09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕТОДИКИ
Права потребителей
Как покупателю защитить свои права без обращения в суд
При продаже товаров через предприятия розничной торговли зачастую происходят случаи реализации товаров ненадлежащего качества. Взаимоотношения с торговой организацией при нарушении ею своих обязательств регулируются положениями Гражданского кодекса РФ и Закона РФ "О защите прав потребителей". Покупатель, желая избежать судебного разбирательства, может действовать следующим образом.
1. Известный способ "Дайте жалобную книгу".
Эту книгу обязаны дать в любом магазине. Главное, в чем при этом следует убедиться - зарегистрирована ли она в местном муниципальном образовании. Несмотря на всю банальность данного способа, его может оказаться достаточно, ибо владельцу магазина нежелательно портить отношения с исполнительной властью в лице администрации вышеупомянутого округа. Если в жалобной книге появилось гневное замечание, директор магазина обязан урегулировать этот вопрос, поэтому его желание найти компромиссное решение заметно возрастает.
Если книгу жалоб получить не удалось, покупатель может обратиться с жалобой в управление Госторгинспекции либо в отдел по защите прав потребителей при местной администрации. Не исключено и возбуждение уголовного дела по ст. 200 УК РФ "За обман потребителя". Когда, скажем, Госторгинспекция проверяет жалобу потребителя, она, как правило, не останавливается на одном факте нарушения правил, а выполняет свои служебные обязанности по полной программе.
2. Куда следует обращаться в случае нарушения ваших прав как потребителя:
3. Обращение в инспекцию по торговле
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле (Госторгинспекция) - государственная служба, основными задачами которой являются контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, деятельностью по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие функции:
Территориальные госторгинспекции имеют право:
В принципе, достаточно одного обращения в отделение Госторгинспекции, чтобы ваша проблема решилась положительно - после в этом магазине будет проведена проверка, которая неминуемо выявит определенные нарушения правил торговли (идеальных магазинов не бывает), в предписании директору магазина будет фигурировать и пункт относительно интересующего вас вопроса.
4. Вот мы и добрались до главной надежды и опоры потребителя - ГКАП
Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) является центральным органом исполнительной власти Российской Федерации в проведении государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.
Территориальные антимонопольные управления по вопросам защиты прав потребителей имеют очень широкие полномочия. Они, в частности, имеют право:
Действия антимонопольных органов по защите прав конкретного гражданина потребителя начинаются с рассмотрения заявления гражданина, поданного в эти органы.
Далее происходит встреча с должностными лицами того хозяйствующего субъекта, на действия которого жалуется потребитель. При этом требуются объяснения по фактам нарушения прав гражданина и даются предложения в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя (если законность этих требований подтверждается в ходе проверки).
Зачастую такого разъяснения бывает достаточно для удовлетворения требований потребителя и защиты его прав.
Если в ходе рассмотрения заявления потребителя вскрываются факты грубого нарушения положений законодательства о защите прав потребителей или должностные лица хозяйствующего субъекта отказываются в добровольном порядке удовлетворить законные претензии заявителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона "О защите прав потребителей" и принимают меры о принудительном удовлетворении требований потребителя путем выдачи обязательных для исполнения предписаний. Предусмотрена также выдача предписаний без возбуждения дел.
5. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) решает вопросы защиты прав потребителей в области контроля за качеством товаров (выполнения работ, оказания услуг).
С этой целью Госстандарт России, например,
Территориальные органы Госстандарта России, в частности
В случае невыполнения выданных предписаний органы Госстандарта России имеют право налагать штрафы на изготовителей (исполнителей, продавцов), а также непосредственно на руководителей указанных предприятий.
6. Следует отметить, что законодательством предусмотрены довольно жесткие штрафные санкции к продавцам и изготовителям, отказавшимся удовлетворить требования потребителя. Помимо стоимости товара, неустойки, морального вреда, с продавца при обращении потребителя в суд может быть взыскан штраф в доход государства в размере исковых требований потребителя, удовлетворенных судом. Об этом также, не стесняясь, следует напоминать продавцу или изготовителю, с тем, чтобы избежать необходимости прибегать к помощи судебных органов.