09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
КОММЮНИКЕ
ПО ИТОГАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
«ПЕРВЫЙ ГОД ВИКТОРА БАСАРГИНА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ОТ ОБЩЕСТВА»
6 марта 2013 года в Перми прошла
общественная экспресс-конференция «Первый год Виктора Басаргина.
Предварительные итоги от общества». Экспресс-конференция проводилась в рамках
Пермского свободного клуба, её организатором стала Пермская гражданская палата.
Цель экспресс-конференции – дать
общественную (человеческую, гражданскую, неполитическую) оценку деятельности
Виктора Басаргина за первый год его губернаторства. Поскольку год исполняется в
апреле, организаторы экспресс-конференции предполагали, что она задаст для
предстоящего годового отчёта губернатора своего рода «общественную рамку из
ожиданий, оценок».
В экспресс-конференции приняли
участие 85 человек, среди них и представители двух десятков некоммерческих,
общественных и общественно-политических организаций:
- Фонд содействия ТСЖ;
- Организация «Многодетные Пермского края»;
- Фонд «Дедморозим»;
- Движение «Наша Пермь»;
- Движение «Выбор»;
- Пермское отделение Ассоциации «ГОЛОС»;
- ОГРА - организация гражданских активистов;
- Молодежное «Яблоко»;
- Пермская гражданская палата;
- Пермский краевой совет ветеранов;
- Пермский краевой совет профсоюзов;
- ТОС «Солдатова»;
- ТОС «Троица»;
- Центр ГРАНИ;
- Организация защиты прав животных «ZZZ»;
- Содружество пермских художников «Красный огурец»;
- Фонд поддержки культурных проектов «Новая коллекция»;
- Пермский международный пресс-клуб;
- Аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермском крае.
Всего в ходе экспресс-конференции
и последующей дискуссии выступили 24 человека. Было высказано большое
количество самых различных мнений и оценок, зачастую противоположных.
Излагаемые в данном коммюнике
суждения не являются согласованной позицией участников экспресс-конференции
(организаторы конференции не ставили такой задачи), а представляют собой
обобщённый перечень всех прозвучавших мнений.
«Плюсы»
политики Виктора Басаргина
- Декларация политики исправления «перегибов» предыдущего губернатора Олега Чиркунова.
- Декларация политики «приведения Пермского края в нормативное состояние».
- Декларация приоритета в региональной государственной политике развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, и в целом «реального сектора».
- Оперативное и практическое решение некоторых конкретных и назревших проблем (начало строительства детских садов в крае, запуск строительства водовода для Краснокамска, предоставление земельных участков многодетным семьям).
- Нацеленность на решение конкретных проблем, «политика малых дел» как благо для края.
- Сбалансированность в правительстве «варягов» и «местных».
- Открытость губернатора для общения с самыми различными группами интересов, включая оппозицию.
- Стремление быть понятным населению края.
- Устремлённость на привлечение в край инвестиций.
- Корректировка политики аутсорсинга в социальной сфере.
- Попытки сдвинуть с мёртвой точки некоторые из «вечных проектов» предыдущего губернатора (новая галерея, новый зоопарк, реконструкция Перми-I, Перми-II, аэропорта, оперного театра).
- Губернатор никому не мешает.
- Губернатор – «ночной сторож».
- Отсутствие стратегии, сосредоточенность на «малых делах», неопределённость политики – это поле свободы для пермяков.
«Минусы» политики Виктора Басаргина
·
- Невнятность политического курса.
- Декларации о намерениях не подкреплены конкретными долговременными планами, нет конкретной повестки, ни по отраслям, ни в целом в краевой политике («губернатор с лозунгами, но без повестки»)
- Неконцептуальность политики, отсутствие стратегических решений, нет заявки на глубокие системные изменения.
- «Политика малых дел» как способ уйти от принятия стратегических решений.
- Из официального дискурса ушла тема модернизации, реформ.
- Несовременность и формальность некоторых управленческих и политических решений (основное средство решения многочисленных и сложнейших проблем в сфере культуры - принятие «закона о культурной политике»; решение многочисленных проблем местного самоуправления через «реформу административно-территориального деления»).
- Запуск непродуманных, неожиданных, невостребованных решений и намерений (объединение Краснокамска с Пермью, изменение поясного времени, перенос строительства нового зоопарка в Черняевский лес, новый мост).
