Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Права человека: опыт и методики

 

ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕТОДИКИ

 

Право на труд

 

Если Вы безработный

Разговор на эту тему вызывает из глубин сознания мрачное и унылое слово "биржа труда". Перед внутренним взором мысленно встает картинка из какого-нибудь старого советского журнала: унылая, одноликая масса людей извивается змеей перед черной стеной фабрики, за которой представитель "загнивающего" Запада, снижая в очередной раз зарплату своим рабочим, в качестве одного из доводов в поддержку своего решения указывает на длинную очередь желающих занять их место.

Допустим, что однажды и Вы оказались в этой унылой одноликой очереди. Прежде всего, настройтесь на то, что раз уж так случилось, то нужно стараться что-то сделать, чтобы изменить ситуацию. Помните: главное верить, что это не какая-то злая закономерность, а чистая случайность.

И поэтому самое время внимательно познакомиться с теми правами, которые предоставляет нам государство для реализации права на труд.

Закон "О занятости населения в Российской Федерации" определяет гарантии занятости населения и реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Действие закона распространяется на всех граждан, проживающих на территории РФ. Ранее преамбула Закона вводила дополнительный признак для граждан, желающих встать на учет в службу занятости - постоянность проживания на территории РФ. В настоящее время этот признак исключен из числа обязательных и не служит препятствием для постановки на учет.

Перед тем, как начать знакомиться с правами и обязанностями, которые предоставляет нам закон, напомним: в случае возникновения трудностей нет нужды взваливать на себя тяжкий груз доказательств (что можно, а что нельзя). За помощью в устранении этих трудностей Вы можете обратиться к инспектору службы занятости, подать жалобу в областной центр занятости, обратиться с требованием о проверке законности в прокуратуру, и, наконец, в суд, который обязан с максимальной тщательностью проверить все, с чем Вы к нему обратитесь. Это те инстанции, которые с той или иной степенью беспристрастности отнесутся к Вашим требованиям. Но есть и такие структуры, для которых Ваши проблемы являются не просто набором фактов, а реальной ситуацией, из которой Вам нужно помочь выбраться. Это общественные организации, прежде всего правозащитные. Конечно, не каждая из них имеет цель помогать именно в такой ситуации, но тут уже все зависит от Вас. Только идущий увидит конец дороги.

Итак, первый вопрос, который предстоит нам выяснить: кто считается безработным, а кто - нет?

Для признания безработным Закон предъявляет следующие требования. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособным. Во-вторых, он не должен иметь работы и заработка (при этом не принимаются во внимание оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости и выплата выходного пособия лицам, уволенным с предприятия в связи с сокращением численности или штата, а также с его ликвидацией). В-третьих, гражданин должен быть готов приступить к подходящей работе. В-четвертых, гражданин должен быть зарегистрирован как ищущий подходящую работу. На первый взгляд, казалось бы, все как нельзя просто. Но каждый из этих признаков имеет сложную систему своих критериев, отделяющих тех, кто действительно хочет и может работать, от тех, кто стремится получить легкие деньги.

К примеру, Вы - студент, здоровый молодой человек, которому на одну стипендию прожить трудно, решаете зарегистрироваться в качестве безработного и получать пусть небольшую, но весомую прибавку к своей стипендии. Однако упомянутое нами условие "наличие заработка и работы" имеет куда большее значение, чем кажется на первый взгляд. К числу лиц, имеющих и то и другое (кроме лиц, работающих по трудовому или гражданскому договору, а также имеющих свидетельство о праве на индивидуальную предпринимательскую деятельность), относятся:

  • лица, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • лица, проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  • лица, проходящие курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начальною профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения.

Необходимо особо подчеркнуть значение объективного критерия этого условия, иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Допустим, гражданин А. получает свидетельство на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. Но дела, как говорится, не пошли, и он, махнув на все рукой, отправляется в службу занятости, регистрируется в качестве безработного и начинает получать пособие по безработице. В один прекрасный день его уведомляют о том, что выплата пособия ему прекращена, и он снимается с учета в качестве безработного. Кроме того, грозятся подать в суд, поскольку в момент нахождения на учете в Центре занятости гражданин занимался предпринимательской деятельностью. Как же так? Все просто: он забыл закрыть свое "предпринимательское" свидетельство. А теперь ему придется доказывать отсутствие своей вины в том, что произошло, чтобы вернуть все на прежнее место.

