Пермская гражданская палата - Новости

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Новости



Пермские юристы дают советы выпускникам: как сдать экзамен и ничего не нарушить?

 

Каждый ученик выпускного класса испытывает определённое волнение, связанное с необходимостью сдавать государственную итоговую аттестацию (ГИА). Несмотря на то, что процедура проведения ГИА достаточно подробно описана законодательно, родители учащихся, как правило, не могут помочь им советом о тонкостях, связанных с ЕГЭ или ГВЭ. В этом посте мы рассмотрим основные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся во время сдачи ГИА, на примерах из судебной практики.

 

Один из самых животрепещущих вопросов для экзаменуемых – это способы обойти запреты, установленные на ГИА. Неудивительно, что с попытками учащихся списывать на экзамене связано самое больше количество судебных дел.

 

При нарушении установленных правил учащегося удаляют с экзамена и аннулируют его результаты ЕГЭ. Как показывает практика, обжалование в судебном порядке акта об удалении с экзамена обычно не приносит положительных результатов.

 

Вот несколько примеров:

 

«Государственной экзаменационной комиссией было принято решение об аннулировании результатов ЕГЭ ученика, который во время экзамена в туалете записал по памяти условие одной из задач. Обучающийся сделал это для того, чтобы после сдачи ЕГЭ проконсультироваться с репетитором по математике. Суд оставил в силе решение об аннуляции результатов ЕГЭ».

 

«ГЭК было принято решение об отмене результатов ЕГЭ ученика, который пронёс на экзамен мобильный телефон. Обучающийся не согласился с данным решением и обжаловал его в судебном порядке, ссылаясь на то, что телефон находился в выключенном состоянии, просто сработал будильник. Вынося решение, суд руководствовался тем, что сам факт наличия телефона на экзамене является нарушением порядка проведения ГИА. Факт нарушения был зафиксирован в акте об удалении с экзамена».

 

Бывают случаи, когда организаторы ЕГЭ сами не до конца осведомлены о том, чем можно пользоваться во время экзамена. Рекомендуем экзаменуемым самостоятельно ознакомиться перед каждым экзаменом со списком специальных средств обучения, которые можно приносить на экзамен. Иначе можно оказаться в описанной ниже ситуации.


«При просмотре файлов видеонаблюдения в одном из пунктов проведения ЕГЭ было выявлено нарушение Порядка проведения ГИА. При проведении ЕГЭ по информатике и ИТК в одной из аудиторий на рабочих столах участников ЕГЭ стояли ноутбуки. В перечне средств обучения на ЕГЭ по данному предмету не предусмотрено использование каких-либо средств обучения. По факту данного нарушения был вынесен протокол об аннулировании результатов ЕГЭ всех участников, которые сдавали экзамен в данной аудитории. Несколько учащихся обратились в суд для обжалования протокола об аннулировании результатов ЕГЭ. Иск они мотивировали тем, что организаторы ЕГЭ разрешили пользоваться ноутбуками, а доступа в сеть Интернет на них не было. В ходе судебного заседания организатор ЕГЭ пояснила, что она думала, что раз на ГИА после 9 класса разрешено использование ноутбуков, то разрешено и на ГИА после 11 класса».


Факт нарушения учащимся порядка проведения ГИА должен быть обязательно зафиксирован надлежащим образом, иначе аннуляцию результатов ЕГЭ сравнительно легко будет обжаловать в судебном порядке.

 

«После публикации в сети Интернет заданий ЕГЭ, результаты ЕГЭ обучающегося, опубликовавшего данные задания, были аннулированы без права пересдачи. Он обжаловал данные действия Государственной экзаменационной комиссии в суд. В судебном заседании было установлено, что факт наличия и использования мобильного телефона во время экзамена установлен не был и акт об удалении с экзамена не составлялся. Суд вынес решение о признании незаконным решения ГЭК и обязал школу выдать аттестат».

 

Организаторы, присутствующие в аудитории во время проведения ГИА, несут административную ответственность за то, что не смогли распознать факты списывания или иных нарушений порядка ГИА. Организаторы обязаны следить за порядком в аудитории и не допускать разговоров участников ЕГЭ между собой, обмена любыми материалами и предметами, наличия средств связи, электронно-вычислительной техники, фото, аудио и видеоаппаратуры, письменных заметок, справочных материалов, кроме разрешённых. Видеозаписи, которые ведутся в аудиториях во время экзамена, просматриваются с целью контроля. Во время просмотра часто выявляются случаи, когда организаторы не заметили списывающих учеников.

