Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Библиотека гражданских технологий

 

Игорь Аверкиев

Версия для печати

 

Как работать с властью

"Пермские правила поведения"

Пермская гражданская палата, Пермский региональный правозащитный центр, 2004 г.
Примечания:

1. Ниже речь пойдет о Правилах, которые, с точки зрения автора, значительно повышают эффективность взаимодействия граждан и общественных организаций с представителями власти.

2. Эти Правила для тех, чья цель во взаимодействии с властью - добиться реального успеха. Успеха гражданского, т.е. общественно значимого, не делая при этом ничего вопреки совести и не платя чрезмерной цены. Эти правила непригодны для тех, кто входит в контакт с властью в личных интересах, для исполнения ритуалов или для демонстрации чего-либо третьим лицам.

3. Эти Правила для тех граждан и общественных организаций, чья цель - общественный интерес, достижение конкретного общественного блага, т.е. блага, имеющего реальную ценность для реальной группы людей.

4. Правила эти, безусловно, не претендуют быть нормами и сформулированы на основе десятилетнего опыта взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления двух пермских общественных благотворительных организаций: Пермского регионального правозащитного центра и Пермской гражданской палаты.

НЕ ВЕРЬ, НЕ БОЙСЯ, НЕ ПРОСИ!
НО ПОНИМАЙ И НЕ ОСКОРБЛЯЙ!
Никто никому ничего не должен

Никто никому ничего не должен: ни власть - нам, ни мы - власти. Всего нужно добиваться. Обо всем нужно договариваться.

Любой орган власти - не благотворительная организация, но и не банда человеконенавистников. Неразумно, добиваясь чего-либо от представителя власти, взывать к его человеколюбию, состраданию, соблюдению Конституции и к прочим гиперценностям (хотя бывают редкие случаи, когда это имеет смысл). Общаясь с гражданами, большинство представителей власти не считают необходимым делать добро только потому, что они - "слуги народа". Во взаимоотношениях с населением они отстаивают даже не государственные, а ведомственные, групповые и личные интересы - это ни плохо, ни хорошо - так устроены люди, так устроена власть. Поэтому, чтобы убедить в чем-либо конкретного чиновника, необходимо понять его реальные интересы и найти к ним дорогу. И помните, что плохие, нечестные, злые люди среди представителей власти встречаются не чаще, чем среди любой другой группы людей. Просто последствия от их зла серьезнее. Чем больше у человека власти, тем выше цена его ошибок и прочих безобразий.

Или заставь, или договорись

Существует всего 3 способа добиться от власти своего:

    1. Договориться. Т.е., выступая с позиции общих интересов (реально общих интересов, а не мифических, вроде "блага народа", "торжества демократии" или "равенства полов"), помочь власти осуществить ее интерес, в обмен на содействие в осуществлении вашего.

    2. Если договориться не удается - заставить. Т.е., выступая с позиции силы, принудить власть совершить нечто вопреки ее интересам. "Сила", в широком смысле этого слова, как нечто, обеспечивающее преобладание, позволяющее диктовать свои условия. Такой "силой" может быть: ваша способность организовывать массовые акции протеста, реальная угроза судебного преследования, возможность серьезно изменить электоральный расклад перед выборами, предание гласности компрометирующей власть информации, способность организовать "вышестоящее" или международное давление и т.п.

    3. Упросить, т.е., воззвать к состраданию, к жалости.

Последний способ также имеет смысл, как два предыдущих, но далее рассматриваться не будет.

Не проси, но предлагай

Просителей никто не любит. Проситель в России - "халявщик". Оформите свою просьбу как предложение. Лучше всего, конечно, как "предложение, от которого нельзя отказаться". Просьбу можно сразу же отклонить. Предложение, как минимум, приходится обсуждать.

Не проси, обменивай

Работа с властью - рынок, обмен ресурсами. Все, что представитель власти делает для вас, он расценивает как услугу со своей стороны или как одолжение и, естественно, хочет что-то взамен. Я не о деньгах, не о взятках. В обмен на содействие вы можете предложить властному партнеру помощь в проведении официальных мероприятий, можете предоставить ему нужную информацию об общей клиентской группе, можете солидарно выступить по приемлемому для вас поводу и т.д. и т.п.