Понятие "трудоспособности" - не столько медицинское, сколько юридическое понятие. Вопрос о признании молодого человека безработным может встать лишь при достижении им 16 лет, что, однако, не лишает его права заниматься трудовой или предпринимательской деятельностью. В настоящее время прием на работу допускается с 15 лет, а в исключительных случаях и с 14 лет. Верхний предел трудоспособного возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, поскольку, с указанного возраста граждане России имеют право на пенсию по старости лет. Однако настоящее правило не является абсолютным, поскольку законодательство допускает снижение этого возраста по льготным основаниям, предоставляя гражданам пенсию по старости и за выслугу лет. Долгое время другие нетрудоспособные граждане (инвалиды I и II групп) также не могли быть зарегистрированы в качестве безработных, но с внесением изменений и дополнений в Закон "О занятости" и принятием Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" им предоставлено такое право при наличии трудовой рекомендации ВТЭК. Еще одно исключение делает закон в отношении понятия "трудоспособность", исключая из числа трудоспособных лиц тех, кто осужден к справительным работам или лишению свободы.

Ну вот, наконец, Вы удостоверились в наличии всех необходимых условий и, прихватив с собой необходимые документы (паспорт, трудовую книжку, документ о профессиональной квалификации, справку о среднем заработке за последние три месяца работы; для впервые ищущих работу можно ограничиться паспортом и дипломом об образовании), отправляетесь для регистрации в качестве безработного. Но предположение, что Вы немедленно получите статус безработного, не оправдывается. Сперва Вас зарегистрируют лишь как ищущего работу, а само признание Вас безработным произойдет лишь через 10 дней после предъявления Вами необходимых документов. Причем начисление пособия будет производиться с первого дня предъявления указанных документов.

Зачем же нужны эти 10 дней? Мы с Вами уже говорили, что кроме внешних (объективных) условий, позволяющих говорить о Вас как о безработном, необходимо установить наличие еще и Вашего истинного желания получить работу. Именно с этой целью законодатель ввел эти 10 дней. Не ахти какой долгий срок, но достаточный, чтобы отсеять часть лентяев-обманщиков. Если в течение этих 10 дней гражданин отказывается от двух разных вариантов подходящей работы, то его не ставят на учет в качестве безработного и уже тем более не назначают пособие. Особое место среди граждан, обратившихся в службу занятости, занимают те лица, которые не имеют специальности и впервые ищут работу. Таким предлагается (не менее 2 раз) в течение этих 10 дней получить профессиональную подготовку или просто оплачиваемую работу, не требующую особых специальных навыков, в том числе и работу временного характера.

Какие же здесь могут возникнуть трудности?

а) Прежде всего не будут, к сожалению, зарегистрированы в качестве безработных лица, которые в настоящий момент не могут приступить к немедленному выполнению трудовых обязанностей (временно нетрудоспособные, ухаживающие за больными членами семьи, требующими постоянного ухода). Это, однако, не значит, что, придя в службу занятости, они получат немедленный отказ или, получив предложение об устраивающей их работе, не смогут договориться об удобном для себя времени и графике работы. Но это будет уже исключение.

б) Кроме перечисленных выше документов, которые необходимо представить в службу занятости, могут потребоваться и другие:

- для инвалидов - трудовая рекомендация ВТЭК;
- для военнослужащих - военный билет;
- для беженцев и вынужденных переселенцев - удостоверение установленного образца, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства.

в) У Вас отсутствуют какие-либо документы, которые потребовались при регистрации - ничего страшного. Отрицательная сторона этого факта заключается в том, что Вам могут предложить неквалифицированную работу - в случае отсутствия трудовой книжки или документа об образовании, или нижеоплачиваемую, если Вы не предоставили справку о среднем заработке за три месяца по последнему месту работы.

