почему оно возможно при наличии целой системы муниципального контроля за соблюдением графика движения.
-
Вызывает сомнение, с точки зрения эффективности управления и обеспечения качества городских пассажирских перевозок, такое большое количество частных автоперевозчиков (около 115). Один маршрут могут обслуживать до 11 перевозчиков, каждому из которых принадлежит по 1-2 автобуса.
-
Сегодняшний Комитет по транспорту, даже при искреннем желании, оказался не в состоянии обеспечить соблюдение перевозчиками графика перевозок. Во взаимоотношениях «пассажиры – перевозчики - муниципалитет» в Перми явно доминируют интересы перевозчиков.
-
Типовой договор, заключаемый между муниципалитетом и перевозчиком, по существу является разрешением муниципалитета частному перевозчику на осуществление пассажирских перевозок, поскольку не содержит каких-либо конкретных обязательств со стороны муниципалитета. На основе такого договора невозможно выстраивать правовые, взаимоответственные отношения между организатором и исполнителем пассажирских перевозок в интересах потребителя.
-
Отношения между перевозчиками и Комитетом по транспорту, видимо, в значительной степени основаны на некоторых неформальных конвенциях, обеспечивающих неустойчивый баланс интересов, не учитывающий, впрочем, интересов потребителей, пассажиров.
-
Ни на муниципальном, ни на региональном уровне не существует компетентных органов, призванных контролировать и обеспечивать соблюдение прав потребителей услуг городского транспорта.
-
Гражданский контроль не выявил прямой зависимости между качеством обслуживания пассажиров и формой собственности перевозчика. Грубые несоблюдения графика движения в равной степени присущи и частным автоперевозчикам и муниципальному «Горэлектротрансу» (речь, прежде всего, о трамвайных перевозках).
-
Гражданский контроль городского пассажирского транспорта на I и II этапе был сконцентрирован на соблюдении графика движения, на соответствии транспортных средств и остановочных комплексов внешним нормативам. Гражданский контроль качества обслуживания пассажиров внутри салонов транспортных средств состоится только в сентябре этого года, однако исходя из личного опыта общественных наблюдателей и обращений граждан уже сегодня можно выделить основные проблемные точки: грубое обращение с пассажирами ряда кондукторов; стычки с последними при попытке пассажиров расплачиваться за билет крупными купюрами; размещение в салонах якобы юмористических стикеров с унизительными для пассажиров надписями; распитие в салонах пива и других напитков; воспроизведение в автобусах песен, как минимум спорного, с точки зрения общественных приличий, содержания и т.д.
В связи с выше изложенным, участники гражданского контроля пермского городского пассажирского транспорта считают, что в Перми назрела необходимость проведения кардинальной реформы всей системы городского пассажирского транспорта в интересах пассажиров: жителей и гостей Перми. Но реформа эта не может реализовываться, как многие пермские реформы, в спешке и на основе безальтернативного проекта. До запуска реформы необходима тщательная экспертная проработка нескольких альтернативных вариантов будущей системы пермского пассажирского транспорта с обязательным публичным обсуждением всех вариантов всеми заинтересованными сторонами.
Кроме того, вне зависимости от процесса реформирования, мы просим Администрацию города Перми принять срочные меры по налаживанию элементарного порядка в соблюдении графика движения всеми видами городского пассажирского транспорта.
Приложение на 30 л. в 1 экз.