Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Права человека: опыт и методики

 

ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕТОДИКИ

 

Права потерпевших, подозреваемых и заключенных

 

Приказы МВД и Европейская Конвенция прав человека и основных свобод, Приказы МВД и Европейская социальная Хартия

Нам никто не мешает перевыполнить наши законы.
Виктор Черномырдин
(в программе "Зеркало" 2 марта 1997 года)

1998 год стал для России годом ратификации Европейской Конвенции прав человека и основных свобод. Принятая в Риме 4 ноября 1950 года, Европейская Конвенция (так мы будем именовать ее сокращенно в тексте настоящего доклада) в настоящее время ратифицирована более, чем 30 европейскими странами. Вхождение в число этих стран выдвигает перед РФ задачу по приведению федерального законодательства и ведомственной нормативной базы в соответствие с европейскими стандартами. Предлагаемый доклад ставит перед собой цель проанализировать, в какой степени приказы МВД РФ соответствуют стандартам Европейской конвенции.

1. В соответствии со ст. 1 Конвенции Государства, подписавшие Конвенцию, обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией права и свободы, определенные в разделе 1 Конвенции. Однако в приказах МВД РФ в качестве критериев оценки работы сотрудника милиции (см., например, п. 74 Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности1) не рассматривается обеспечение сотрудником милиции прав и свобод человека. В то же время в вышеназванном Уставе такими критериями являются количество задержаний преступников, строевая выправка, содержание технических средств. В качестве критерия оценки работы в Уставе указаны "вежливость в обращении с гражданами", "соблюдение дисциплины и законности". Однако данные критерии носят общий и нечеткий характер и не ориентируют сотрудника милиции на приоритет прав и свобод человека над иными социально-политическими ценностями. Пункт 85 Устава, содержащий перечень обязательных знаний, которыми должны располагать патрульно-постовые наряды, не относит к числу таковых знания о правах и свободах человека и гражданина, которые Российская Федерация должна соблюдать в связи с действующими нормами международного права и международными договорами.

2. Следует отметить, что ряд положений приказов и иных актов МВД РФ соответствуют духу ст. 1 Конвенции. Так, ст. 4 Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью от 24.04.92, подписанного в т.ч. МВД РФ, отмечается, что в удовлетворении запросов и просьб по уголовным делам, содействии в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действии, может быть отказано полностью или частично, если запрашиваемая сторона полагает, что их выполнение повлечет нарушение прав человека. В ст. 9 Инструкции о порядке исполнения и направлениях органами внутренних дел РФ запросов и поручений по линии Интерпола2 указывается, что Центральное Бюро Интерпола в России отказывает в удовлетворении запросов, если их выполнение повлечет за собою нарушение прав человека. Любопытно, что ведомственные нормативные акты, разработанные при участии МВД РФ, существенно смягчали ряд положений или пробелов законодательного и президентского нормотворчества, которые нарушали права человека. Так, в Совместном указании Генпрокуратуры, МВД и ФОБ РФ "О порядке реализации норм Указа Президента РФ № 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма...", обращалось внимание на необходимость оперативной и тщательной проверки жалоб, связанных с исполнением Указа, восстановлении нарушенных прав, допустимость задержания подозреваемого в бандитизме только по возбужденному уголовному делу и т.д.

3. Ст. 3 Конвенции устанавливает, что никто не должен подвергаться унижающему достоинство обращению. Данному требованию соответствуют п.п. 92-98 Устава патрульно-постовой службы, согласно которым сотрудник милиции должен быть вежливым с гражданами, по требованию граждан назвать свою фамилию, не имеет право вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и т.д. Однако эффективных методов контроля за соблюдением сотрудниками МВД данного требования в приказах МВД не имеется. Не создана приказами и система учета и анализа жалоб граждан на унижающее достоинство обращение со стороны сотрудников милиции.

4. Ст. 5 Конвенции устанавливает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. П. 1 данной статьи устанавливает 6 оснований лишения свободы.

Совместным указанием Генпрокуратуры и МВД РФ "Об избрании меры пресечения"3 устанавливается, что при совершении тяжких преступлений рецидивистами необходимо применять "заключение таких лиц под стражу в качестве меры пресечения по мотивам одной лишь тяжести преступления". Более того, начальникам следственных подразделений предписано рассматривать оставление таких лиц на свободе, как уклонение от выполнения профессиональных обязанностей и грубое нарушение закона.. Данное требование Противоречит п.п. "B, C" ч. 1 ст. 5 Конвенции, согласно которым в отношении данной категории лиц арест или задержание могут иметь место только в случае законного решения суда, обеспечения выполнения любого предписанного законом обязательства, а также при наличии достаточных оснований считать, что задержание необходимо для предотвращения правонарушения или для того, чтобы помешать скрыться после его совершения.