г) Ну и, наконец, что же такое "подходящая работа"? Это одно из основных понятий Закона "О занятости населения в РФ", и мы рассмотрим его чуть ниже.

Последнее, что следует добавить при рассмотрении условий признания гражданина безработным. Если гражданин передумал и в течение 10 дней не являлся за предложенной работой или на регистрацию в качестве безработного, то признание его безработным также не происходит. Впрочем, если на все это имелись уважительные причины, то можно повторно обратиться в службу занятости через две недели.

В прокуратуру обратился гражданин с жалобой на службу занятости, которая отказала ему в постановке на учет в качестве безработного. В результате проведенной проверки выясняется, что и работа вроде 6ы по специальности, и добраться до нее можно за пять минут, но вот зарплата, что говорится, оставляет желать лучшего. Конечно, заработок социального психолога на крупном промышленном предприятии значительно отличается от скромной зарплаты социального педагога в школе. И как же быть?

Самое время познакомиться с содержанием понятия "подходящая работа", толкование которого вызывает столько споров и непониманий.

Статья 4 Закона "О занятости населения в РФ" дает следующее определение "подходящей работы":

"Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его уровня профессиональной подготовки, условием последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места".

Разберем по порядку каждый из признаков, упомянутых в этом определении, чтобы с математической точностью разобраться в приведенном примере.

  • Подтверждением профессиональной пригодности является диплом (свидетельство) учебного заведения, курсов. Полученное специальное образование - не единственное, что следует принимать во внимание. Имеет значение и стаж работы по одной специальности, и продвижение в пределах одной специальности по служебной "лестнице", и периодичность повышения квалификации, и разряд, присвоенный работнику. Перерыв в трудовом стаже может повлиять на решение органов занятости при подборе вариантов предлагаемой работы. Так, гражданину, прервавшему свою трудовую деятельность более трех лет назад или состоящему на учете в службе занятости более 18 месяцев, в качестве подходящей работы может быть предложена любая оплачиваемая работа, в том числе и временная.
  • Часто оказывается так, что характер имеющейся у гражданина специальности прямо влияет на необходимость повышения квалификации, а получение смежной специальности влияет на рост карьеры работника. Поэтому законодательством установлены соответствующие гарантии для таких лиц.

    а) Если работник был уволен с предприятия в связи с сокращением численности или штатов и в течение двух лет перед увольнением не имел возможности повысить свою квалификацию или получить смежную специальность, то предприятие обязано по указанию службы занятости произвести обучение за свой счет. Конечно, как правило, организация обучения ложится на службу занятости. Но если увольнение произошло с крупного предприятия, имеющего свою базу для профессиональной подготовки работников, то часто оно берет на себя обязанность обучить работника.

    б) Гражданин также имеет право требовать от службы занятости провести его обучение, если нет возможности подобрать ему подходящую работу из-за отсутствия необходимых профессиональных навыков, или утрачена способность к выполнению работы по прежней специальности, или его прежняя специальность стала просто не нужна.

    Конечно, предоставляя возможность бесплатно получить пользующуюся популярностью специальность, закон требует серьезного отношения к этому и с нашей стороны. Так, гражданину, отказавшемуся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии или получить смежную профессию, в качестве подходящей работы может быть предложена любая оплачиваемая работа.

