Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

Проект Тасис "Поддержка партнерских связей
в области образования, здравоохранения и социальной помощи" Министерство образования РФ

 

Медицинское обеспечение детей с особыми потребностями в Российской Федерации.
Анализ и рекомендации

II Анализ существующей системы

II.4. Финансирование

II.4.1 Система финансирования

За последнее десятилетие в системе финансирования здравоохранения и других отраслей произошли существенные изменения.

Начиная с 1998 г. выполняется Программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам России, которая ежегодно корректируется. В ней определяются виды медицинской помощи, гарантируемой государством. Кроме того, в программе прописана компетенция бюджетов всех уровней и фондов обязательного медицинского страхования в плане финансирования и ответственности за оказание требуемой медицинской помощи. Из государственного бюджета финансируются услуги скорой помощи (муниципальный уровень), медицинская помощь при социально-значимых болезнях и дорогостоящие виды медицинских услуг (бюджеты всех уровней). В Программе учитываются интересы детей, и в ней содержится полный список типов услуг.

Доля расходов на здравоохранение устанавливается законами Российской Федерации и регионов (региональный уровень). Формирование бюджетов происходит "по горизонтали": федеральный бюджет формируется на федеральном уровне, региональный - на региональном уровне, и муниципальный - на муниципальном уровне.

В условиях предыдущей системы финансирование данной сферы осуществлялось "по остаточному" принципу, и в 1991 г. на здравоохранение выделялось 2,35% ВВП (по социальной норме, рекомендованной ВОЗ, эта доля должна составлять 5% от ВВП). Именно поэтому одной из задач реформы системы здравоохранения стало привлечение дополнительных средств. С учетом этого и для внедрения методов экономического управления в данной сфере в 1991г. было принято решение о поэтапном введении медицинского страхования.

В настоящее время модель медицинского страхования представляет собой комбинацию бюджетной и страховой моделей, то есть страховые взносы за работающее население делают предприятия и компании, а страхование неработающего населения осуществляется из бюджета. Все средства переводятся в ТФОМС, который производит расчеты с медицинскими учреждениями за оказанные услуги.

Кроме обязательного медицинского страхования (ОМС) законом предусматривается добровольное медицинское страхование (ДМС), что открывает возможности для тех, кто желает получать медицинские услуги на коммерческой основе, а не в рамках системы государственных гарантий. Это цивилизованный способ "отъема денег" у населения за услуги на основе договоров с медицинскими учреждениями; интересы пациентов представляют страховые организации.

II.4.2 Финансовые потоки

Бюджетное финансирование медицинского учреждения осуществляет орган администрации, в структуру которого оно входит. Если это муниципальное медицинское учреждение, то его финансирует муниципалитет; если региональное, то региональная администрация; если федеральное, то его финансирует Министерство финансов РФ. Средства ОМС поступают от предприятий и отдельных граждан в ТФОМС, а оттуда в медицинские учреждения в счет оплаты за оказанную помощь. Средства ДМС поступают от граждан в страховые компании , которые оказывают услуги по ДМС. Прочие средства поступают непосредственно на расчетные счета учреждений в Казначействе.

Все средства ЛПУ находятся в Казначействе на счетах учреждений. Учреждения расходуют их в соответствии со статьями бюджетной классификации. Руководители учреждений имеют возможность "перебрасывать" средства с одной статьи бюджетной классификации на другую - на лекарства, перевязочные материалы и прочее, но до определенных пределов. Вопросы перемещения средств по статьям, расходования средств, заработанных учреждением, и прочих внебюджетных средств решаются администрацией (главным врачом, его заместителями и руководителями отделений). Дополнительный контроль за расходованием средств осуществляют местные отделения казначейства.

Разделение бюджетов ведомств на всех уровнях приводит к появлению системы платежей между учреждениями внутри одной отрасли (через систему страхования) и между разными отраслями. Это касается школ-интернатов, входящих в систему образования. Медицинская помощь детям из школ-интернатов оказывается медицинскими учреждениями на основании полиса обязательного медицинского страхования (как и всем другим детям), профилактические осмотры проводятся на основе договоров или соглашений между системами здравоохранения и образования.