Плати за все

Платите за все. Даже когда не просят. Опять же речь не о деньгах, а о воздаянии.

Во взаимоотношениях с властью "бесплатного сыра" не бывает. Мышеловка гарантирована. И даже не по злобе и особому вероломству, просто люди власти - люди серьезные, "за так" ничего не делают. Если попросите или согласитесь на что-нибудь "бесплатное" - рано или поздно с вас потребуют плату. Грубо, вежливо или намеками, но потребуют, причем в самом неудобном для вас виде и размере (попросят поддержать на выборах кого не хочется, отказаться от важных для вас требований, присоединиться к дурной властной инициативе и т.д.). А вам, как честному человеку, придется согласиться и платить или, как бесчестному человеку, придется отказаться. Поэтому не ждите, когда вам назовут цену, определяйте ее сами, заранее. Плата должна быть соразмерна услуге и не должна противоречить вашей гражданской миссии и вашей совести.

Будь компетентен. Знание - сила

Неосведомленность в тонкостях своего дела, неаргументированное просительство, неумение сформулировать "гражданский заказ" - повод для презрения и невнимания со стороны власти. Если вас презирают - вам остается рассчитывать только на жалость и снисходительность. Иногда это работает, но не создает базы для долгосрочного взаимодействия. Компетентность - самый простой способ выступать "с позиции силы" - силы знания, знания, большего, чем у оппонента. Уважают того, кто больше имеет, в том числе информации, опыта, инициатив.

Не верь обещаниям

Не верьте обещаниям власти. Не верьте устным обещаниям, добивайтесь письменных или, по крайней мере, публичных. При малейшей возможности заключайте письменные договоры, соглашения, даже если они не могут иметь юридической силы - ведь любой договор открывает возможность для предъявления моральных претензий за его неисполнение. Добившись обещания, готовьтесь к его неисполнению. Собирайте новые аргументы, готовьте давление, если есть возможность - готовьте санкции.

Говори с властью на языке власти

Если хотите быть понятыми - говорите с властью и пишите власти на ее языке. Канцелярский, бюрократический язык - не прихоть, а язык партнера, его нужно знать и уметь использовать, чтобы партнер лучше вас понимал. Любому приятно, когда к нему обращаются на родном ему языке. Язык митинга, пропаганды не годится для делового общения с властью. Соблюдайте значимые для власти деловые ритуалы. Пишите официальные письма правильно, как положено по деловому этикету. Очень важно без ошибок называть должности и титулы чиновников. Статус в бюрократической иерархии - святое, не дай бог с этим напутать. Знайте терминологию чиновников в вашей сфере деятельности. Если, добиваясь чего-нибудь для сирот, вы будете путать "патронаж" и "патронат", вас сочтут некомпетентным и дистанциируются.

Не оскорбляй

Если перед тобой враг - убей его, но не унижай, не оскорбляй. Оскорблять - удел хамов и камуфляж слабых. Нам это зачем? Если не можете себе позволить быть доброжелательным - будьте формально вежливым, но не презирайте, ведя деловые переговоры, не обзывайте власть "прогнившей" и "антинародной", взывая к ее вниманию. Называйте, но не обзывайте вещи своими именами. Если вы идете на переговоры в орган власти как в вертеп, переполненный негодяями - у вас ничего не получится, агрессия породит лишь агрессию. Следите за эмоциями, не распаляйтесь, обличая власть. Борец с "оккупационным режимом", не ушедший с автоматом в подполье - смешон.

Иногда власть необходимо наказать или запугать, но тогда нужно быть "на танке" (во главе многотысячной армии сторонников, с судебным решением наперевес, с мандатом в кармане и т.п.). Но и в этом случае не оскорбляйте, не уподобляйтесь, будьте благородны.