- Самое слабое место в политике нового губернатора – кадровая политика.
- Слишком затянут период «вхождения в должность»: затянуто формирование правительства, затянуто (до сих пор не завершено) формирование новых политик в основных сферах государственного управления.
- Неэффективность (неспособность организовать креативную и продуктивную работу) многочисленных экспертных советов при губернаторе и правительстве.
- Стремление угодить всем.
- Неясность правил взаимодействия нового губернатора и правительства с другими политическими и гражданскими субъектами региона.
- Вторичность и реактивность многих действий Виктора Басаргина от решений предыдущего губернатора.
- Многочисленные обещания, проекты и громкие инициативы напоминают стиль предыдущего губернатора и вызывают раздражение («много обещаний – мало дел»).
- Избыточное потакание деятелям «пермской культурной революции». И наоборот: избыточное противодействие продолжению и развитию инициатив времён «пермской культурной революции».
- Отсутствие чёткой и публичной ревизии «наследства губернатора Чиркунова». Губернатор так и не объявил, что из этого «наследства» предполагается сохранить, что изменить, что остановить.
- Несмотря на многочисленные совещательные органы и готовность общаться, сохраняется закрытость в принятии решений. Непредсказуемость и надуманная необычность некоторых принимаемых решений.
- Во всех отраслях и сферах краевой политики, экономики и социальной сферы затянулось ожидание «нового курса» Виктора Басаргина, в результате - тягостное и повсеместное бездействие органов государственной власти и местного самоуправления.
Ряд очевидных «плюсов» и «минусов» не были сформулированы,
поскольку в экспресс-конференции не приняли участие представители
соответствующих групп интересов (например, на конференции явно не хватало анализа
политики Виктора Басаргина в жилищно-коммунальной сфере, промышленности, использовании
природных ресурсов).
Некоторые из выступающих признавались в невозможности для
них сформулировать чёткую позицию в отношении политики губернатора Басаргина по
причине неясности, непроявленности самой политики – слишком мало прошло
времени, слишком мало пока практических результатов, чтобы делать выводы.
Другие, наоборот, считали, что времени прошло достаточно для
того, чтобы новый губернатор проявился во всех своих основных качествах и
потому неопределённость политики Виктора Басаргина, о которой говорили многие,
является её основным, системным качеством.
В целом, в ходе обсуждения доминировали критические и
негативные оценки «первого года Виктора Басаргина». Однако, по результатам
интерактивного опроса выяснилось, что подавляющее большинство участников
конференции хотели бы видеть Виктора Басаргина губернатором Пермского края, что
можно интерпретировать как сохранение некоторого кредита доверия действующему
губернатору.
1. «Я хочу, чтобы Басаргин был губернатором Пермского края»
- 80%.
2. «Я не хочу, чтобы Басаргин был губернатором Пермского края» - 20%.
Хотя многие участники конференции сетовали на отсутствие в
опросе промежуточных позиций.
В итоге:
«Пока Виктор Басаргин – человек несбывшихся ожиданий,
причём, как хороших, так и плохих» (Олег Подвинцев).
«Главный результат этого года
работы губернатора для меня – это невозможность сформировать однозначное мнение
о нем» (Дмитрий Жебелев).
«Если губернатор действительно
«никакой», то год мы еще можем подождать, больше – нет» (Виктор Краснобаев).
«Только не надо было ему снова
связываться с Гельманом» (Пётр Бондарчук).
Коммюнике подготовлен
Пермской гражданской палатой
(организатор экспресс-конференции,
временный оператор Пермского свободного клуба)
Приложения:
1.
Результаты
интернет-опросов, посвящённых первому году губернаторства Виктора Басаргина.
2.
«Свободные
мысли свободных людей». Высказывания участников общественной
экспресс-конференции «Первый год Виктора Басаргина. Предварительные
итоги от общества».
4.
Видео-ролик
«Опрос пермяков «Что главное сделал Виктор Басаргин для Пермского края за
первый год своего губернаторства?»
Коммюнике будет предоставлено для ознакомления (электронная рассылка):
Свободные мысли свободных людей
высказывания участников общественной экспресс-конференции
«Первый год Виктора Басаргина. Предварительные итоги от общества»
Из выступлений спикеров:
Юрий Бобров, журналист радиостанции «Эхо Перми», член Общественной
организации «Многодетные Пермского края»:
«Такой погружённости в глубину
вопроса (наделение многодетных семей
земельными участками) я никогда не встречал. Всё, что сейчас делается в
Перми по этому вопросу, – делается на очень высоком уровне. Как политик
Басаргин решил: «Точно доведу дело до конца, будет результат, будут построены
дома».
