09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"
"Детский мега-проект пермской Ассамблеи"
Реформирование пермской региональной системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите
Данные предложения были разработаны группой экспертов гражданских организации по проекту Пермской гражданской палаты "Разработка организационно-экономической модели региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства" в 2002 году.
Современная Пермская региональная система помощи детям, нуждающимся в государственной защите
С точки зрения задач реформирования системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите, Пермская область (наряду с Москвой, Московской, Самарской областями, Карельской республикой и Ханты-Мансийским округом) предстает в несколько более выгодном свете, чем большинство других российских регионов. Прежде всего, благодаря тому, что в области давно и активно осуществляются эксперименты по внедрению альтернативных, семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В Пермской области, в одной из первых в стране, была внедрена модель семейного детского дома. Еще в 1989 году в Прикамье были созданы первые 13 семейных детских домов. Несмотря на многочисленные серьезные недочеты при внедрении этой модели и ее фактическое угасание, она послужила стимулом для развития в регионе других форм замещающей семьи.
В 1996 году был принят областной "Закон о приемной семье". Сначала этим новым, чуть более удобным для замещающих семей, статусом воспользовались оставшиеся к тому времени семейные детские дома (большинство из них перерегистрировались в приемные семьи). Впоследствии к ним присоединились десятки новых семей. На начало 2002 года в области зарегистрировано 126 приемных семей, в которых воспитываются 398 детей. Была даже создана ассоциация приемных родителей "Маленький принц". Тем не менее, и эта форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, испытывает сегодня серьезные трудности, что ограничивает возможности ее развития.
В 1998 году в Перми были созданы одни из первых в российской провинции патронатные семьи, а в 2000 году был принят "Закон о патронатном воспитании" (помимо Перми законодательство о патронатном воспитании существует только в Карелии, Московской и Самарской областях). В настоящее время в Пермской области создано 160 патронатных семей, в которых воспитывается 500 детей, что является одним из самых высоких показателей в России. В области существует несколько экспериментальных площадок патронатного воспитания: детские дома № 2 и № 16, социальный приют в Чернушке. В Нытве была даже предпринята попытка расформирования детского дома и размещения детей в патронатные семьи. С той или иной активностью патронатные семью создаются в 7 городах и районах области.
В текущем году свое серьезное отношение к тезису о приоритете семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, продемонстрировали пермские городские власти, создав городскую уполномоченную службу по устройству детей в семьи. Служба создана на базе Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, и призвана оказывать помощь органам опеки и детским домам по устройству детей в семьи. Это опять-таки одна из первых в стране попыток кардинального реформирования не только структуры, но и функций органов опеки и попечительства, т.к. целенаправленно и систематически эти органы устройством детей в семьи сегодня не занимаются.
Если органы образования в основном экспериментировали с семейными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, то органы социальной защиты в своих "пилотных" проектах сделали упор на новые формы профилактики социального сиротства. В проекте Областного комитета социальной защиты населения "Возвращение домой" по сути был отработан механизм социального патроната, причем, почти при полном отсутствии адекватной законодательной базы.
К сожалению, имевшие место эксперименты и "пилотные" успехи мало влияют на ситуацию с социальным сиротством в целом:
Основная причина такого положения - сохранение старых административных, финансовых, законодательных, кадровых и политико-идеологических условий формирования региональной "сиротской политики". Современная пермская модель обладает всеми основными пороками постсоветской системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите:
В этих условиях и при непрекращающемся росте числа социальных сирот даже сегодняшние успехи патронатного воспитания в Пермской области вполне могут повторить участь семейных детских домов и многих других прогрессивных новаций.