Будь признательным

Не относитесь к поддержке властью ваших инициатив как к должному, даже если это ее обязанность, записанная в законах. Не стесняйтесь и находите время быть признательными. Но не дарите подарков, не развращайте чайными сервизами. Благодарите лично: словами, грамотами, символическими сувенирами.

Помни о миссии

В больших кабинетах быстро забываешь, зачем в них зашел. Величие стен отвлекает. Торг увлекает. В общении с властью цель быстро превращается в задачу, задача - в деятельность, деятельность - в способ существования. И уже неважно, зачем ты пришел к губернатору. Важно приходить и почаще. Чувствовать себя причастным - так приятно. А они хитрые. Они заманивают, соблазняют вхожестью, рукопожатиями. Будьте начеку. Помните о том, во имя чего…

Соблюдай дистанцию

Будьте контактны, улыбчивы, но не панибратствуйте с властью. Не пейте с ними водку. Не задерживайтесь на их праздниках. Не принимайте от них подарков. Не допускайте, чтобы вас подвозили на их машинах. Не играйте с ними в большой теннис. После всего этого как-то неловко быть принципиальным, требовать справедливости, говорить большие правильные слова. Правда, очень редко, но встречаются общественные деятели, которым удается отделять одно от другого. У них как-то получается, погружаясь в светскую жизнь правящего класса, не изменять своей общественной миссии, не вязнуть в соглашательстве, "дружеских сговорах". Но таких - единицы, у остальных не получается. Поэтому лучше воздерживаться.

Не одалживайся

Не просите для себя лично, не лоббируйте своих родственников и знакомых. Делать это или нет, конечно, ваше частное дело, но платить придется общественными интересами.

НЕТ СОБСТВЕННЫХ ПРАВИЛ,
КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ НАРУШАТЬ ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА,
НО ИМЕННО "СОБСТВЕННЫХ" И ДЛЯ "ПОЛЬЗЫ"
Правозащитники и власть:
возможности взаимодействия

Несмотря на разнообразие форм взаимодействия правозащитных организаций и властных структур и наличие в каждом правиле своих исключений, можно выделить основные закономерности, обуславливающие степень конфронтации и сотрудничества правозащитников и власти.

1. Чем дальше орган или чиновник по своим обязанностям от практического решения конкретных проблем конкретных людей, тем терпимее и конструктивнее его взаимоотношения с правозащитниками (с областной администрацией, как правило, проще работать, чем с городской; с законодательной властью проще, чем с исполнительной; как правило, проще найти общий язык с судебным департаментом или управлением юстиции, чем с областным судом или управлением внутренних дел и т.д.).

2. Взаимоотношения тем лучше, чем меньше правозащитники поднимают вопросы нарушенных прав и чем больше занимаются социальной защитой, гуманитарными акциями, просвещением (это не совет, это констатация).

3. Взаимоотношения с властью лучше в тех сферах правозащиты, где нарушителями прав граждан являются не органы власти, а частные предприятия, некоммерческие организации, другие государства.

4. Чем меньше для бюджета цена права, тем проще договориться с властью о его соблюдении.

5. Если представитель власти лично заинтересован в нарушении права (коррупция, коммерческий интерес, политические взгляды, угроза привлечения к уголовной ответственности и т.п.), добиться соблюдения этого права труднее, чем в случае, когда праву противостоит лишь персонифицированный в чиновнике ведомственный интерес.

6. Закономерность самая очевидная и объединяющая все предыдущее. Чем меньше претензии правозащитников чреваты персональной ответственностью для чиновника (уголовной, административной, дисциплинарной, политической и даже моральной), тем он спокойнее и конструктивнее (это тоже не совет, это тоже констатация).

Все это означает, что пространство сотрудничества правозащитных организаций с властью в России на современном этапе не очень велико, а условия попадания в это пространство могут быть неприемлемыми для многих правозащитников. Но есть проблемы, которые решаются только в этом пространстве.

