Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Что такое гражданский контроль

 

Раздаточный пакет "Теория гражданского контроля.
Гражданский контроль: что это? зачем это? как это?"

 

Понятия и технологии

 

Ольга Кочева
Игорь Аверкиев

Гражданский контроль - непосредственное наблюдение представителями общественных организаций и инициативных групп за соблюдением прав и законных интересов граждан в учреждениях и органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях различной формы собственности с целью прекращения и/или недопущения нарушения прав и законных интересов граждан.

Гражданский контроль - одна из наиболее сложных гражданских технологий, доступных для НКО, обладающих достаточными материальными ресурсами, значительным экспертным и менеджерским потенциалом. Он может быть явочным, уведомительным или разрешительным, в зависимости от степени публичности учреждения и оказываемых им услуг, физической открытости процедуры предоставления услуг, типа учреждения (закрытые, с санкционированным входом и др.), информационной политики учреждения.

Отличительные признаки гражданского контроля

  • Гражданский контроль представляет собой серию спланированных мероприятий, направленных на получение «закрытой», не доступной для широкой общественности информации
  • Собираемая информация представляет общественный интерес (затрагивает интересы большого числа людей)
  • Собираемая информация затрагивает проблемы нарушений прав человека, злоупотреблений и нарушений законодательства со стороны органов власти
  • Конечной целью гражданского контроля является практическое решение проблемы
  • Гражданский контроль затрагивает сферу ответственности органов власти, либо компаний-монополистов, имеющих массового потребителя

Цели

  • Привлечь внимание органов власти и общественности к значимой проблеме, и стимулировать ее решение
  • Устранить злоупотребления, нарушения законодательства
  • Контролировать соблюдение прав человека
  • Повысить качество услуги, качество работы чиновников и т.д.

Этапы гражданского контроля

  • Определение проблемы, выбор объекта, определение цели
  • Определение методов контроля
  • Достижение необходимых договоренностей
  • Составление программы, определение основных вопросов и предварительных критериев оценки, подготовка инструментария
  • Проведение мероприятий гражданского контроля
  • Оценка полученной информации
  • Представление результатов контроля

Методы контроля

  • наблюдение (например, на избирательном участке, на призывном пункте, за исполнением судебных процедур)
  • анализ документов, официальной статистики
  • натурные исследования (вывешены ли объявления о времени приема граждан, существуют ли пандусы для инвалидов)
  • посещение учреждения, обследование условий
  • сбор жалоб
  • беседы, интервью, фокус-группы
  • общественные экспертизы (судебных решений)
  • эксперимент (как попасть на прием к чиновнику, записаться к стоматологу и т.п.)
  • гражданское расследование
  • мониторинг
  • и другие

Наиболее привычная и распространенная процедура сбора информации о соблюдении прав граждан – мониторинг. Гражданский мониторинг - постоянный, систематический сбор общественными организациями или инициативными группами информации о соблюдении прав и законных интересов граждан органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами. Эффективность гражданского мониторинга в значительной степени зависит от доступности формализованной информации об услуге или учреждении и его информационной открытости. Мониторинг может проводиться на основе косвенных данных (опрос потребителей, письма заключенных, анкетирование освободившихся из мест лишения свободы, анализ смежной и вторичной статистики и т.д.).

Гражданский контроль может быть официальным, когда он проводится в соответствии с официальными договоренностями органов власти или самим учреждением, и неофициальным, когда он проводится исключительно по инициативе общественных организаций.

Наиболее затратным, и в то же время, наиболее актуальным и востребованным является гражданский контроль так называемых «закрытых» (колоний, СИЗО) и «полузакрытых» (интернатов, детских домов) учреждений. В таких учреждениях технологии гражданского контроля – активного непосредственного наблюдения, могут быть в полной мере задействованы только при наличии официальных договоренностей.

Официальный гражданский контроль, в отличие от неофициального, может быть ограничен требованиями не допускать публичного разглашения собранной информации при условии, что учреждения и контролирующие их ведомства берут на себя ответственность по устранению нарушений и выполнению рекомендаций гражданских контролеров.

Гражданский контроль помогает выявить факты грубых, систематических, массовых нарушений прав человека. Но в это же время, контроль, как правило, неэффективен для сбора доказательной базы. В таких случаях необходимо проведение дополнительного расследования, со специфическими для расследования технологиями и методами.

Гражданское расследование - сбор и анализ информации о фактах грубого или массового нарушения прав и законных интересов граждан. При проведении расследований можно руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Не начинайте расследование с официальных запросов и обращения к должностным лицам. Начните с неофициальных источников.
  • Охотнее всего идут на контакт сотрудники "старше среднего возраста", не занимающие руководящих постов.
  • Если кто-либо сам стремится предоставить вам информацию, попросите "источник" изложить информацию письменно.
  • Помните, информация может считаться достоверной лишь при условии, что не менее трех неофициальных источников ее полностью подтвердили.
  • Лишь после сбора неофициальной информации вы можете начать рассылать "запросы" и обращаться за официальными комментариями.
  • Старайтесь сопоставить различные точки зрения.

Еще одна сопутствующая гражданскому контролю технология – гражданская экспертиза. Гражданская экспертиза - независимый от органов государственной власти анализ социально значимых практик с точки зрения их соответствия общественному интересу, который отстаивает общественная организация или инициативная группа, являющаяся заказчиком (исполнителем) экспертизы.

Мероприятия по результатам гражданского контроля

  • представление информации органам власти в виде заключений, отчетов, предложений и рекомендаций по исправлению ситуации
  • проведение переговоров и иных согласительных процедур для разрешения спорных ситуаций
  • создание совместных общественно-государственных комиссий
  • обращение в органы прокуратуры, суд
  • широкое освещение полученной информации в средствах массовой информации
  • проведение общественных акций и кампаний … и другие

 

Раздаточный пакет "Теория гражданского контроля.
Гражданский контроль: что это? зачем это? как это?"