  • Предлагаемая в качестве подходящей работа должна соответствовать условиям последнего места работы. Эти условия включают в себя, прежде всего, соответствие такой работы правилам и нормам по охране труда, установленных законодательством, с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям лиц. Например, лиц, не достигших 21 года, запрещается принимать на работу с вредными и опасными условиями труда. Запрещается также применение труда женщин на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах и работах, характер которых связан с перемещением тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, и в иных случаях, когда привлечение на работу женщины будет препятствовать полноценному осуществлению ей своих обязанностей. Заработок на вновь предлагаемой работе должен быть не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Однако существует исключение для тех лиц, средний заработок которых превышал среднюю заработную плату, рассчитанную для данного региона. Введение такого ограничителя служит не только целью ¦подрезать кому-нибудь крылья¦, но и гарантирует предоставление работы с заработком не ниже рассчитанной величины. Напоминаем, чтобы не возникло сложностей при подборе работы с устраивающей Вас зарплатой, необходимо представить справку о Вашем среднем заработке с последнего места работы (службы).
  • Возможность выполнять работу с учетом состояния здоровья рассматривается применительно к каждому конкретному человеку, так как этот критерий весьма индивидуален. Здесь может иметь значение и возраст, и наличие физических недостатков, и внутреннее состояние организма, и предрасположенность к определенным заболеваниям. Не все лица, например, имеющие специальность химика, могут трудиться на предприятиях химической промышленности. Некоторые вещества для отдельных лиц являются аллергенами, провоцируют кожные заболевания или заболевания органов дыхания. В подобных случаях решающее значение имеет заключение врачебно-консультационных комиссий (ВКК).
  • Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется в регионе органами местного самоуправления с учетом развития сети местного общественного транспорта. При этом во главу ставится, как правило, не протяженность маршрута, а возможность ¦стыковки¦ различных видов транспорта, позволяющая добраться до места работы без опозданий. При нормальном функционировании транспортных средств оговаривается продолжительность времени, которое работник затрачивает на поездку в один конец.

Заканчивая рассмотрение условий подбора подходящей для Вас работы, надеемся, что решение задачи, предложенной в начале этого раздела, придется Вам по силам, когда она перед Вами возникнет.

Напоследок мы оставили важный и серьезный вопрос, касающийся социальных гарантий и компенсаций гражданам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработного.

Одновременно с решением о признании гражданина безработным службой занятости принимается решение и о назначении пособия по безработице. Гражданин признается безработным со дня предъявления документов, с этого же, дня, по общему правилу, назначается и пособие по безработице.

Из общего правила возможны и исключения, перечень которых не так уж и мал.

Выплата пособия может приостановиться на определенный срок и вообще не производиться без указания определенного срока в любое время Вашего пребывания в качестве безработного.

Выплаты приостанавливаются на срок до трех месяцев в случае:

- отказа от двух вариантов подходящей работы;

- увольнения с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством (их не так уж и много - п.п. 3,4,7,8 ст. 33 КЗоТ, п.п. 1.2.3 ст. 254 КЗоТ), а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

- нарушения безработным условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (если Вы болели, не забудьте прихватить в следующий раз справку о Вашей болезни, оплачиваться в этом случае не будет только период болезни, о возможности оплаты этого периода поговорим ниже);

- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению службы занятости.

Выплаты не производятся без определенного срока (периода) в случае:

- временной нетрудоспособности, за исключением случаев, указанных ниже;

- отпуска по беременности и родам;

- выезда безработного из мест постоянного проживания в связи с обучением в вечерних или заочных учреждениях проф. образования;

- призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Какая же необходимость в разделении этих случаев? Как Вы, наверное, уже заметили, первые связаны с виновным поведением лица, признанного безработным. Каждый должен нести ответственность за свои правонарушения. Этот конституционный принцип прослеживается и здесь. Кроме приостановления выплат на трехмесячный срок, на гражданина накладывается еще одна санкция: указанный срок не включается в общий стаж работы гражданина, зато засчитывается в двенадцатимесячный срок выплаты пособия. Это не происходит в тех случаях, которые указываются вторыми.

Поддержка государством лица, ставшего безработным, производится в двух основных формах: выплата уже упоминавшегося пособия по безработице и выплата стипендии в период профессиональной подготовки по направлению службы занятости.