Существенные поправки в срабатывание указанных закономерностей вносит субъективный фактор. Например, очень многое зависит от готовности и способности сторон идти на личный контакт, решать проблемы не в переписке, а при непосредственном общении. Многое может изменить давнее личное знакомство, доброжелательность, "убийственная мощь аргументов" и т.д. Существенно и зря отравляют отношения взаимная подозрительность, снобизм. Для чиновника правозащитник - априорно выскочка, безусловный непрофессионал, демагог, с каким-то затаенным нечистым интересом. Для правозащитника чиновник - столь же априорно лишенный интеллекта бюрократ, заведомый коррупционер и реакционер, питающийся правами человека.

МЫ ЧАСТО НЕ МОЖЕМ ДОБИТЬСЯ СВОЕГО
НЕ ПОТОМУ, ЧТО ВЛАСТЬ СИЛЬНА И ВЕРОЛОМНА,
А ПОТОМУ, ЧТО МЫ СЛАБЫ И НЕВНЯТНЫ

Пермский региональный правозащитный центр
и Пермская гражданская палата:
итоги работы за 10 лет

Текущая деятельность

В рамках общественной приемной Правозащитного центра и Гражданской палаты правовую помощь получили 17 448 человек, чьи права и законные интересы были нарушены представителями органов государственной власти и местного самоуправления.

Специалисты Правозащитного центра ответили на 5 571 письмо с жалобами и запросами из мест лишения свободы.

Под социально-правовым патронажем Правозащитного центра и Гражданской палаты находилось 324 дела по защите прав и законных интересов граждан, пострадавших от противоправных действий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, из них 162 дела выиграны, проиграно 49 дел, 87 дел прекращено по независящим от ПРПЦ и ПГП обстоятельствам, остальные 26 дел находятся на различных стадиях рассмотрения.

В 1998-2000 гг. выиграно 38 дел по предоставлению Альтернативной гражданской службы.

Гражданская палата оказала правовую, методическую, информационную и организационную помощь 160 общественным организациям и инициативным группам; разработано 103 устава по заявкам создающихся общественных организаций. При непосредственном активном участии Правозащитного центра и Гражданской палаты создано около 30 правозащитных и "социальнозащитных" общественных организаций.

ПРПЦ и ПГП провели 48 гражданских просветительских экспедиций в города и районы Пермской области, а также Кировской области и Удмуртии.

Проведено более 130 просветительских мероприятий: постоянно действующие правозащитная и гражданская школы, областные ежегодные правозащитные конференции, тематические конференции, семинары, гражданские дискуссии, гражданские PR-компании и т.д.

Правозащитным центром создана выставка "Права человека в России". Выставка экспонировалась 46 раз в различных городах и районах Пермской области

Гражданской палатой и Правозащитным центром издано 26 пособий и брошюр общим тиражом 87 700 экземпляров. Выпущено и распространено 10 000 листовок по правам человека.

Издано 70 номеров газеты "Личное дело" (4 000 экземпляров).

С декабря 2000 года функционирует сайт ПРПЦ, ежедневно сайт посещает около 500 человек.

Мониторинг прав человека в Пермской области

Правозащитным центром и Гражданской палатой подготовлены и изданы "Доклады о соблюдении прав человека в Пермской области" за 1998, 1999, 2000 годы, а также Доклад о нарушениях в Пермской области выборного законодательства при проведении выборов депутатов в Государственную Думу III созыва.

Законотворческая деятельность

Сотрудники Правозащитного центра и Гражданской палаты разработали 5 проектов областных законов, 4 из которых были приняты Законодательным Собранием Пермской области и действуют.