Надежда Агишева, руководитель Фонда поддержки культурных
проектов «Новая коллекция», председатель Совета директоров ИК «Ермак»:
«Я считаю большим достижением этого года то обстоятельство,
что пермские муниципалитеты остались без жесткой вертикали краевой
власти. Совершенно очевидно, что Олег Чиркунов (экс-губернатор Пермского
края) «правил» Пермью, и за восемь лет своего правления фактически
отключил все системы муниципального управления, сделал
их несамостоятельными, снял с них всякую ответственность. Поэтому
в течение этого года мы наблюдаем, что при такой уникальной
возможности запустить демократический механизм муниципального управления
в Перми так ничего и не сложилось. Мы наблюдаем не только
отсутствие идей, проектов, мы наблюдаем за тем,
что ни администрация города, ни муниципальные депутаты
не понимают, что делать с наследием, которое получили
за все эти восемь лет. Классический пример — проект «Мамин
выбор», который, совершенно очевидно, «съедает» городской бюджет, абсолютно
неэффективен, бесперспективен. Сейчас фактически нет никакой возможности его
отменить, в силу огромного лобби семей с детьми, которые уже привыкли получать
дотацию из бюджета.
Ничего серьезного в муниципальном управлении не происходит».
Пётр Бондарчук, заместитель председателя Пермского краевого совета ветеранов:
«Басаргин идёт в народ, слушает
людей, учитывает мнения людей. Очень внимательно относится к ветеранам. Только
не надо было ему снова связываться с Гельманом. Мне нравится, что Басаргин стал
интересоваться развитием лесной отрасли».
Влад Воробьев, журналист, медиа-активист, шеф-редактор проекта Permlive
TV-Пермская открытая интернет ТВ студия:
«Меня Басаргин мало интересует. Я
не пересекаюсь с ним в своей деятельности. При этом я понимаю, что то, каким мы
его представляем из СМИ – это то, что мы хотим представлять. Сами смотрим, сами
платим, сами в это верим. Я представляю себе это таким примером. Оккупация
может быть жестокой, как фашистская или советская, или как во Франции Виши – муссолиниевского
типа – под патриотичными лозунгами и с опорой на семейные ценности – но эта
оккупация и жесткий контроль всех СМИ».
Денис Галицкий, блогер,
координатор Движения «Наша Пермь»:
«Когда Басаргина представляли, то сказали, что он хороший
федеральный лоббист, человек, который нам принесет деньги. По убеждению
лоббиста вопросы решаются начальством или им лично, если к нему пришли ходоки и
он в ситуации начальника. Лоббисту не важна общественность, в его картине мира
это лишний элемент. Поэтому экспертные группы, созданные губернатором,
оказались фиктивными. Лоббисты не руководствуется общественными интересами и
поддерживает свою популярность PR-технологиями, отработанными властью. Отсюда –
многодетные и ветераны... Пока нет никаких результатов его проектов, а решать
хорошо или плохо, что он лоббист, и похоже, до мозга костей, решать каждому».
Дмитрий Жебелев, учредитель Фонда «Дедморозим»:
«Виктор Федорович проявил себя как человек, который привык советоваться
со всеми заинтересованными сторонами перед принятием решения. Такого
количества различных экспертных групп, советов, которые были созданы при
губернаторе или по его инициативе за этот год, пожалуй, не было никогда.
Позитивно: этот подход мне близок и я считаю его необходимым для принятия
объективных решений о развитии целого региона. К тому же он позволяет вовлечь в
сам процесс улучшения жизни в Пермском крае множество участников, сделав это
общим делом, а не задачей одного губернатора. Негативно: огромное количество
совещательных органов неминуемо вызывает сомнения в эффективности их работы.
Виктор Федорович создает впечатление, в первую очередь, менеджера, а не
политика. То есть он, скорее, директор корпорации «Пермский край», нежели
политический лидер региона. Позитивно: за словами практически всегда
следует конкретное дело и результат. Заявление – документ – реализация.
Негативно: такой подход и такие качества вызывают сомнения в способности
проводить системные изменения, которые требуются в некоторых крайне важных
сферах, например, детском здравоохранении. То есть починить машину, заменить
деталь получается хорошо. Но способен ли губернатор изобрести новый механизм?