II.4.3. Проблемы, связанные с финансированием

Обеспечение устойчивого финансового положения учреждений здравоохранения связано с определенными трудностями, а именно:

    самим процессом реформ системы здравоохранения;

    новизной проблемы;

    постоянной необходимостью пересмотра нормативно-правовой базы и существующих моделей ОМС на фоне все еще тяжелой финансовой ситуации в стране и здравоохранении.

Уровень бюджетных расходов в здравоохранении все еще остается достаточно низким по сравнению с потребностями. Начиная с 1992 г., когда порядок формирования бюджета изменился, расходы на здравоохранение определялись, главным образом, уровнем экономического развития регионов. Это привело к резкому росту диспропорций между регионами. Соотношение между минимальным и максимальным уровнями финансирования достигает 1 : 4,3.

Планирование бюджетных ассигнований все еще основано на сетевых показателях (количество больничных коек и приемов у врача), при формировании бюджета не используется метод нормирования в расчете на душу населения.

Многоканальное финансирование здравоохранения, установленное законом, стало возможным благодаря системе страхования. Но здесь еще кроются значительные резервы, поскольку лишь 37% больниц и 58,7% поликлиник включены в систему ОМС, которая охватывает 89% населения РФ. Прочие источники финансирования пока еще используются недостаточно.

Надежды на приток дополнительных ресурсов в отрасль через систему медицинского страхования пока не оправдались. Начиная с 1995г., средства ОМС в большинстве регионов России превращаются из бюджетдополняющих в бюджетзамещающие. Совокупный дефицит средств, необходимых для оказания бесплатной (гарантированной) медицинской помощи, достигает 40%. В существующих условиях население страны не в состоянии платить за медицинские услуги, в связи с чем потенциал ДМС практически не используется.

Дефицит финансовых средств привел к фактическому сокращению объемов бесплатной медицинской помощи, к перекладыванию бремени финансирования некоторых медицинских услуг на семейные бюджеты и, как следствие, к низкому уровню доступности и качества.

Более того, недофинансирование системы здравоохранения не позволяет достойно оплачивать труд медицинских работников. А из-за низкого уровня оплаты труда медицинские работники вынуждены искать дополнительные источники доходов. Все еще широко распространена практика, когда пациенты передают медицинским работникам деньги "под столом". Многие сотрудники вынуждены прирабатывать, чтобы поднять свои доходы до разумного уровня.

Наблюдается тенденция сокращения профилактических программ и ограничения возможностей оказания "высокотехнологичных" медицинских услуг. Регионы не могут развивать или содержать некоторые виды помощи, требующие крупных финансовых затрат. Поставки медицинского оборудования и лекарств находятся на уровне 30-40% от потребностей. Многие лекарства слишком дороги и "не по карману" больным людям и медицинским учреждениям.

В наибольшей степени это касается медицинской помощи со стороны медицинских учреждений федерального уровня. Уровень финансирования в прошедшее десятилетие не позволял содержать на должном уровне центры сердечно-сосудистой хирургии и другие центры высоких технологий. К примеру, количество операций по лечению детской глухоты составляет 10 в год, потому что нет возможности покупать импланты (важнейший фактор социальной адаптации детей с поражениями слуха). Хирургическая коррекция ВПС у детей не превышает 30% от потребностей, на оперативное лечение попадают не более 13% детей первого года жизни, которым она требуется.

Именно поэтому медицинская помощь в клиниках федерального уровня становится платной; при этом их мощности загружены не полностью. Имеется множество случаев, когда ребенок, которого необходимо перевести в соответствующее учреждение федерального уровня, не попадает туда из-за отсутствия средств. В этом случае родители решают проблему оплаты лечения через Министерство здравоохранения РФ, спонсоров и т.п.

У детей, живущих в школах-интернатах, еще меньше возможностей, чем у их сверстников из обычных семей, попасть на лечение в учреждения более высокого уровня, поскольку из-за большого числа воспитанников каждый отдельный ребенок получает меньше индивидуального внимания и, как следствие, недостаточно внимания к его проблемам.

Назад К оглавлению Вперед