09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ ПЕРМСКИХ ПОЛИКЛИНИК: МЕРЫ ПРИНЯТЫ, НО НЕ ПО ВСЕМ ЗАМЕЧАНИЯМ И РЕКОМЕНДАЦИЯМ И НЕ ПО ЗАКОНУ
Министерство здравоохранения Пермского края и Управление здравоохранения Администрации города Перми отреагировали на результаты гражданского контроля поликлиник города Перми, проведённого Пермской гражданской палатой в феврале-марте 2013 года.
Напомним, в гражданском контроле приняли участие 34 общественных наблюдателя из 11 некоммерческих организаций Перми. Гражданский контроль был посвящён двум сферам деятельности поликлинических учреждений:
- комфортность обслуживания пациентов, внутреннее и внешнее благоустройство поликлиник;
- эффективность и комфортность «единой системы записи на приём к врачу».
Гражданский контроль поликлиник был первым гражданским контролем в Пермском крае, который проводился в соответствии с региональным законом «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае», принятым в 2011 году и единственным в России.
В ходе гражданского контроля было
выявлено 16 различных проблем и нарушений в исследуемых сферах и сформулировано
13 рекомендаций в адрес органов государственной власти и местного
самоуправления (подробнее с результатами гражданского контроля пермских
поликлиник и рекомендациями можно ознакомиться здесь).
Три основные проблемы, выявленные гражданским контролем в указанных сферах:
1. По многим параметрам (низкая доступность поликлиник для маломобильных групп, информационная недостаточность, откровенно плохое состояние туалетов, недостаточная внутренняя навигация и др.) пермские поликлиники не являются клиентоориентированными, особенно они некомфортны для людей с ограниченными возможностями (инвалидов, пожилых, маломобильных), что странно для амбулаторно-поликлинических учреждений, которые с каждым годом всё более специализируются на обслуживании именно пожилого, а, следовательно, маломобильного населения со специальными потребностями.
2. Значительный процент технических сбоев при централизованной записи на приём к врачу по телефону и через портал «k-vrachu» (на этапе регистрации) в значительной степени обесценивает преимущество дистанционной записи как наиболее оперативной и безбарьерной.
3. В
большинстве случаев «система» предлагает пациенту записаться к врачу на срок
более чем через неделю, что зачастую лишает врачебную помощь смысла и
выталкивает граждан в платную медицину или заставляет их использовать
неформальные каналы доступа к врачу. В результате «Единая система записи на
приём к врачу», ликвидировав очереди,
фактически ввела иные, виртуальные и дистанционные, барьеры на пути пациента к
врачу. Условно говоря, очереди стали скапливаться в виртуальном
пространстве, что, наверное, лучше, чем стоять в коридорах, но «стоять» в
виртуальных очередях теперь приходится уже не часы, как в «живых очередях», а
дни.
В соответствии с региональным
законом о гражданском контроле, результаты гражданского контроля поликлиник
были оформлены Актом и направлены для принятия мер в Министерство
здравоохранения Пермского края и Управление здравоохранения Администрации города
Перми.
В своих ответах Министерство и Управление изложили принятые и планируемые ими меры по решению ряда проблем и нарушений, выявленных контролем (смотрите перечень принятых и планируемых мер в Приложении к этому информационному сообщению).
Пермская гражданская палата признательна руководству обоих ведомств за своевременную и конструктивную реакцию на некоторые из представленных Палатой рекомендаций. Вместе с тем, ответы ведомств содержат в себе целый ряд серьёзных нарушений регионального закона о гражданском контроле:
Во-первых, ведомства прореагировали не на все рекомендации, представленные в Акте Пермской гражданской палаты.
Во-вторых, оба ведомства по сути проигнорировали диктуемую законом форму реагирования на Акт по результатам гражданского контроля - «Заключение». Ответы обоих ведомств написаны в свободной, не соответствующей закону, форме, что позволило им уклониться от конструктивной реакции на целый ряд важных проблем и рекомендаций, указанных в Акте по результатам гражданского контроля.
В частности, Закон Пермского
края «Об общественном (гражданском) контроле» устанавливает, что «заключение на рассмотрение акта по результатам
общественного (гражданского) контроля должно включать в себя:
- результаты проведения
проверки по указанным в акте фактам;
- оценку подтвержденных
в ходе проверки фактов на соответствие правам и законным интересам граждан;
- описание мер
по устранению выявленных нарушений или календарный план их устранения;
- мотивированное обоснование
в случае несогласия с фактами, выводами и рекомендациями, указанными в
акте;
- описание мер
по предупреждению повторного нарушения прав и законных интересов граждан,
выявленных в ходе мероприятия по общественному (гражданскому) контролю, и
календарный план их реализации» (статья 12, пункт 3 указанного Закона).
Ничего подобного ни по одному из пунктов Акта указанные ведомства Пермской гражданской палате не предоставили, хотя в свободной и зачастую неконкретной форме о части принятых мер сообщили.
