Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Права человека: опыт и методики

 

ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕТОДИКИ

 

Права детей

 

Кто остается на второй год

Когда мы говорим о том, что основная проблема наших детей - это наркотики, то статистика корректирует наше мнение, выдвигая на первое место - отношения с родителями. Они занимают почти 80% проблем детей и подростков. Дети говорят, что родители не понимают их, они на них давят, они гонят их. На втором месте проблема с учебой. Трудности обучения волнуют детей. Это и программа, и методики, которые не рассчитаны на уровень детей, и образовательный темп, который им навязывается, чехарда учебников, и кадры, которые работают с детьми. Конфликтам в школе мы уделим особое внимание и попробуем выработать методический материал, который позволит обобщить практику обращений в Правозащитный центр и предложить читателю варианты его разрешения.

Что такое образование
В Законе РФ "Об образовании" указано, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Другими словами можно выразить, что школа, гимназия и т.д. должны не только давать знания, но и воспитывать подрастающее поколение. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Среднее образование в нашей стране является бесплатным и обязательным для каждого ребенка. Возможность бесплатного получения образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Закреплением указанных гарантий Российское государство превзошло уровень требований, изложенных в п. "а" ст. 4 Конвенции от 14 декабря 1960 г., в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и бесплатным.

Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Конституции РФ определено, что за получение образования ребенком отвечают его родители.

Основные принципы образования.
В законе "Об образовании" перечислены основные принципы образовательного процесса:

  1. гуманистический характер,
  2. приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности,
  3. воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  4. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  5. образование должно носить светский характер,
  6. свобода и плюрализм

Более того определены основные гарантии прав граждан в области образования, в частности в сфере образования не допускается дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Какие бывают образовательные программы
Образовательная программа делится на:

  1. общеобразовательные;
  2. профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, на осознанный выбор профессии.

К общеобразовательным программам относятся:

1) дошкольное образование;
Родители являются первыми педагогами. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте. Государство берет на себя обязанность помогать обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Плата родителей за содержание ребенка в детском саду не должна превышать 20% затрат на содержание.

2) начальное общее образование (срок освоения 4 года);
Задачами начального общего образования являются овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

3) основное общее образование (срок освоения 5-6 лет);
Основное общее образование направлено на создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для следующей ступени образования, в том числе профессионального.

4) среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся факультативные по выбору самих обучающихся.

Военная подготовка в образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе, и только с согласия обучающихся и (или) их родителей. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Идем в школу.
Вопрос куда пойти учиться - довольно сложный. Институты воспитания и образования - школы, высшие учебные заведения, дошкольные учреждения - находятся в ситуации, когда каждая отдельная школа, каждое отдельное образовательное учреждение выбирает свою линию воспитания детей. Часто родители сами не понимают, чем хороша, а чем плоха та или иная школьная программа. Нужно ли их ребенку дополнительное изучение отдельных предметов. Разобраться в этом могут помочь специалисты - психологи, врачи, педагоги. В наше время кроме обычных средних школ существует масса "специализированных" учебных заведений: гимназий, лицеев и т.д. Кроме отличия в названиях учреждения различаются по своей сути.

Средняя общеобразовательная школа (т.е. обычная средняя школа)- реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - реализует общеобразовательные программы обычной школы плюс обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку по одному или нескольким предметам.

Гимназия - реализует общеобразовательные программы обычной школы плюс дает углубленные знания по предметам гуманитарного профиля.

Лицей - реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Общеобразовательные учреждения по форме могут быть частными, муниципальными, государственными, но на всех в равной степени распространяется законодательство РФ, регулирующее сферу образования. Учреждения должны иметь статус юридического лица, иметь свой расчетный счет, печать и т.д. Кроме того на ведение образовательной деятельности государственными органами выдается лицензия.

Как поступить в школу.
Согласно статьи 52 Закона "Об образовании" родители сами решают как и где будет учиться их ребенок. В 1 класс школы готовы принять ребенка с 6,5 лет. Начать свое образование ребенок должен не позже 8 лет. По заявлению родителей при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья учреждение вправе принять ребенка для обучения в более раннем возрасте.