Виктор Федорович в детской сфере проявил себя как государственник,
реализуя политику «собирания земель». Позитивно: быстрое возвращение
рычагов контроля над ситуацией. Оценив проблемы с аутсорсингом в сфере
социального обслуживания, было реализовано оперативное их решение путем
возвращения всех основных функций государству. Негативно: стратегически это
неверный подход. Максимально качественная услуга может оказываться населению
только там, где есть конкуренция. Государство же должно лишь создавать
необходимые правила игры и следить за их соблюдением. Но этого у нас пока не
умеют.
Главный результат этого года
работы губернатора для меня – это невозможность сформировать однозначное мнение
о нем. Сейчас та самая «развилка», в том числе в «детском» вопросе. Посмотрим, как федеральные тренды проявят
себя на местном уровне».
Рустам Исмагилов, художник:
«Я, наверное, ничего о Басаргине не знаю. Я там, в опросе сзади,
проголосовал, что хочу, чтобы Виктор Федорович Басаргин был губернатором
Пермского края. Надежды возлагаю, проголосовал «за». Посмотрим, что изменится с
приходом нового министра культуры».
Светлана Маковецкая, директор Центра гражданского анализа и независимых
исследований ГРАНИ:
«Я почти уверена, что когда мы
сейчас говорим о том, что сделал губернатор Басаргин, мы получаем не
аутентичную оценку, а «социально-политический рикошет»: имеется в виду, что
сделал предыдущий губернатор, и сделал ли что-нибудь в соответствии с этим
действующий.
Ревизия нововведений предыдущей
губернаторской команды — еще одно стратегическое решение. Жаль, что не был
использован редкий для любого региона шанс. Мы в силу специфики предыдущего
управления регионом так далеко продвинулись в рисковых новациях, что у нас были
одновременно «работающие модели» новых и старых форм организации в
здравоохранении, в образовании, в госуправлении и т.п. Сработала презумпция
отмены. И… это ужас, а не экспертные группы!
В отличие
от губернатора Чиркунова, Виктор Федорович считает, что власть должна
быть понятной. Не открытой и прозрачной, а понятной.
У нас такая родовая травма
была в Пермском крае. Травма, связанная с тем, что мы были
вытеснены из настоящего и должны были думать только о будущем.
А теперь наоборот — очень многие тоскуют по тому, что мы
теперь не можем говорить о будущем, а вынуждены говорить только
в пространстве настоящего. Мы платим за этот переход. Основное
содержание – приведение в нормативный порядок. Как тактическая мера она
устраивает. Но что именно нужно
приводить, а от чего отказываться?
Я не могу сказать, что
происходить тотальная архаизация региональной жизни. Вроде бы нет. Но нарастает
такой постмодернизаторский патернализм (которого в том числе и добивались те
самые экспертные группы). Изоляция модернизаторов. А я убеждена, что необходимо
продолжать изменения, причем некоторые очень радикальные.
Я обратила внимание еще на одну
странность этого переходного периода: феномен «ничьих людей» вместо «людей
нарасхват». Лидерами мнений определяют не тех, на ком строятся исполнение и
выработка основных решений. Возможно, так кажется в связи с общим ощущением
закрытости процесса принятия решений.
Я с ужасом осознаю, что осталась та же конструкция
принятия решений, что и при Чиркунове. Нет партнеров по изменениям. Для региона
закрылись «окна возможностей». Перед нами картинка человека, который печется,
чтобы населению было хорошо».
Олег Подвинцев, доктор политических наук, директор Пермского филиала
Института философии и права Уральского отделения РАН:
«Для меня Виктор Федорович — это человек несбывшихся ожиданий,
причем ожидания были как хорошие, так и плохие.
Вхождение Басаргина в регион оказалось толерантным, мягким, он
многих сумел привлечь на свою сторону, доказать свою открытость
и готовность к диалогу. Видно было, что это человек, который
готов вести диалог, и многие цели которого можно разделять.
Более того, он демонстрировал готовность опираться на местные
кадры большую, чем можно было ожидать от «варяга». Поэтому обвинять
Виктора Федоровича в том, что он привел слишком много варягов,
не приходится. А если в чем-то и приходится обвинять,
то, наверное, в качестве привлекаемых кадров.