Совершение т.н. "тяжких преступлений" рецидивистами в качестве основания задержания или ареста ст. 5 Конвенции не предусмотрено. Как отмечалось в решении Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу Энгель от 8.06.76, список из б случаев, когда может иметь место лишение человека свободы, является исчерпывающим. Возможность изменения меры пресечения в виде содержания под стражей существенно снижается м благодаря п. 12 Указания Генеральной Прокуратуры РФ № 36/15 от 23.06.95, "Об усилении прокурорского контроля за соблюдением срока предварительного следствия и содержания обвиняемого под стражей", прокурорам предписано проводить соответствующую проверку по каждому факту изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражей, если она ранее продлевалась.

5. Согласно п. 3 ст. 5 Конвенции, каждый, кто задержан или арестован для предотвращения совершения преступления или воспрепятствования возможности скрыться, имеет право на судебное разбирательство в течении разумного срока или на освобождение до суда. Однако согласно приложению к Приказу МВД РФ № 398 от 1992 года Примерное положение "Об организации работы специализированных подразделений органов дознания милиции общественной безопасности", начальник милиции общественной безопасности утверждает постановление следователя о продлении сроков содержания под стражей и протокол о задержании подозреваемых в совершении преступлений.

6. В соглашении о возвращении несовершеннолетних в государства проживания4 содержится также ряд положений, противоречащих ст. 5 Конвенции. Действительно, в соответствии с п. "D" ч. I ст. 5 Конвенции допускается задержание несовершеннолетнего для воспитательного надзора или для передачи компетентному органу на основании законного постановления. Однако в срок содержания несовершеннолетних в приемниках-распределителях не входит срок карантина, объявленного в данных учреждениях. Соглашением предусмотрено направление несовершеннолетних к местам устройства через транзитные приемники-распределители, что влечет существенное увеличение сроков, на которые несовершеннолетние оказываются лишенными свободы. Важно отметить, что данным Соглашением не предусмотрено права задержанного несовершеннолетнего на безотлагательное судебное разбирательство законности задержания, в то время как такое разбирательство должно иметь место в соответствии с п. 4 ст. 5 Конвенции.

7. В соответствии с п. "А" ч. 1 ст. 5 Конвенции законное содержание под стражей может применяться в отношении лиц, признанных виновными компетентным судом, а в соответствии с п. "С" той же части может иметь место арест или задержание, чтобы лицо предстало перед компетентным судом, если необходимо предотвратить совершение нового преступления или помешать ему скрыться. В отношении душевнобольных лиц, в соответствии с п. "Е" той же статьи может применяться только заточное задержание. Однако Положение об отделении судебно-психиатрической экспертизы5 фактически не препятствует тому, что лица, признанные экспертизой невменяемыми и душевнобольными, до вынесения определения суда могут быть выписаны обратно в следственный изолятор, а не в психиатрические больницы либо на попечение родственников.

8. В соответствии со ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, каждое физическое или юридическое лицо вправе свободно пользоваться своим имуществом, кроме случаев, когда они лишены такого права в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом. Однако в соответствии с Инструкцией о вещественных доказательствах6 следователь и дознаватель ОБЯЗАНЫ изымать вещественные доказательства и приобщать их к делу При этом Инструкцией не предусмотрена возможность оставления данного имущества а распоряжении собственника при наличии гарантий сохранности и предоставления этого имущества по требованию судебно-следственных органов. Не принимается во внимание и значение изымаемого имущества для собственника (например, известен случай изъятия в качестве вещественного доказательства автомобиля у потерпевшего, являвшегося инвалидом 2-ой группы).

9. В соответствии о ст. 12 Конвенции, мужчины и женщины, достигшие брачного возраста имеют право вступать в брак в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим это право. Однако параграф 12 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов7 выходит за пределы регулирования права и фактически лишает права на вступление в брак содержащихся под стражей лиц, которым ЗАГС по месту нахождения СИЗО не выдал соответствующего разрешения, либо которым орган или лицо, в производстве которого находится дело, не выдал разрешение на свидание.

ПРИКАЗЫ МВД И ЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ

Все те вопросы, которые были поставлены,
мы их все соберем в одно место.
Виктор Черномырдин
("Итоги", № 15 от 1996 года)

Европейская социальная Хартия (далее по тексту Хартия) была подписана 18.10.61, но вступила в силу только 26 февраля 1965. В Хартии записаны 19 основных социальных прав, которые государства - члены Советы Европы, ратифицировавшие Хартию - гарантируют проживающим на их территории лицам. 5 мая 1988 г. был принят Дополнительный протокол к Хартии, который включил в перечень гарантированных Хартией прав еще 4 права.

На начало 1995 гола Хартия была ратифицирована 20 государствами, однако только 5 государств ратифицировало Дополнительный протокол 1988 года.

Еще один протокол - 1997 года - предусмотрел право коллективных обращений в защиту записанных Хартией прав. В настоящее время идет процесс пересмотра Европейской социальной Хартии.

Несмотря на то, что Россия не подписала до настоящего времени Хартию, следует предположить, что такое подписание может иметь место в завершающемся тысячелетии, поэтому ведомственные нормативные акты российских министерств должны разрабатываться с учетом положений Хартии. Некоторые соображения на этот счет мы позволим себе изложить ниже.