Прежде всего, при приеме детей в школу действует принцип территориальности. Согласно которому школа должна обеспечить прием всех детей, проживающих на закрепленной за учреждением территории.

Зачастую, школы вводят свои правила приема детей, отражая их в уставе. В основном это касается гимназий, "спецшкол" и т.д. В частности во время приема детей вводят тестирование или конкурс. Стремление школ к формированию в своих стенах наиболее успешного учебного потенциала вполне понятно, главное, чтобы при этом не страдали главные образовательные принципы. Насколько же законно тестирование или конкурс детей при поступлении в гимназию?

Если это не частная гимназия (школа), а государственное или муниципальное общеобразовательное учреждение (т.е. существует за счет бюджетных средств), то всякое тестирование, экзамены помимо установленного порядка приема в общеобразовательные учреждения незаконно, т.к. противоречит п.3 ст.5, п.1 ст.16 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992г. Согласно п. 1 ст. 16 указанного закона порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения должен обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на данной территории города (района). Проведение тестирования, собеседования и других форм обследования детей служит лишь для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (3-х или 4-х летнее обучение, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.)

Исключение составляют государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (т.е. училища, вузы), где в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона прием производится проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан.

Другими словами можно сказать, что конкурс возможен лишь для детей, которые не проживают на данной территории, но хотят учиться именно в этой школе. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Хотя в практике Правозащитного центра был случай, когда незаконно отказали в приеме в "хорошую" школу, так как ребенок воспитывался в неполной семье.

Возможен и такой вариант, когда за школой учредитель не закрепляет какой-либо определенной территории города (района). В этом случае при поступлении ребенка в школу положение о конкурсе вполне законно.

При поступлении в школу первым делом родителям необходимо ознакомиться с уставом школы. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

  1. Наименование, место нахождения и статус образовательного учреждения;
  2. Кто является учредителем;
  3. Цели образовательного процесса, типы и виды образовательных программ;
  4. Основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
    • язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
    • порядок приема обучающихся,
    • продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
    • порядок и основания отчисления обучающихся,
    • система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
    • режим занятий обучающихся,
    • наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
  5. структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.
  6. порядок управления образовательным учреждением.
  7. права и обязанности родителей, учеников и педагогов.
  8. перечень внутренних актов (приказов, распоряжений и других актов).

Далее нужно выяснить имеется ли лицензия на право ведения образовательной деятельности, а также свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения.

Обычно при поступлении детей в первые классы общеобразовательных учреждений родители представляют:

  1. Медицинскую карту ребенка.
  2. Копию свидетельства о рождении ребенка.
  3. Паспорт одного из родителей.

При записи ребенка в школу с ним и родителями проводится собеседование, в ходе которого выявляется степень готовности ребенка к обучению, даются рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, психоневрологом и т.д.

Как правило зачисление детей в первые классы общеобразовательного учреждения осуществляется приказом руководителя учреждения по заявлению одного из родителей.

Количество классов в школе зависит от числа поданных заявлений от граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм.

Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

По запросам родителей (законных представителей) в школе могут открыть группы продленного дня.

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Если не берут в десятый класс
Часто встречается такая ситуация, когда школа формирует десятые классы только из успешных учеников. Ученикам, желающим продолжить свое образование в школе на следующей ступени могут отказать по разным причинам, например, много троек, плохое поведение и т.д. Законно ли при этом поступают учителя? Количество 10-х классов, открываемых в общеобразовательном учреждении, должно обеспечивать прием всех выпускников 9-х классов данного учреждения, освоивших программы основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование.

Статья 5 ФЗ "Об образовании" гласит, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Поэтому конкурс при принятии в десятый класс не допустим. Конкурсы организуются лишь при поступлении в профессиональные учебные заведения. В случае отказа со стороны школы продолжить образование в десятом классе ученики либо их родители могут оспорить его в суде либо пожаловаться в прокуратуру.

Права и обязанности участников образовательного процесса
Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, учителя, родители.

Обучающиеся в бюджетном учреждении имеют право на:

    а) получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
    б) обучение по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения.
    в)бесплатное пользование библиотекой;
    г) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
    д) участие в управлении общеобразовательным учреждением
    е) уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).

Принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии и к участию в их деятельности не допускаются.

Обучающиеся обязаны:
соблюдать устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования учителей по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Родители (законные представители) имеют право:

    а) выбирать школу и форму получения образования;
    б) защищать законные права и интересы детей;
    в) участвовать в управлении школой.

Родители (законные представители) обучающихся обязаны:
выполнять устав общеобразовательного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей. Они несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования.

Права и обязанности родителей могут также закрепляться в уставе или договоре.

Учителя школы имеют право на:

    а) участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
    б) защиту профессиональной чести и достоинства.
    в) на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся;

Образовательное учреждение несет ответственность за:

  1. невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  2. реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
  3. жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
  4. нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

Платные услуги
Платные дополнительные образовательные услуги могут предоставляться с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей.

В школе они могут быть оказаны только по желанию обучающихся, а в детском саду - по желанию их родителей (законных представителей).

К дополнительным платным услугам нужно относить услуги, которые выходят за рамки основной образовательной деятельности, оговоренной в уставе школы.

В бюджетных школах не могут быть платными следующие услуги:

  • снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ государственных образовательных стандартов;
  • сдача экзаменов в порядке экстерната;
  • получение образования на данном уровне впервые и при поступлении в образовательное учреждение на конкурсной основе;
  • дополнительные занятия с неуспевающими;
  • психологическое сопровождение образовательного процесса;
  • проведение индивидуального консультирования по вопросам психологической помощи.

    Привлечение на эти цели средств родителей не допускается.

    Не могут также считаться платными услуги по:

  • оказанию образовательных услуг в рамках основной образовательной программы детского сада, определяющей его вид;
  • оказанию образовательных услуг в школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях при реализации общеобразовательных программ повышенного уровня в соответствии с их статусом;
  • оказание образовательных услуг в школах за счет часов, отведенных в основных образовательных программах на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, для организации курсов по выбору обучающихся.

    В учреждениях высшего и среднего профессионального образования все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, курсовых и государственных экзаменов, лабораторных, практических работ, прохождение производственной (профессиональной) и научно-исследовательской практик, относятся к основной деятельности учреждений профессионального образования, и взимание платы с обучающихся за их проведение не допускается.

    Вступительные испытания, оформление документов при проведении вступительных испытаний и зачисление в средние специальные и высшие учебные заведения, перевод из одного образовательного учреждения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной образовательной программы на другую, восстановление, аттестация экстернов, получающих образование впервые, психологическая аттестация не являются платными дополнительными образовательными услугами, и взимание платы за эти виды услуг не допускается. Перевод неуспевающих студентов на платную форму обучения без отчисления не допускается.

    На нужды школы
    Сегодня никого не удивляют записи в дневнике ребенка, которые напоминают родителям, что пришло время сдавать деньги на ремонт, на покупку оборудования, на уборку и др. нужды школы. Конечно такие добровольные пожертвования не предусмотрены ни в одном законе, регулирующем сферу бюджетного образования. Платить или не платить могут решать сами родители. Образование в нашей стране является бесплатным, на нужды школы деньги выделяет государство. Любое требование денег, в этом случае, со стороны школы незаконно.

    Когда исключают из школы
    Если родители согласны и не возражает районо ученик, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить школу. На второй год могут оставить ученика, который не освоил программу учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам. По усмотрению родителей могут также перевести в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного учителя. В школе могут предложить ученику продолжить обучение в форме семейного образования. В том случае, если у обучающегося по итогам учебного года имеется академическая задолженность по одному предмету, то он переводится в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

    Исключить из школы могут за совершение противоправных действий (за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность), грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения. В этом случае ученик должен достигнуть возраста четырнадцати лет. Исключение происходит по решению органа управления образовательного учреждения (как правило директора). Также необходимо получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

    Об исключении обучающегося школа обязана в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

    Оксана Борисенко, юрист-консультант
    Пермского регионального правозащитного центра

    31.03.2003

     

     

    
  •