Подробнее о первом. Время, с которого гражданин начинает получать пособие, мы с Вами уже определили. Продолжительность его выплаты не может превышать 12 месяцев, в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Исключение из этого правила составляют граждане, рабочий стаж которых превышает установленный законом стаж для выхода на пенсию по старости, включая пенсии на льготных основаниях. В этом случае период выплаты пособия удлиняется на две недели за каждый год работы, превышающей требуемый законом стаж. Удлинение срока, в течение которого производится выплата пособия, возможно в случае принятия такого решения органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за счет их собственных средств. Размер выплачиваемого пособия зависит от характера и длительности работы гражданина в период, непосредственно предшествующий его признанию безработным. Об этом моменте важно помнить всем, кто, потеряв работу, не спешит найти новую. В этом случае закон предусматривает две методики определения размера пособия: от прежнего заработка и от минимальной оплаты труда.

Предположим, Вас уволили с любимой работы. Недруги всегда находятся у тех, кто работу любит больше, чем начальство. Еще вчера начальник рассыпался перед Вами в похвалах, а сегодня Вы уже стали никому не нужны. Не стоит отчаиваться и делать какие-то радикальные выводы в отношении собственной личности. Помните, лучшее забвение от печали - работа. И не беда, что ее у Вас сейчас нет. Прежде всего, нужно достойно пережить это время. Потребуйте с Вашего прежнего места работы заполнения по всем правилам Вашей трудовой книжки, справки о средней зарплате за последние три месяца и отправляйтесь в службу занятости. Конечно, Вас примут на учет и без всяких документов, но последняя редакция Закона ограничила возможности применения методики, по которой пособие устанавливается в процентном отношении к Вашему среднему заработку. Размер пособия таким путем начисляется:

- в первые три месяца безработицы - в размере 75% от среднемесячного заработка по предоставленной Вами справке;

- в следующие четыре месяца - в размере 60%;

- в дальнейшем - в размере 45%.

Верхним и нижним пределом такого пособия является средняя зарплата по региону и установленный Законом минимальный размер оплаты труда. Возможность получения пособия в указанном объеме предоставляется только гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Например, Вы, честно работаете электриком в муниципальной жилищно-эксплуатационной организации на условиях полного рабочего дня. В Вашу прямую обязанность, помимо всех прочих, входит замена сгоревших ламп во всем микрорайоне, обслуживанием которого занимается Ваша организация. Вы добросовестно выполняли свои обязанности, заменяя перегоревшие лампы как на уличных фонарях, так и в подъездах домов. Но, в один прекрасный зимний день, когда шел волшебный, предновогодний снегопад, Вы решили из выделенного Вам на замену комплекта лампочек позаимствовать пару штук, чтобы устроить дочке гирлянду. И выделенных Вам лампочек как раз не хватило на замену сгоревших в доме, где Вы проживаете. И как раз в этот злосчастный день Вы сломали в темном подъезде ногу и угодили на два месяца в больницу, а потом в течение еще 4 месяцев вынуждены были работать на условиях неполного рабочего дня. В связи с тяжелым финансовым положением Вас снова перевели на неполный рабочий день, а потом и сократили. Когда Вы пришли в службу занятости, Вам представили следующий расчет: за последние 12 месяцев Вы проработали 2 месяца на условиях полного рабочего дня; потом еще два месяца, которые пролежали в больнице - итого 16 недель. За оставшиеся 8 месяцев, которые Вы работали в течение неполного рабочего дня, Вам насчитали в общей сложности 8 недель работы с полным рабочим днем. Получается 24 недели. Значит, пособие по безработице Вам будут выплачивать в размере минимальной оплаты труда.

Кроме указанной категории граждан, пособие в процентном отношении к зарплате выплачивается в таком же порядке лицам, уволенным с военной службы и из органов внутренних дел, а также лицам, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению службы занятости. Последние должны также отвечать условиям наличия у них 26 недель оплачиваемой работы на условиях полного рабочего дня.

Хочется также напомнить, что, если увольнение с предприятия, организации произошло по основаниям, связанным с нарушением трудовой дисциплины, то пособие в размере 75% от средней зарплаты им выплачено не будет.

Остальным категориям безработных граждан, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организации по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда.

Особо нуждающимся категориям граждан могут назначаться дополнительные выплаты, размер которых зависит как от степени нуждаемости безработного, так и от наличия каких-либо льгот, установленных законом для данной категории лиц.

