Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

Проект Тасис "Поддержка партнерских связей
в области образования, здравоохранения и социальной помощи" Министерство образования РФ

 

Модель профессионального обучения и развития жизненно-важных навыков для детей с отставанием в психическом развитии

 

III Миссия, задачи и правовая база

Первый компонент модели касается комплексного процесса планирования, с которого начинается цикл стратегического управления.

Для успешной работы Центра исключительно важно, чтобы его руководство и персонал разделяли общие и верные принципы и общие ценности. Основным принципом Центра может быть полная приверженность задаче развития личных способностей каждого ребенка. К числу основных ценностей относятся уважение ребенка как личности, и уважение выбора, который он/она делают в ходе всего процесса обучения.

Налаживание работы Центра представляет собой весьма сложный процесс, требующий формирования его миссии и цели на самых ранних этапах его развития. Миссию Центра можно сформулировать следующим образом: "интеграция и социализация умственно отсталых молодых людей и их участие в жизни общества". Поскольку требуется, чтобы специалисты из областей образования, социального и медицинского обеспечения, а также профессионального обучения объединили свои усилия и сосредоточились на адаптации, социализации и интеграции таких подростков, в процессе формирования картины будущего состояния и цели Центра ранее упомянутые специалисты должны работать в составе единой команды. Весьма желательно также участие в этом процессе объединений родителей, региональных и местных органов управления и служб типа центров занятости, потому что такой подход способствует объединению опыта и, следовательно, более эффективному достижению поставленной цели.

Основной задачей Центра является предоставление комплекса интегрированных услуг своим клиентам, а именно:

  • Обучение одной или нескольким профессиям или ремеслам с тем, чтобы максимально повысить шансы своих выпускников на рынке труда.
  • Привитие социальных навыков, которые позволят молодому человеку/девушке жить полной жизнью в обществе.
  • Социальные услуги, включая помощь психолога, медицинской сестры и социального работника.

    Важным элементом процесса формирования стратегии Центра и определения необходимых ресурсов является определение целевой группы. На самых ранних стадиях этого процесса Центру необходимо четко определиться, какую же целевую группу он будет обслуживать, что только и позволит применять индивидуальный подход к каждому ребенку. Следует четко определить возраст и пол будущих клиентов. К примеру, весьма вероятно, что клиентами Центра будут молодые люди в возрасте 14 лет и старше. Необходимо также тщательно продумать вопрос о количественном соотношении полов, поскольку это позволит обеспечить равные возможности для представителей обеих половых групп. Важно также включить в группу клиентов Центра не только подростков, имеющих статус инвалида, но и выпускников коррекционных школ для умственно отсталых детей, не имеющих такого статуса. Данная категория учащихся является наиболее уязвимой, потому что им не положена пенсия по инвалидности, и они вынуждены сами зарабатывать себе на жизнь, но они не в состоянии посещать профессиональное учебное заведение первичного уровня из-за своей успеваемости в школе. Это существенно снижает их шансы на рынке труда. И, наконец, в процессе определения целевой группы Центру следует обратить внимание на то, что молодые люди с отклонениями психического развития могут страдать также и от других проявлений инвалидности (множественная инвалидность). Прием молодых людей с проявлениями множественной инвалидности потребует наличия необходимой инфраструктуры, которая может оказаться дорогостоящей.

    На раннем этапе планирования потребуется также определить территорию, которую будет обслуживать Центр. Предпочтение следует отдавать жителям области, в которой находится Центр, но его клиентами могут быть и люди из других регионов, если имеются свободные места. Важно помнить, что если будет принято решение обслуживать подростков и из других областей, то можно будет подумать о введении платы за учебу, или бюджет Центра следует формировать с учетом дополнительных расходов (более подробно об этом говорится далее).

    Законы и иные нормативные акты, регулирующие работу учреждения

    В связи с тем, что профессиональное обучение или занятость умственно отсталых детей до сих пор не является приоритетной задачей российского государства, которое, в основном, обеспечивает их лечение и изоляцию, совершенно естественно, что в стране отсутствуют необходимые механизмы и законы, регулирующие вопросы профессионального обучения данной категории молодых людей, а существующее законодательство не подходит для регулирования (или даже может мешать) деятельности Центра. Нормативно-правовая база деятельности Центра включает в себя следующие законы и нормативные акты:

    Федеральное законодательство

  • Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
  • Декларация "О правах ребенка".
  • Федеральный Закон "Об образовании".
  • Федеральный Закон "О дополнительных гарантиях социального обеспечения сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

    Региональное законодательство

    Некоторые вопросы, связанные с общим образованием и профессиональным обучением молодых людей с серьезными отклонениями психического развития, регулируются целой системой региональных нормативных актов и постановлений: определение различных категорий детей, нуждающихся в особой защите, объем их прав и обязанности разных государственных структур. В некоторых регионах России действует прекрасно разработанное законодательство о детях с особыми потребностями, а в других в этой области сделано очень мало.

    Институциональные нормативные акты

    Будучи юридическим лицом (государственным или частным), Центру будет необходимо иметь четко составленный Устав, в котором указываются цель Центра, его основные задачи и виды деятельности, его структура управления, права и обязанности персонала Центра, права и обязанности учащихся.

    В соответствии с действующим законодательством Центру будет необходимо получить лицензию Министерства образования на оказание образовательных услуг. Будучи профессиональным учебным заведением, даже несмотря на особый характер своих клиентов, Центру придется выдавать сертификаты и дипломы, которые будут признаваться руководителями предприятий. Соответственно, Центру придется получить аккредитацию в Министерстве образования.

    Передовой опыт в данной области говорит о том, что Центр может также иметь систему договоров между Центром и учащимся, в которых будут четко излагаться обязанности и права учреждения и учащегося.

    
  •