Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Гражданская оборона Байкала

Байкал всегда считался российским национальным достоянием, а в 1996 году решением ЮНЕСКО он был включен в список Всемирного природного наследия. В нем сосредоточено 20% пресных вод всего мира и 80% запасов пресной воды нашей страны. Эти два обстоятельства делают Байкал уникальным местом, жемчужиной, требующей чрезвычайно бережного отношения. Поэтому планы кампании «Транснефть» по строительству нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в 800 метрах от Байкала вызвали шквал гражданского возмущения.

 

Среди обстоятельств, почему необходимо строить нефтепровод вблизи уникального озера, назывались и экономические расчеты, и политические причины (нежелание проводить поток в обход через Якутию, которая получила бы выход на мировые рынки и укрепила свою независимость от Москвы) и просто корпоративные войны (борьба РЖД и «Транснефти» за право транспортировки) – словом, заинтересованные группы продавливали проект как могли. Когда в январе 2006 года 46 из 55 экспертов государственной экологической экспертизы отклонили проект, в состав комиссии ввели 35 новых человек, которые продавили необходимое согласование. А вырубка лесной просеки под трубопровод началась вообще задолго до каких-либо публичных обсуждений.

 

Однако причины, не позволяющие строить нефтепровод, перевешивали все другие аргументы. Достаточно сказать, что строительство предполагалось вести в сейсмоопасной зоне, это делало угрозу разрыва нефтепровода не просто реальной, а фактически неизбежной. В случае даже одной аварии в Байкал могло вылиться до трех тысяч тонн нефти (примерный объем потока в трубе между двумя заглушками), которая покрыла бы больше половины озера пленкой и вся экосистема была бы в одночасье погублена.

 

На защиту Байкала поднялись десятки тысяч людей, по всей стране. В марте и апреле 2006 года в Иркутске, Томске, Москве, Екатеринбурге и других городах прошли митинги против строительства нефтепровода. Только в Иркутске на митинг вышло до 10 тысяч человек – больше, чем на протестные митинги по ЖКХ и монетизации вместе взятые. Активно включились в борьбу экологические организации: академик Николай Лаверов, Марина Рихванова и возглавляемая ею организация «Байкальская экологическая волна», Алексей Яблоков, председатель оргкомитета партии «Зеленая Россия», Роман Важенков из российского представительства «Гринпис», Международный фонд защиты животных, Всемирный фонд дикой природы и многие-многие другие. Жители Хабаровского края подали иск в Верховный суд об отмене строительства. Сибирское отделение РАН написало открытое письмо премьеру Фрадкову. 5 апреля было объявлено о создании «Байкальского движения», объединяющего самых разных людей ради защиты Байкала.

 

К такому народному единению не смогла не присоединиться и местная власть в лице губернатора Иркутской области Александра Тишанина и полпреда в СФО Анатолия Квашнина. Письмо в защиту Байкала подписали 73 депутата Государственной думы. Даже Общественная палата РФ заняла жесткую позицию и напрямую обратилась к президенту с требованием запрета строительства нефтепровода вблизи озера.

 

Не воспользоваться столь благоприятной ситуацией для президента Путина было бы непростительной политической ошибкой, ведь подобное решение носит долгоиграющий характер, о нем вспоминают спустя десятилетия. И 26 апреля 2006 года под объективы телекамер, на глазах изумленного руководителя «Транснефти» Семена Вайнштока, Путин «неожиданно» заявил о необходимости перенести строительство Восточного нефтепровода не ближе 40 километров от северного побережья Байкала. Озеро было спасено.

 

Гражданская оборона Байкала наглядно продемонстрировала, что под хорошо организованным массовым давлением власть готова идти на любые уступки и материальные издержки. Даже очень серьезным государственным и финансовым лоббистам можно оказывать сопротивление и добиваться успеха, отстаивая общественные интересы, ценности разделяемые многими и многими обычными людьми.

 

Календарь мероприятий

 

31 декабря 2004 года - было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации № 1727-р «О строительстве трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан».

 

Апрель 2005 г. «Транснефть» в одностороннем порядке, без согласований, изменило трассу нефтепровода на участке п. Магистральный — Новый Уоян, приблизив на отдельных участках трассу нефтепровода на расстояние 800 метров от берега Байкала.

 

Январь 2006 года - проект, разработанный «Транснефтью», не прошёл государственную экологическую экспертизу, поскольку предусматривал прокладку нефтепровода в сейсмоопасной зоне на расстоянии 700—800 м от северной оконечности Байкала.

 

1 марта 2006 года - после визита президента Путина в Китай и в результате давления на экспертные организации проект был одобрен.

 

22 марта и 5 апреля 2006 года - Госдума, принимая Водный кодекс соответственно во втором и третьем чтении, внесла (по предложению депутатов от Иркутской области) положение о запрете, на какое бы то ни было строительство в 20 км от береговой линии озера Байкал.

 

12 апреля 2006 - Госдума неожиданно вернулась к обсуждению уже принятого Водного кодекса и приняла важную поправку, снимающую законодательные ограничения на строительство вблизи озера Байкал. Тем самым были поддержаны намерения компании «Транснефть» провести нефтепровод в непосредственной близости от озера.

 

В марте – апреле 2006 в Иркутске, Томске, Москве, Екатеринбурге и других городах прошли митинги протеста. Жители Хабаровского края и местные организации подали иск в Верховный суд об отмене распоряжения о строительстве ВСТО, но 16 марта суд признал законным постановление Правительства о строительстве нефтепровода.

 

5 апреля 2006 года - объявлено о создании «Байкальского движения», объединяющего самых разных людей ради защиты Байкала.

 

26 апреля 2006 в ходе совещания с сибирскими губернаторами в Томске президент Путин неожиданно заявил о необходимости пересмотреть проект с целью провести нефтепровод не ближе 40 километров от северного побережья Байкала.

 

28 апреля 2006 в Тайшете были сварены первые стыки уложенных труб нефтепровода – началось строительство ВСТО.

 

4 октября 2008 года был осуществлён запуск в эксплуатацию в реверсном режиме части нефтепровода от Талаканского нефтяного месторождения до Тайшета длиной 1105 км.

 

27 апреля 2009 года «Транснефть» завершила сварку линейной части первой очереди нефтепровода, а 28 декабря 2009 года председатель правительства РФ В. В. Путин запустил первую очередь.

 

20 января 2010 года - в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы произошла утечка 450 м³ нефти. Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров. На территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации. В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены.

 

Материалы по теме

 

Подборка материалов на Бабр.ру-Сибирь. Региональный информационный центр

Информационное агентство «REGNUM». Все ссылки в сюжете «Нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан"»

Forest.ru Подборка материалов по проблемам трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан

Независимая газета. Статьи на тему «Байкал»

Сообщество в Живом журнале «люди против трубы»

Радио Свобода. Общественность в защиту Байкала и против суперпроекта «Транснефти»

Позиция Сибирского отделения РАН по проекту трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан»

Гринпис. «Байкальский проект»

Christian Science Monitor. Стремясь спасти озеро Байкал, она достучалась даже до Путина

Каспаров.ру «Жители Иркутска пытаются спасти Байкал»

Экологическая правда «Как спасли Байкал от трубы»

Труба. Байкал. Протест. Как это было весной 2006, и как мы отстояли Байкал

Российская газета «Дамоклова труба над Байкалом»

Сайт о Байкале

 

На главную