7.1.1 Право на труд.
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (Приказ МВД № 330 от 30.05.97) право осужденного на труд не предусмотрено. Правилами внутреннего распорядка СИЗО предусмотрена лишь только возможность осужденного трудиться при наличии соответствующих условpий.<> 7.1.2 Право на объединения в организации и на заключение коллективных договоров.
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений свобода объединения осужденных в организации не предусмотрена. Хотя в Правилах и записано право осужденных на вступление в самодеятельные организации осужденных, однако право создавать и реорганизовывать такие организации в Правилах отсутствует. Отсутствует в Правилах и право работающих осужденных на заключение коллективных договоров. К сожалению, не обеспечивает реализацию права на объединение и Инструкция о деятельности самодеятельных объединений осужденных.

7.1.3 Право на социальное обеспечение.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов, изоляторов временного содержания и исправительных учреждений порядок выплаты установленных законом пенсий и пособий подозреваемым, обвиняемым и осужденным не установлен.

Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели или причинения увечья сотруднику милиции (Приказ МВД № 260 от 31.05.93) установлено, что утрачивают право на возмещение указанного вреда сотрудники милиции (родственники лиц), которые добровольно сдались в плен или находились на отдыхе, стали жертвами покушения на самоубийство или самоубийства, если самоубийство не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства. Таким образом при перечисленных обстоятельствах право родственников погибшего сотрудника милиции на возмещение ущерба оказывается нарушенным. Кроме того данная Инструкция не предусматривает компенсацию в случае повреждения здоровья в результате получения психического заболевания, не связанного с телесным повреждением (п. 19). Следует отметить, что Инструкция не предусматривает компенсацию вреда здоровью для сотрудников, которые хотя и не лишены возможности дальнейшего прохождения службы, однако переведены по состоянию здоровья на более низкооплачиваемую работу.

Инструкцией о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим МВД России и членам их семей (Приказ № 70 от 1.03.94) предусмотрена выплата единовременных пособий родственникам умерших военнослужащих только в случае, если их смерть наступила в результате увечья или травмы до истечения одного года со дня увольнения. Данная инструкция не рассматривает в качестве членов семьи родителей военнослужащего, его бабушек и дедушек, внуков и внучек.

7.1.4 Право на социальную и медицинскую помощь
Правилами внутреннего распорядка СИЗО не предусмотрена возможность оказания медицинской помощи заключенному его лечащим врачом. Медосвидетельствование заключенного работниками медучреждений Минздравмсдпрома предусмотрена только при наличии у заключенного средств на лицевом счету. Выдача медикаментов впрок предусмотрена только в исключительных случаях. В условиях переполнения камер, недостаточного количества медработников запрет на хранение лекарств впрок фактически означает для многих заключенных невозможность получения своевременной медпомощи.

Приказом МВД № 213 об освобождении от наказания по болезни не предусмотрен ряд тяжелых опасных заболеваний, влекущих повышенную смертность, в качестве основания для освобождения по болезни, например дисеминированный туберкулез легких или СПИД.

7.1.5 Права семьи.
Правилами внутреннего распорядка СИЗО (Приказ МВД № 486 от 20.12.95) предусмотрена возможность заключения брака между лицом, заключенным в СИЗО. и лицом, находящимся на свободе, только при наличии разрешения на свидание, выданное лицом или органом, за которым числится подозреваемый (обвиняемый). Возможность вступления в брак между лицами, оба из которых находятся пол стражей или осуждены к лишению свободы, ни данными Правилами, ни Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений не предусмотрена.

Не предусмотрена возможность вступления в брак лица, находящегося в карцере. ПВР СИЗО предусмотрена возможность проведения свидания заключенного с родственниками через разделительную перегородку с использованием переговорного устройства, что препятствует полноценному семейному общению.

Приказом № 229 от 10.07.92 в качестве основания для перевода осужденного в колонию, приближенную к его месту жительства, не предусмотрено семейное положение осужденного, состояние здоровья и материальное положение его родственников, исключающие для них возможность поддержания нормальных семейных связей.

Инструкцией по организации работы участкового инспектора милиции (Приказ МВД РФ № 231 от 14.07.92) не предусмотрена обязанность участкового инспектора милиции принимать к доставке в медучреждения больных и находящихся в беспомощном состоянии лиц, кроме тех, кто находится в состоянии алкогольного опьянения или могут принести вред себе и окружающим.

Совместным указанием Генпрокуратуры и МВД РФ № 4/15/1 "Об избрании меры пресечения" не предусмотрен учет при решении вопроса о заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу его семейного положения, состояния здоровья родных и иных подобных факторов.

П. 14 Правил внутреннего распорядка ИУ предусмотрено свидание осужденного не более, чем с 2-мя взрослыми лицами.

7.1.6 Право трудящихся принимать участие в определении условий труда и производства на предприятии.
Данное право не предусмотрено ни в Правилах внутреннего распорядка ИУ в части осужденных, работающих на производстве, ни в нормативных актах, регламентирующих службу сотрудников в системе МВД.

 

Назад