 

«Организаторы, допустившие использование участником ЕГЭ сотового телефона для фотофиксации заданий ЕГЭ и получения справочной информации, были оштрафованы на 20 000 рублей каждый. Привлечение к административной ответственности за нарушение требований организации образовательного процесса основано на наличии видеозаписи аудитории во время проведения экзамена. Попытка обжаловать штраф положительных результатов не дала».

 

«Организатор, допустивший использование справочных материалов участницей ЕГЭ также привлечён к административной ответственности за нарушение требований организации образовательного процесса. Штраф в размере 20 000 рублей обжаловать не удалось».



Встречаются и такие случаи, когда организаторы проявляют излишнее рвение, пытаясь поймать списывающих учеников.

 

«При приёме выполненной экзаменационной работы организатор ЕГЭ составила протокол о нарушении правил сдачи экзамена, придравшись к следам гелиевой ручки на руке участника ЕГЭ. На основании данного протокола Государственная экзаменационная комиссия аннулировала результаты экзамена без права пересдачи. Истец, посчитав недоказанным наличие шпаргалки, обратился в суд с требованием устранить допущенные нарушения и восстановить результаты ЕГЭ. Суд пришёл к выводу, что шпаргалка в виде записи на руке отсутствовала, поскольку организатор экзамена должна была воспользоваться средствами видео наблюдения и продемонстрировать эту запись на видео. Данное видео суду не было представлено, как и иные доказательства наличия шпаргалки. Решением суда требования Истца удовлетворены».

 

«Что можно иметь на парте во время ГИА?» – ещё один актуальный вопрос для учащихся.



Напоминаем, что для экзаменов по отдельным учебным предметам существуют специальные средства обучения, которые можно проносить на экзамен. Это является правом каждого обучающегося, и никто не должен препятствовать его осуществлению.


«На входе в пункт проведения экзаменов для сдачи ЕГЭ у обучающегося изъяли непрограммируемый калькулятор, в результате чего он не успел завершить экзаменационную работу. В принятии апелляции о нарушении порядка проведения ГИА было отказано. Для защиты своих прав обучающийся обратился в суд. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Калмыкия действия по отказу в рассмотрении апелляции признаны незаконными. Скорее всего, судом было бы также удовлетворено требование о предоставлении возможности пересдать ЕГЭ в текущем учебном году, однако на момент вынесения определения обучающийся уже поступил в ВУЗ и отказался от данного требования».

 

Отдельное внимание следует уделить правилу использования на ЕГЭ чёрной гелиевой ручки. Инструкция о заполнении бланков ЕГЭ неслучайно настаивает на использовании учащимися именно такой пасты. Дело в том, что для соблюдения анонимности проверки работы всех экзаменуемых сканируются, а проверяются уже после этой процедуры в случайном порядке.

 

Аппаратура, используемая при сканировании и считывании экзаменационных работ, распознаёт исключительно чёрную гелиевую пасту. В случае использования иной пасты, после сканирования бланков ЕГЭ ответы будет невозможно распознать. Всех обучающихся предупреждают о необходимости заполнения бланков чёрными гелиевыми ручками, и если они этого не делают, оснований для обжалования результатов ЕГЭ не будет.



«Решением суда отказано в удовлетворении требований о проведении повторного сканирования и проверки результатов ЕГЭ. Решение суда основано на доказательстве факта использования участником ЕГЭ бледной шариковой ручки, а не чёрной гелиевой. Нарушение участника ЕГЭ инструкции о заполнении бланков привело к нечитаемости экзаменационной работы, в результате чего обработать удалось лишь часть бланка, и работа набрала суммарно 15 баллов».

 

Каждый участник ЕГЭ имеет право не согласиться с полученными результатами.



Следует помнить, что при рассмотрении апелляции количество баллов ЕГЭ может как увеличиться, так и уменьшиться. Если баллы ЕГЭ уменьшатся, обжаловать результаты апелляции в судебном порядке будет достаточно сложно. Единственный способ – доказать, что была нарушена процедура рассмотрения апелляции. В таком случае результаты апелляции будут отменены, и восстановлены первоначальные баллы. Однако процент положительных судебных решений по таким делам довольно мал, поскольку часть норм, регламентирующих порядок рассмотрения апелляции, носят рекомендательный характер.

 

Подготовила Ольга Ведерникова

 

  • Полный текст обзора со ссылками на тексты судебных решений доступен по ссылке http://usperm.ru/publication/kak-sdat-gia-i-vyzhit
  • Бесплатную консультацию юриста по вопросам защиты прав на ЕГЭ выпускники могут получить в группе https://vk.com/usperm