Пермская гражданская палата - Новости

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Новости



СВЕТЛАНА МАКОВЕЦКАЯ О ПЕРВОМ ГОДЕ ГУБЕРНАТОРСТВА ВИКТОРА БАСАРГИНА

 

Светлана Маковецкая, директор Центра ГРАНИ. «Я почти уверена, что когда мы сейчас говорим о том, что сделал губернатор Басаргин, мы получаем не аутентичную оценку, а «социально-политический рикошет»: имеется в виду, что сделал предыдущий губернатор, и сделал ли что-нибудь в соответствии с этим действующий.

 

По-моему, и за 10 месяцев он (Виктор Басаргин) еще не до конца проявился как руководитель с собственными приоритетами: существуют вынужденные случаи «отстройки» от предыдущего губернатора или исправления предыдущих решений.

 

Пожалуй, представить характер деятельности В.Ф.Басаргина можно, ориентируясь на практические «самые громкие» дела. Во-первых, это земля многодетным: оказалось возможным ее найти. Что, несомненно, новая позиция для регионального руководства. Принципиальное решение оглашено, а далее начинаются скорые (не всегда упорядоченные) поиски пути исполнения решения. Земля находится то в оврагах, то в занятых участках, то далеко и т.д. Т.е. принятое решение не означает, что оно реализуется здесь и сейчас, в конкретную минуту. Следующее громкое дело: распутывание проблем с дошкольным образованием и программой «Мамин выбор». Когда впервые стало понятно, что же в понимании губернатора значит ответственность муниципалитетов, а что единое региональное решение. Наконец, к практическим делам относится череда действий, которая приводит федеральные деньги в регион. Деньги – это не всегда инвестиции. Инвестиции приходят к хорошим институтам и устойчивым правилам. Деньги – к хорошим людям и правильным ситуациям.

 

Пока на поверхности публичной жизни резонанс отдельных дел вместо симфонии сонаправлений.

 

Стратегически важными структурными вещами ( т.е. сохраняющими долгое влияние на судьбу региона, показывающими принципы), проявившимися за 10 месяцев, являются, по моему мнению, скоропостижность принятия программы социально-экономического развития региона, кадровая политика и ревизия нововведений предыдущей губернаторской команды.

 

О программе СЭР. На мой вкус это очень несбалансированный документ, который собирался не на единой платформе, а отдельными ведомствами, да еще и в ситуации транзита от прежних решений. Его недостатки видны невооруженным глазом, и в процессе его принятия мы получили много положительных и отрицательных эффектов. Отрицательные связаны с тем, что в тексте «проваливаются» целые отрасли, темы, потому что не нашлось «лоббирующих» ведомств, которые про них что-либо говорили. Кроме того, оказалось возможным «между делом», быстро и без публичных обсуждений менять положения Устава края – краевой конституции. К положительным сторонам относится проявившаяся убежденность губернатора, что у края должна быть зафиксированная и одобренная законодателем Программа развития. Собственно полагаю, что основной стратегический эффект этих 10 месяцев – это все более самостоятельное и субъектное Законодательное собрание в крае. Если хотите – это шаг к восстановлению региональной иммунной политической системы.

 

Ревизия нововведений предыдущей губернаторской команды — еще одно стратегическое решение. Жаль, что не был использован редкий для любого региона шанс. Мы в силу специфики предыдущего управления регионом, так далеко продвинулись в рисковых новациях, что у нас были одновременно «работающие модели» новых и старых форм организации в здравоохранении, в образовании, в госуправлении и т.п. Т.е. мы могли их серьезно сравнить по эффективности, по качеству промежуточного результата и т.п. Но именно это и не состоялось. Сработала презумпция отмены. И… это ужас, а не экспертные группы! Они работали совершенно определенным образом: в некоторых из них просто проявился «реванш» тех, кто до этого не мог принимать решения, в других случаях это были очень быстрые административные решения без реальной конкуренции аргументов.

 

Кстати, год назад я посетовала, что после губернатора Чиркунова может ничего не остаться. Я имела в виду, что самые изящно задуманные реформы будут немедленно свернуты, если помимо модернизаторов нет ответственных партнеров, соучастников изменений. И как в воду глядела. Я все удивляюсь, почему в нынешней ревизии молчат все те, кто в реформах явно выигрывал, был сторонником и т.п. Публичной дискуссии нет, как не было и годом ранее.

 

Хотя видимо не всё сворачивается. Какие-то процессы тихо припрятываются – авось руки не дойдут. Не сопротивление, а такое неповиновение – вот видимо стратегический выбор «новых несогласных», в свое время надеявшихся на реализацию идей губернатора Олега Чиркунова. Не борьба, не баталия, а тихая работа на себя, оппортунизм, приспособленчество и стремление выжить любой ценой. Очень жаль.

 

Я обратила внимание еще на одну странность этого переходного периода: феномен «ничьих людей» вместо «людей нарасхват». Лидерами мнений определяют не тех, на ком строятся исполнение и выработка основных решений. Возможно, так кажется в связи с общим ощущением закрытости процесса принятия решений.

 

Я не могу сказать, что происходить тотальная архаизация региональной жизни. Вроде бы нет. Но нарастает такой постмодернизаторский патернализм (которого в том числе и добивались те самые экспертные группы). Изоляция модернизаторов. А я убеждена, что необходимо продолжать изменения, причем некоторые очень радикальные. Просто потому, что если это не сделаем мы, то «разгребать завалы» (например разбухшего бюджетного сектора при неуменьшающемся неравенстве, которое к тому же не является источником развития) придется нашим детям. Закрываются «окна возможностей». Время уходит.

 

В отличие от губернатора Чиркунова, Виктор Федорович считает, что власть должна быть понятной. Не открытой и прозрачной, а понятной. Именно поэтому возникает череда информационных сообщений, где губернатор что-то конкретное открывает, срочно решает какую-то конкретную проблему. И человек он видимо хороший. Это понятно и видимо правильно. На начальном этапе. И потому, что это покрывает серьезный региональный дефицит: полагаю, что при губернаторе Олеге Чиркунове произошла коллективная травма вытеснения из настоящего и смещения в сторону будущего. Мы вели диалоги о будущем и думали только о нем. Настоящее могло быть каким угодно. Теперь в фокусе настоящее. И все переменилось: очень многие тоскуют по тому, что мы теперь не можем говорить о будущем, а вынуждены говорить только в пространстве настоящего. Мы платим за этот переход.

 

И все же. Спустя год после смены лидера региональной власти придется предложить пермякам баланс между приемлемым настоящим и стратегически успешным будущим. Публично. С опорой на аргументы. И с учетом уже пройденного пути».

 

Пресс-служба
Пермской гражданской палаты
т. 233-40-63