Гражданину при наличии лиц, находящихся на его содержании, размер пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать полутора кратной величины установленного законом минимального размера оплаты труда. Закон лишь самым общим образом обозначает категорию лиц, находящихся на иждивении безработного. К ним относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельного источника дохода и состоящие с ним в родстве. Отдельным категориям граждан (проживающим в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты за проживание в тяжелых природно-климатических условиях; подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф и аварий) могут производить и другие дополнительные выплаты. Для поддержки безработных, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением периода его выплаты (максимальная длительность этого промежутка может достигать 8 месяцев, поскольку по истечении 18 месяцев со дня регистраций он снова будет получать пособие в размере минимальной оплаты труда), а также лицам, находящимся на содержании безработного, может оказываться материальная помощь.

Материальная помощь может оказываться при одновременном соблюдении следующих условий:

- средний совокупный доход на каждого члена семьи, проживающего совместно с безработным, не превышает двукратной величины минимального размера оплаты труда;

- обязательная перерегистрация в качестве безработного (в сроки, установленные органами службы занятости) безработных граждан, утративших право на получение пособия по безработице с истечением установленного законодательством срока его выплаты;

- обязательная перерегистрация безработных в течение первоначального периода безработицы (за исключением лиц в период временной нетрудоспособности, в том числе находящихся на излечении в стационарах лечебных учреждений), если членам семьи в этот период оказывается материальная помощь;

- готовность приступить по истечении первоначального (12-месячного) периода безработицы к оплачиваемой работе, включая работу временного характера.

В целях сокращения числа безработных, состоящих на учете в службах занятости, им предоставлено право выводить граждан, достигших предпенсионного возраста, включая пенсию на льготных условиях, на пенсию. Оформление пенсии таким лицам возможно при совокупности следующих условий:

- отсутствие возможности подобрать гражданину подходящую работу;

- увольнение в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;

- имеющим необходимый стаж работы;

- выразившим свое согласие на оформление пенсии.

Кратко о других мерах материальной поддержки, оказываемых государством безработному.

  • Выплата стипендии в период профессиональной подготовки по направлению службы занятости производится тем же категориям граждан, которые описывались как получающие пособие по безработице. Размер стипендии и порядок ее выплаты почти ничем не отличается от размера и порядка выплаты соответствующим категориям граждан пособия по безработице. Органы службы занятости производят те же доплаты к стипендиям, которые описывались выше. Также в случае необходимости обучающимся могут производиться выплаты, покрывающие расходы, связанные с проездом и проживанием граждан в месте учебы. В качестве санкции в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины выплата стипендии может быть приостановлена сроком до одного месяца или снижена на 25 процентов. После окончания учебы в случае невозможности предоставить ему/ей работу служба занятости ставит обучившегося на учет в качестве безработного.
  • Органы службы занятости обеспечивают безработным возможность участия в общественных работах. Гражданин, решивший участвовать в таких работах, заключает срочный трудовой договор на срок до шести месяцев, но не снимается с учета в службе занятости. К заработку, получаемому за работу, ему производится доплата в размере причитающегося пособия по безработице, но в течение срока, не превышающего шесть месяцев.
  • В случае, если предлагаемая безработному гражданину работа связана с переменой места жительства, и он выразил на нее согласие, ему производится компенсация затрат при переезде на работу в другую местность. Предоставление компенсации и другие льготы производятся в порядке, определяемом Постановлением Совмина СССР от 18.07.81 года "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность" и Постановлением Правительства РФ от 25.05.94 года, регулирующим предоставление льгот гражданам, переезжающим в связи с работой в сельскую местность.
  • Если гражданин заболел, то ему все-таки может производиться выплата пособия (стипендии) при наличии следующих условий:

    - гражданин потерял работу, заработок в течение 12 месяцев, предшествовавших признанию его безработным;

    - выплата пособия может покрыть срок не свыше 30 календарных дней в течение 12 месяцев периода безработицы или всего периода переобучения.

  • Максимов С.В., юрист-консультант

    Пермской гражданской палаты

    Назад