Дальнейшие действия Пермской гражданской палаты:
- Добиться от обоих ведомств соблюдения Закона Пермского края «Об общественном (гражданском) контроле», то есть добиться полноценного Заключения на Акт по результатам гражданского контроля с указанием результатов проверки по изложенным фактам и мер по устранению выявленных нарушений с соответствующим календарным планом. Для этого Пермская гражданская палата войдёт в переговоры с обоими ведомствами. Если ведомства будут настаивать на несоблюдении закона, ПГП обратится в прокуратуру.
- Осенью 2013 года Пермская
гражданская палата проведёт повторный гражданский контроль пермских поликлиник.
Цель этого контроля – оценить эффективность принимаемых властями мер.
Ниже перечислены рекомендации
Пермской гражданской палаты, не нашедшие отражения в ответах краевого
Министерства здравоохранения и городского Управления здравоохранения (6 из 13
рекомендаций). Реакции властей на эти рекомендации Палата будет добиваться в
первую очередь:
1. При доработке
административного регламента надлежит ориентироваться на необходимость
постоянного увеличения доли пациентов, записавшихся на приём к врачу на срок
менее недели. Средний срок между записью и посещением врача должен постоянно
сокращаться. Сокращение среднего срока между записью и посещением врача должно
стать одним из основных критериев оценки эффективности деятельности
амбулаторно-поликлинических учреждений Перми.
2. При
доработке административного регламента предусмотреть простую процедуру отказа
пациента от записи к врачу, в том числе возможность отказа от записи в режиме
он-лайн.
3. Разработать
и внедрить алгоритм срочной записи к врачу. Процедура оперативного попадания на
прием должна быть предельна четкой и понятной для пациентов. Данный алгоритм
необходимо включить в административный регламент государственной услуги «Запись
на прием к врачу».
4. Разработать и обеспечить
реализацию городской Программы реконструкции и оборудования
амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с потребностями людей с
ограниченными возможностями передвижения
5. Разработать и внедрить
требования к комфортности амбулаторно-поликлинических учреждений в городе Перми
(«Стандарт комфортности амбулаторно-поликлинических учреждений»)
6. Разработать и внедрить
требования к информационному обеспечению пациентов в
амбулаторно-поликлинических учреждениях («Стандарт информационного обеспечения
пациентов в амбулаторно-поликлинических учреждениях города Перми»).
Меры, принятые или планируемые органами власти по результатам
гражданского контроля
поликлиник города Перми
Меры, принятые Министерством здравоохранения Пермского края:
1. Проведён внутренний аудит единой системы записи на приём к врачу.
2. «В два раза увеличены мощности call-центра», обеспечивающего запись пациентов на приём к врачу: «введены в эксплуатацию 30 дополнительных телефонных линий»; «расширен штат сотрудников», «проведены работы по заключению договора с оператором, технической наладке, приобретению новых лицензий».
3. «Введена регулярная процедура внешнего мониторинга для оценки качества телефонии». В ходе мониторинга специалисты-статистики будут проверять и оценивать систему по двум критериям: «доступность возможности записи на приём» и «процент дозвонов».
4. «Для упрощения процесса записи на приём через интернет» будет внедрена «система автоматической авторизации».
5. «Открыта служба консультативной поддержки портала k-vrachu.ru. Служба работает в режиме call-центра: с 7.30 ч. утра до 18.30 ч. вечера».
6. «В настоящее время проводится актуализация Административного регламента предоставления государственной услуги по приёму заявок (запись) на приём к врачу с учётом замечаний, отражённых в Акте Пермской гражданской палаты» по результатам гражданского контроля поликлиник города Перми.
Меры, принятые Управлением здравоохранения Администрации города Перми:
1. В 2013-2014 годах «предусмотрено оснащение поликлиник пандусами и оборудование входа в поликлиники поручнями с двух сторон».
2. «Администрацией Перми запущен инвестиционный проект «Проектирование поликлиники в Ленинском районе города Перми по адресу: ул. Ленина, 16» (она должна будет заменить сегодняшнюю ГКП № 1, расположенную в неприспособленном для поликлинического учреждения здании по адресу: ул. Пермская, 45 (угол с ул. Сибирской).
3. «В двух поликлиниках предусмотрены мероприятия по оборудованию лестничных маршей полностью или частично перилами».
4. «В 7 филиалах муниципальных поликлиник в 2013-2014 годах предусмотрены мероприятия по оборудованию туалетов для маломобильных групп населения».
5. «Главным врачам поликлиник указано на недопустимость продажи бахил в подведомственных учреждениях при оказании медицинской помощи прикреплённому населению».
6. «Главным врачам муниципальных поликлиник взрослой сети направлено письмо начальника управления здравоохранения по устранению замечаний, указанных в разделе «Информация» Акта» Пермской гражданской палаты по результатам гражданского контроля.
7. «Специалистами Департамента дорог и транспорта Администрации города Перми был проведён анализ представленного Акта на соответствие действующим нормам и нормативам». В результате было выявлено, что «у 7 объектов в пределах пешей доступности действительно не оборудованы пешеходные переходы». При формировании бюджета на 2014-2016 год Департамент дорог и транспорта Администрации города Перми «учтёт расходы», необходимые для обустройства пешеходных переходов вблизи 7 поликлиник.
Пресс-служба
Пермской гражданской палаты
т. 233-40-63