То, что происходит сейчас, снова в какой-то степени
напрягает. С одной стороны, призвана команда Игумнова, которая не выработала
свой потенциал 10 лет назад, но сейчас стоило бы побольше продвигать новых
людей.
Иногда неожиданно озвучиваются губернатором какие-то инициативы
сомнительные, которые он потом отыгрывает назад. Так было с идеей объединения Краснокамска
и Перми, с идеей перевода стрелок
на московское время — это явные
просчеты, в том числе имиджевые».
Из выступлений в ходе
дискуссии:
Александр
Григоренко, гражданский активист:
«Несмотря на кажущее нефтяное
благополучие, Пермский край стагнирует в экономическом и социальном плане.
К сожалению, несмотря на прозвучавшие в начале губернаторства заверения,
правительство Басаргина ничего не делает в направлении развития в крае
реального сектора, СМБ и сектора высоких технологий. А, судя по упорному
сохранению льготы по налогу на прибыль для предприятий сырьевого сектора, прежний курс на «проедание» остается. Так в
чём тогда разница между Чиркуновым и Басаргиным? Разницы нет!»
Дамир Мусин, эксперт-исследователь Центра гражданского анализа и
независимых исследований ГРАНИ:
«Басаргин добился серьезного «успеха» в одном направлении как минимум – игра на консервативных и ретроградных настроениях публики. Виктор Федорович потакает этим настроениям публики, этим самым он пытается снискать популярность у большинства населения, быть губернатором большинства. Но играть на настроениях публики опасно – мы можем оказаться в застое. И это слово стабильность, которое мы уже 13 лет слышим – оно убивает последнюю надежду на саму возможность инаковости. Будущее скрывается за туманом застоя.
При предыдущем губернаторе,
несмотря на общефедеральный застой, у нас были активные действия в области
реформирования и модернизации. А сейчас этого не будет. Мы просто впишемся в
федеральный тренд. Если раньше мы были впереди лошади, то сейчас мы плетемся за
телегой».
Всеволод Бедерсон, сотрудник Пермской гражданской палаты:
«Осознанную или неосознанную
бездеятельность губернатора Басаргина и ту «неопределенность», в которой мы
находимся, на мой взгляд, надо рассматривать позитивно, как очередное окно
возможностей для Пермского края и пермяков. В этом смысле губернатор Басаргин
еще больший либерал, чем Олег Чиркунов, только другой либерал, «классический».
Губернатор – «ночной сторож». Его функции минимальны, пусть делает минимум, все
остальное отредактируют, сделают, оформят активные группы, неравнодушные
горожане и т.д. С губернатора в этом смысле мы должны требовать только создания
и контроля за минимально приемлемым уровнем там-то, там-то и там-то. Все
остальное, вплоть до правил игры, граждане сделают сами, сами «оформят» свою
жизнь, свои интересы и дела».
Валентин Мурзаев, член Организации гражданских активистов:
«Пожелание действующему
губернатору – иметь больше возможностей для проявления своей личности, чем это
дают узкие рамки «вертикали власти».
Алексей Бессонов, блогер:
«Мы хотим одного от губернатора –
правил игры, центрированности политического поля».
Георгий Ситников, руководитель организации защиты прав животных «ZZZ»:
«Экспертные группы далеко не всегда эффективны, более полезны общественные
слушания по остросоциальным вопросам».
Андрей Агишев, политик и бизнесмен:
«У нас нулевой уровень притязаний, завышенный
уровень критического отношения, появляются ностальгические нотки в отношении
правления Чиркунова… Но проблема в том, что мы сами ничего не делаем!»
Ирина Тихомирова, член коалиции «За прямые выборы»:
«Мне выгодна бездеятельность
губернатора»
Виктор Краснобаев, председатель Общественного совета при ГУФСИН по
Пермскому краю, член Правления Пермского регионального правозащитного центра:
«Если губернатор действительно «никакой», то
год мы еще можем подождать, больше – нет».
Светлана Минеева, ведущий методолог Некоммерческого партнерства
«Западно-Уральский учебно-научный центр»:
«Пока топтание или два шага назад - упущенное время. У Басаргина, к сожалению, неудачный старт, может, и весь период губернаторства оказаться неудачным. Мы наблюдаем «паралич» кадровой стратегии, поэтому ничего за год и не произошло. Понятно, что это связано с неудачным назначением Романа Панова, но после него уже прошло достаточно много времени.