    "О социальной защите населения на территории Пермской области", Закон принят Законодательным Собранием в 1997 году. Законопроект был подготовлен специалистами ПРПЦ-ПГП по заказу Пермского областного Комитета социальной защиты населения;

    "Об уполномоченном по правам человека Пермской области". Законопроект был разработан в 1996 году. В 1997 году отклонен Законодательным Собранием. Принят в 2000 году. Уполномоченный по правам человека избран в марте 2001 года и осуществляет свою деятельность;

    "О благотворительной деятельности на территории Пермской области". Законопроект был разработан в 2000 году и отклонен Законодательным Собранием. Принят в 2003 году, но в другой редакции. Законопроект был подготовлен специалистами ПРПЦ-ПГП по заказу Пермского областного Комитета социальной защиты населения;

    "О социальном заказе". Закон разработан в 1999 году и принят Законодательным Собранием в 2000 году. Законопроект был подготовлен специалистами ПРПЦ-ПГП по заказу Законодательного Собрания Пермской области. Благодаря данному Закону регулярно проводятся пермские областные и городские конкурсы социально-значимых проектов.

По заказу Комитета социальной защиты населения специалистами ПРПЦ-ПГП разработана концепция Закона Пермской области "О социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы".

В 2003 году Пермской гражданской палатой был разработан и подписан губернатором проект Распоряжения "Об эксперименте по организации общественного контроля интернатных, социально-реабилитационных учреждений и домов ребенка города Перми и Пермского района".

В 2004 году по заказу администрации Пермской области Гражданской палатой разработаны проекты указов губернатора "О службах по устройству детей на воспитание в семьи", "Об организации семейных воспитательных групп в Пермской области", разрабатывается проект закона "Об основах системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермской области".

Гражданский контроль

Пенитенциарные учреждения

Договоренность с Главным управлением исполнения наказаний (ГУИН) о первом посещении исправительного учреждения была достигнута в июле 1997 года, когда сотрудники Правозащитного центра предприняли совместную с органами власти проверку жалоб осужденных на условия содержания в исправительной колонии УТ-389/37 (г. Чусовой).

За весь период деятельности Правозащитного центра организовано 29 посещений исправительных учреждений Пермской и Кировской области, 14 посещений следственных изоляторов, а также 14 посещений спец.учреждений ГУВД Пермской области (ИВС, приемники-распределители, медвытрезвители).

В 2003 году между Правозащитным центром и ГУИН МЮ РФ по Пермской области заключен договор о сотрудничестве, который помимо прочего предполагает регулярные гражданские визиты правозащитников в пенитенциарные учреждения области.

В декабре 2003 года при ГУИН МЮ РФ по Пермской области был создан Общественный совет, куда вошли представители правозащитных и религиозных организаций, а также журналисты. Председателем Совета был избран заместитель директора Правозащитного центра В.А. Краснобаев. Цель Совета - привлечение общественности к решению проблем, стоящих перед ГУИН МЮ РФ по Пермской области, в первую очередь касающихся вопросов гуманизации условий содержания под стражей и соблюдения прав человека. Члены общественного совета наделены правом уведомительного посещения всех учреждений и в случае обнаружения нарушений прав человека - направляют обращения об их устранении.

Интернатные учреждения

В марте 2003 года было достигнуто соглашение с Областным комитетом социальной защиты населения о посещении интернатов для инвалидов и престарелых. В первой половине 2003 года представители Правозащитного центра и Гражданской палаты посетили 7 интернатов для инвалидов и престарелых. В результате гражданских переговоров, состоявшихся 4 апреля 2003 г., между организациями, входящими в Пермскую Ассамблею, и областными социальными ведомствами было достигнуто соглашение о постепенном введении на территории Пермской области института общественного контроля интернатных учреждений (детские дома, дома ребенка, интернаты для инвалидов и престарелых, психоневрологические интернаты). В соответствии с соглашением Гражданской палатой было разработано Временное положение об общественном контроле в интернатных учреждениях. 3 июля 2003 г. Распоряжением Губернатора был запущен эксперимент по общественному контролю интернатных учреждений г. Перми и Пермского района. Общественный контроль осуществляли 11 общественных инспекторов из 7 общественных организаций. Общественными инспекторами были посещены все интернатные учреждения г. Перми и Пермского района области - всего 29 учреждений.

