Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Права человека: опыт и методики

 

ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕТОДИКИ

 

Права потребителей

 

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы. Ехал поезд запоздалый

Широка страна моя родная, вот только передвижение по ней не всегда доставляет удовольствие. Зачастую, качество услуг и комфорт в дороге оставляют желать лучшего.

"Скажите спасибо, что вообще довезли" - дежурное выражение лиц многих вагонных проводников. "Не до жиру - доехать бы" - думают про себя граждане и не возражают проводникам, кассирам, администрации вокзалов, когда сталкиваются с различными нарушениями.

Проезд по железным дорогам регулируется, в том числе, Законом "О защите прав потребителей" (вам оказывается услуга перевозки), а также ведомственными правилами. Если ведомственные инструкции железной дороги противоречат вышеуказанному закону, ущемляют права пассажира, то они считаются недействительными. Также не подлежат применению правила, которые не прошли государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и не были доведены до сведения пассажира в доступной форме до покупки билета. Право же потребителя на информацию об оказываемых услугах прямо закреплено в статье 10 Закона "О защите прав потребителей". Там же указывается, что исполнитель услуги, предполагая отсутствие у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги, должен все объяснять, не дожидаясь вопросов. Если недостоверная или неполная информация об услугах перевозки причинила вред гражданину (хотел доехать коротким путем, а получился круиз по селам Нечерноземья), пассажир вправе требовать возмещения убытков. Как и в случае, когда неинформированность пассажира повлекла за собой причинение вреда его жизни, здоровью или имуществу.

А теперь для пополнения Ваших знаний приведем несколько положений из Тарифного руководства № 5 "Правила перевозки пассажиров".

На крупных станциях продажа билетов должна производиться круглосуточно без закрытия билетных касс для перерыва на обед и смену дежурств. Билетные кассы должны быть открыты на всех станциях и остановочных пунктах, где продают 50 и более билетов в сутки.

С такого рода нарушениями Вы можете столкнуться в самый неподходящий для Вас момент. В практике Правозащитного центра был такой случай. На консультацию в ПРПЦ пришел гражданин с просьбой помочь обратиться в суд. В качестве ответчика выступило Свердловское отделение железной дороги. Дело в том, что гражданин, делавший пересадку на другой поезд в Свердловске, не смог вовремя купить билет, и ему пришлось задержаться на вокзале более семи часов. Как так могло получиться, что все кассы по продаже билетов закрылись на технологический перерыв? На этот вопрос придется ответить уже в суде. Главное в защите своего права, обеспечить все доказательства его нарушения, как сделал это наш пострадавший. Он обратился к начальнику вокзала, сделал записи в книге жалоб и обзавелся парочкой свидетелей.

Предварительная продажа билетов осуществляется не ранее, чем за 45 дней до дня отправления поезда. Начальнику поезда (механику-бригадиру) разрешается, в случаях отсутствия достаточного времени на оформление проездных документов через билетные кассы, производить посадку пассажиров с последующим оформлением проезда в "штабном" вагоне в течение 1 часа с момента отправления поезда. Если за указанный срок проездные документы не будут оформлены, пассажир считается безбилетным.

Проводник должен предупреждать пассажиров при посадке в вагон, чтобы они не забыли билеты у провожающих. Если билеты все-таки остались у провожающего, последний не позднее, чем через 3 часа с момента отправления поезда, может сдать эти документы начальнику станции или вокзала, который дает телеграмму начальнику поезда и сообщает о случившемся. В этом случае пассажиру должен быть выдан бесплатно новый билет.

На всех станциях, кроме пунктов отправления, при посадке пассажиры с билетами допускаются в любой вагон поезда. Проводники должны оказывать помощь пассажирам по переходу в вагоны, в которые приобретены билеты.

Пассажиры могут пользоваться спальными местами в любое время суток. Поднятие и опускание верхних полок по просьбе пассажиров выполняют проводники вагонов.

Проводники вагонов обязаны предупредить пассажиров не позднее чем за 30 минут о подходе поезда к станции назначения. Если Вы по вине проводника проехали свою станцию, то должен быть составлен акт, подписанный начальником поезда. Это дает пассажиру поезда право бесплатно возвратиться до станции назначения. Если Вы отстали от поезда, надо немедленно заявить об этом начальнику станции или иному уполномоченному лицу. Если в вагоне остались ваши вещи, то начальник станции должен бесплатно для вас дать телеграмму начальнику поезда о том, на какой станции следует оставить вещи пассажира. С этого момента начальник поезда является ответственным за ваши вещи. Вы имеете право бесплатного проезда до той станции, где они будут оставлены.

В случае опоздания поезда, вы имеете право потребовать уплаты неустойки в размере 3% от стоимости билета за каждый час просрочки.

Счастливого пути!

Роман Маранов, юрист-консультант
Правозащитного центра

22.05.2002

 

Назад