Каждый губернатор оставлял какие-то заделы (крупные проекты) для следующего: Геннадий Игумнов - для Юрия Трутнева, Трутнев – для Олега Чиркунова, к сожалению, Чиркунов ничего такого не оставил. Проекты-заделы - это вложенные большие деньги и сэкономленное время. У меня ощущение трагедии, потому что время -необратимо, оно дороже денег. И в этом смысле нет ничего хорошего в том, что губернатор ничего не сделал. Значит, он держит орду бездельников-исполнителей, которые выжидают и ничего не делают, потому что не могут угадать, что делать. Отсюда, соглашусь с другими, мы видим популистские метания по поводу частных решений. Однако отмечу, что в ходе общения Басаргин демонстрирует, что слушает собеседника, но нужно, чтобы он еще и слышал».
Игорь Аверкиев, член Правления Пермской гражданской палаты:
«Басаргин очень затянул своё кадровое строительство. Из-за того, что так долго длилась неопределённость с первыми лицами в некоторых министерствах – почти год пропал впустую, например, в культуре.
Ни один губернатор сегодня не в
состоянии осуществлять стратегические изменения, это приходится откладывать до
лучших послепутинских времён. Хоть сколько-нибудь серьёзные изменения сегодня разрешены
и возможны только во второстепенных, «не серьёзных» для режима сферах. Чем и
занимался Олег Чиркунов в пермской культуре. В этих условиях для любого
губернатора, включая пермского, в качестве самой приличной позиции остаётся
быть для региона высокоэффективной «скорой помощью». Для того, чтобы губернатор
Басаргин оформился как «скорая помощь» - года вполне достаточно. Но в том-то и
проблема, что «скорая помощь» получается какая–то несовременная и не очень
эффективная».
Геннадий Кузьмицкий, депутат Законодательного Собрания Пермского края:
«На самой первой встрече с
губернатором, когда обсуждались кандидатуры в правительство Пермского края, я
спросил у Виктора Фёдоровича, сможет ли он выгнать из края чиркуновскую
камарилью. Он подумал и ответил: «Да, смогу». И я считаю, что он это сделал.
Мне жаль, что люди не знают
конкретных дел. Из 13 данных нам (депутатам
Законодательного Собрания) обещаний губернатор уже исполнил 8. Среди
вопросов был и краснокамский водовод, проблемы которого двадцать лет не
решались, и «Мамин выбор», и проблемы местного самоуправления, и налоговый
проект 20 на 20. В мае появится законопроект, который видоизменяет эту льготу,
и 9 млрд рублей не будут уходить в оффшоры. Виктор Басаргин – благо для Пермского края. Он записывает все просьбы и
замечания, но, в отличие от многих чиновников, он записывает это не для того,
чтобы потом выбросить, а чтобы потом выполнять».
Виталий Ковин, политолог, координатор Пермского представительства Ассоциации
«Голос»:
Предыдущий период правления
Чиркунова для себя я это сформулировал как псевдолиберальная псевдомонархия. Так
или иначе, идеологически было понятно, что в Пермском крае «либеральный»
губернатор и осуществляется «либеральная» политика. Пермскому краю эта политика
стилистически соответствовала. Признаюсь, было приятно ощущать себя в «либеральном
регионе» на фоне других. Так или иначе, казалось, что нами нельзя «просто так»
управлять, нами нужно управлять с некой миссией, с некой идеологически
определенной целью. Она может нравиться или не нравиться, но делает действия власти
понятными и объяснимыми - «он же либерал».
Басаргин же идеологически
непонятен и неопределен, он сознательно выбрал политику «малых дел». Как кажется,
он сознательно избегает «разговоров» об идеологии своего правления. Все, что
угодно, лишь бы его не заставили объяснять «куда идем», «какова наша цель», «какой
Пермский край мы создаем». Так развивается большинство регионов, там нет
никакой идеологии, никакой концепции, но подходит ли этот путь нам?
И из личных достижений нынешнего
губернатора: Басаргин пришел как назначенный губернатор, когда, казалось,
заслуженные нами выборы совсем близко. Кому еще выбирать губернатора, как не
нам? Разочарование было сильным. Но, как мне кажется, за прошедший год его
перестали в этом укорять, возможно, потому, что он достаточно четко заявил, что
считает местные и любые прямые выборы ценностью. Может быть, он просто обычный
демократ?».