С выявленными проблемами в обеспечении прав гражданина и человека были ознакомлены руководители учреждений, что позволило решить часть проблем "в рабочем порядке". Аналитические материалы были представлены губернатору и руководителям соответствующих ведомств, а также обнародованы для местного сообщества и СМИ. По итогам гражданского контроля социальными ведомствами были разработаны планы по устранению недостатков. По ряду фактов были осуществлены административные разбирательства и уволены с работы несколько руководителей социальных ведомств.

В настоящее время специалисты Гражданской палаты разрабатывают проект Закона "Об общественном контроле в Пермской области". Гражданские визиты в интернатные учреждения продолжаются.

Гражданская экспертиза

Гражданская экспертиза системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей

Экспертиза проведена Гражданской палатой и Обществом развития предпринимательских инициатив. По итогам экспертизы Палатой и Обществом была разработана программа реформирования системы. Программа была принята Администрацией области. В 3-х муниципальных образованиях были осуществлены соответствующие пилотные проекты по реформированию. По результатам экспериментов Администрация Пермской области заказала Гражданской палате разработку проекта закона "Об основах системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермской области".

Гражданская экспертиза законопроектов

По просьбам комитетов Государственной Думы, Отдела социального развития Администрации Пермской области, Комитета социальной защиты населения Пермской области, Отдела социальной помощи семье Комитета социальной защиты населения Пермской области, Комитета по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания Пермской области, гражданских организаций других регионов подготовлено 28 экспертных заключений по законопроектам федерального, региональных и местного уровней.

Гражданская экспертиза Правил содержания животных на улицах г. Перми

Правила предполагали уничтожение бездомных животных. По итогам экспертизы и почти двухлетних споров с Администрацией г. Перми Прокуратурой Пермской области было внесено представление в Пермскую городскую Думу об отмене данного Положения.

Оценка ущерба, нанесенного здоровью жителей поселка Юго-Камский в результате аварии трубопровода "Пермь-Альметьевск", принадлежащего ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"

Инициирование проведения общественной экологической экспертизы утилизации на территории г. Перми твердотопливных ракет стратегического назначения. Правовое консультирование инициативной группы граждан, выступающих против утилизации ракет на территории города Перми

Содействие в получении материалов для проведения экологической и историко-культурной экспертизы Генерального плана застройки г. Перми

Гражданские переговоры

Гражданские переговоры о введении гражданского контроля интернатных учреждений

Инициатором проведения гражданских переговоров о введении на территории Пермской области общественного контроля интернатных учреждений являлась Пермская гражданская палата. Переговоры проходили между организациями, входящими в Пермскую Ассамблею, и областными социальными ведомствами. В результате было достигнуто официальное соглашение о постепенном введении на территории Пермской области института общественного контроля интернатных учреждений (детские дома, дома ребенка, интернаты для инвалидов и престарелых, психоневрологические интернаты). Стороны договорились и о проведении полугодового эксперимента по внедрению общественного контроля. По результатам эксперимента планируется разработать соответствующий региональный законопроект. За реализацию соглашения отвечает избранная на переговорах совместная рабочая группа из представителей Областной Администрации и Пермской Ассамблеи.

Гражданская палата осуществляла методическое и правовое обеспечение гражданских переговоров:

    о гуманизации военного призыва (Общество "Мемориал" - Администрация Пермской области);

    о создании безбарьерной среды для инвалидов (областное Общество инвалидов - администрации Пермской области и г. Перми);

    о создании финансовых гарантий защиты прав участников медицинского процесса (Пермский медицинский правозащитный центр - Администрация Пермской области);

    о процедурах учета общественного мнения при принятии решений о реализации культурных проектов, затрагивающих интересы местных сообществ (Фонд культуры "Юрятин", Киностудия "Новый курс", Общество развития предпринимательских инициатив - администрации Пермской области и г. Перми).

Программа малых грантов "Новая пермская общественность"

В рамках Программы Пермской гражданской палаты "Новая пермская общественность" общественным организациям было выделено 46 грантов на общую сумму $180 000. В конкурсах приняли участие 154 некоммерческие организации Пермской области (программа финансировалась Фондом Форда).


06.09.2005

 

Назад