Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека гражданских технологий

 

Глава 2. Гражданский контроль интернатных учреждений

 

О.Н. Кочева

 

История введения общественного контроля интернатных учреждений на территории Пермской области

С 2002 года Пермский региональный правозащитный центр (ПРПЦ) и Пермская гражданская палата (ПГП) избрали в качестве одного из основных направлений своей деятельности защиту прав "подопечных" полузакрытых учреждений - душевнобольных, воспитанников детских домов, инвалидов и престарелых, находящихся в домах-интернатах и специализированных интернатах. Решение о продвижении идеи общественного контроля интернатных учреждений было принято Пермской гражданской палатой в феврале 2003 года. До этого момента в течение 7 лет Правозащитный центр и Гражданская палата в более "мягкой", уведомительной форме уже осуществляли общественный контроль пенитенциарных учреждений Пермской области, мест содержания под стражей системы МВД (с июля 1997 по май 2003 года - 34 визита). В различное время соответствующие договоренности были достигнуты с руководством областного УИН и УВД. Визиты в эти учреждения сопровождались просветительскими и гуманитарными программами.

Такая специализация в деятельности обеих организаций связана с тем, что, в отличие от обычных граждан, которым жизнь предоставляет более или менее равные возможности для защиты своих прав, "подопечные" полузакрытых (интернатных) учреждений находятся в более уязвимом положении: в этих учреждениях объективно гораздо больше возможностей для унижения человеческого достоинства и различных злоупотреблений и меньше возможностей для отстаивания своих прав. Характерной особенностью полузакрытых учреждений является почти полная зависимость "подопечных" от администрации учреждений и невозможность самостоятельной защиты своих прав. Именно эти категории граждан в первую очередь нуждаются в помощи по отстаиванию своих прав и интересов. В этом смысле полузакрытые учреждения - непочатое поле деятельности для правозащитных организаций.

Посещение закрытых и полузакрытых учреждений представителями общественных организаций - наиболее действенный механизм контроля за соблюдением прав человека в них. Поэтому Пермский региональный правозащитный центр и Пермская гражданская палата направили свои усилия на развитие этого направления.

С января 2003 года, по договоренности с Комитетом социальной защиты населения Администрации Пермской области, ПРПЦ и ПГП начали посещение домов-интернатов для престарелых и инвалидов. С января по июль 2003 года представители Правозащитного центра и Гражданской палаты посетили 5 интернатов в Лысьве, Березниках, Кудымкаре, Перми. Визиты в учреждения сопровождались просветительскими и гуманитарными программами для проживающих и сотрудников, кроме того, были организованы юридические консультации.

***

Пермская гражданская палата, чьей основной целью является развитие гражданских инициатив, сосредоточила свою деятельность в 2002-2003 году, прежде всего, на продвижении новых гражданских технологий: гражданской экспертизы, гражданских переговоров и гражданского контроля. Эта деятельность осуществлялась в тесном взаимодействии с открытым партнерством "Пермская ассамблея", активными участником которого является Правозащитный центр и Гражданская палата. По инициативе участников открытого партнерства "Пермская ассамблея" новые гражданские технологии активно использовались на прошедшей в апреле 2003 года Ярмарке-форуме "Пермь. 2003".

В результате гражданских переговоров, состоявшихся 4 апреля 2003 г. на Ярмарке-форуме, между организациями, входящими в Пермскую Ассамблею, и областными социальными ведомствами было достигнуто официальное соглашение о постепенном введении на территории Пермской области института общественного контроля интернатных учреждений (детские дома, дома ребенка, интернаты для инвалидов и престарелых, психоневрологические интернаты).

Участники гражданских переговоров признали необходимость общественного контроля и пришли к соглашению о необходимости проведения эксперимента по внедрению общественного контроля в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения. На переговорной площадке было принято решение о создании рабочей группы для реализации достигнутых соглашений. В течение месяца, после подписания соглашения было разработано временное Положение об эксперименте по введению общественного контроля и подготовлен список общественных инспекторов из числа представителей общественных организаций.

Временное Положение об эксперименте по введению общественного контроля было представлено заместителю губернатора Пермской области Т.И. Марголиной. Членами рабочей группы был разработан проект Распоряжения губернатора о введении института общественного контроля интернатных учреждений. 2 июля 2003 года губернатор Пермской области Юрий Трутнев подписал Распоряжение "Об эксперименте по организации общественного контроля в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка города Перми и Пермского района".

Эксперимент будет продолжаться на протяжении 6-ти месяцев - с июля по декабрь 2003 года. Объектами общественного контроля являются социальные учреждения трех ведомств - образования, здравоохранения и социальной зашиты: детские дома, школы-интернаты, дома ребенка, интернаты для престарелых и инвалидов, социально-реабилитационные центры г. Перми и Пермского района. Всего в рамках эксперимента будет проинспектировано 32 учреждения. Общественный контроль осуществляют 11 общественных инспекторов из 7 гражданских организаций (Гражданская палата, Правозащитный центр, Медицинский правозащитный центр, Общество "Мемориал", Фонд "Защита", Фонд "Барсук", Общество "Хоспис"). Эти общественные инспекторы были наделены полномочиями проведения плановых посещений интернатных учреждений и участия в проверках, проводимых органами власти, а также в случаях получения информации о грубых и массовых нарушениях прав граждан, инспекторы имеют право посещать интернаты без предварительного уведомления органов власти и самих учреждений.

За первые три месяца эксперимента общественные инспекторы посетили 13 интернатных учреждений и один раз осуществили безуведомительный визит в связи с получением информации о грубом нарушении прав человека. Среди посещенных учреждений 4 дома-интерната для престарелых и инвалидов, 1 дом ребенка, 2 территориальных комплексных центра социального обслуживания населения, 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 1 приют для несовершеннолетних, 1 коррекционная специальная школа-интернат, 2 детских дома.

Назад К содержанию Вперед