09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
"Коммуникационная ситуация центра ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге"
Отчет по итогам социалогического исследования
Приложение
Перечень 1
Характер информированности матерей о центрах ранней помощи детям, %
3,9 - Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком,
но обращаться за помощью не приходилось.
48,0 - Знакомы с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращались
за помощью.
39,7 - Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком
и обращались за помощью.
6,4 - Слышали о существовании таких центров, но о содержании их работы
подробно не информированы.
15,2 - Не слышали о существовании таких центров.
Рисунок 1
Основные источники информации для матерей о центре ранней помощи
детям с особыми потребностями, %
Перечень 2
Источники, из которых родители получили информирмацию о центрах ранней помощи (всего 84,8% информированных матерей приняты за сто процентов), %
12,9 - Другие родители, при встрече с ними в поликлинике, детском саду.
13,5 - Невропатолог.
18,1 - Педиатр.
4,6 - Логопед.
4,6 - Неопатолог.
15,1 - Знакомые, родственники.
17,5 - Информационный стенд в поликлинике.
1,8 - Заведующая поликлиникой.
3,0 - Заведующая детским садом.
7,0 - Другие врачи (дефектолог, тренер в бассейне, медсестра-массажист в поликлинике, хирург, консультанты курсов дородовой подготовки, Институт раннего детства, Институт раннего вмешательства).
1,9 - СМИ (пресса, радио, телевидение).
Рисунок 2
Доля врачей разного профиля, информировавших матерей о центрах ранней помощи, %
Рисунок 3
В какой степени эксперты знакомы с работой центров ранней помощи, (число экспертов)
Таблица 1
Мнение опрошенных матерей о центре ранней помощи, в зависимости от характера знакомства с центром, %
Характер информации о работе центра | Характер информированности о центре ранней помощи детям с особыми потребностями | |||
Знакомы с работой центра для коррекции взаимо- отношений с ребенком, но обращаться за помощью не приходилось | Знакомы с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращались за помощью | Знакомы с работой центра для коррекции взаимо- отношений с ребенком и обращались за помощью | Слышали о существовании таких центров, но о содержании их работы подробно не информированы | |
Только положительная | 87,5 | 88,8 | 93,8 | 38,5 |
В чем-то положительная, в чем-то отрицательная | 12,5 | 8,2 | 4,9 | 30,8 |
В целом отрицательная | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Затруднились оценить | 0,0 | 3,6 | 1,3 | 30,7 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таблица 2
Наличие или отсутствие потребности у матерей в дополнительной информации о центре ранней помощи, в зависимости от характера знакомства с центром, %
Есть ли потребность в более полной информации о работе центра | Характер информированности о центре ранней помощи детям с особыми потребностями | ||||
Знакомы с работой центра для коррекции взаимо- отношений с ребенком, но обращаться за помощью не приходилось | Знакомы с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращались за помощью | Знакомы с работой центра для коррекции взаимо- отношений с ребенком и обращались за помощью | Слышали о сущест- вовании таких центров, но о содержании их работы подробно не инфор- мированы | Не слышали о существо- вании таких центров | |
Есть потребность | 87,5 | 53,1 | 76,5 | 76,9 | 67,7 |
Нет потребности | 12,5 | 46,9 | 23,5 | 23,1 | 32,3 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таблица 3
Характер помощи, оказываемой центром ранней помощи, в зависимости от вида заболевания детей, %
Характер помощи | Чем была вызвана потребность обращения за помощью | ||||||
Для кор- рекции слуха у ребенка | Для кор- рекции нару- шений зрения у ребен- ка | Для кор- рекции нару- шения речи | Для кор- рекции общего отста- вания в физи- ческом раз- витии | Для кор- рекции общего отста- вания в интел- лек- туаль- ном развитии | Для кор- рекции двига- тельных нару- шений у ребенка | Дру- гая при- чина | |
Ничем не помогли | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Получили консультацию, но рекомендовать ничего дельного не смогли | 0,0 | 0,0 | 2,0 | 2,7 | 2,6 | 4,2 | 0,0 |
Получили всестороннюю консультацию и полезные рекомендации по профилактике нарушений у ребенка | 50,0 | 57,1 | 60,0 | 43,2 | 59,0 | 45,8 | 57,1 |
Сотрудники Центра создали программу индивидуального сопровождения ребенка и семьи и обслуживали (обслуживают) ребенка и семью в соответствии с разработанной программой | 50,0 | 42,9 | 34,0 | 40,5 | 38,5 | 39,6 | 7,1 |
Сотрудники Центра вносили (вносят) изменения, коррективы в программу сопровождения | 0,0 | 14,3 | 10,0 | 8,1 | 15,4 | 10,4 | 0,0 |
Регулярно консультируют по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка | 75,0 | 71,4 | 38,0 | 48,6 | 48,7 | 41,7 | 46,4 |
Консультируют о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 2,6 | 0,0 | 0,0 |
Оказывают другие виды помощи | 0,0 | 14,3 | 2,0 | 8,1 | 7,7 | 6,3 | 21,4 |
Перечень 3
За помощью какого вида обращались матери в центр ранней помощи, %
2,0 - Для коррекции слуха у ребенка.
3,4 - Для коррекции нарушений зрения у ребенка.
24,5 - Для коррекции нарушения речи.
36,3 - Для коррекции общего отставания в физическом развитии.
19,1 - Для коррекции общего отставания в интеллектуальном развитии.
23,5 - Для коррекции двигательных нарушений у ребенка.
13,7 - По другим причинам.
Перечень 4
Оценка опрошенными помощи, которую центры оказали их детям, %
0,0 - Ничем не помогли.
2,0 - Получили консультацию, но более рекомендовать ничего дельного не смогли.
37,7 - Получили всестороннюю консультацию и хорошие рекомендации по профилактике нарушений у ребенка.
23,5 - Сотрудники Центра создали программу индивидуального сопровождения ребенка и семьи и обслуживали (обслуживают) ребенка и семью в соответствии с разработанной программой.
6,4 - Сотрудники Центра вносили (вносят) изменения, коррективы в программу сопровождения.
34,8 - Регулярно консультируют по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка.
0,5 - Консультируют о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи.
4,4 - Оказывают другие виды помощи.
Перечень 5
Впечатления матерей от взаимодействия с центром ранней помощи детям, %
74,0 - Сотрудники Центра активно взаимодействуют как с ребенком,
так и с родителями.
52,0 - В Центре можно получить консультацию и помощь от всех специалистов,
в которых ребенок нуждается.
73,0 - Сотрудники центра результативно взаимодействуют и с ребенком,
и с родителями.
65,2 - Родителей никто из сотрудников Службы лично не заставлял включиться в программу обслуживания ребенка, родители решились на это добровольно.
65,7 - У родителей не было ни в чем отказа, когда обращались за помощью в Службу.
50,0 - Сотрудники службы никогда не разглашают информацию о ребенке.
74,5 - Сотрудники службы уважительно относятся и к ребенку, и к родителям.
Рисунок 4
Оценка экспертами эффективности работы центра ранней помощи (число экспертов)
Рисунок 5
Какие контакты поддерживают эксперты с центром ранней помощи (число экспертов)
Рисунок 6
Удовлетворенность экспертов характером профессионального взаимодействия
своих организаций с центром ранней помощи (число экспертов)
Таблица 4
Оценка экспертами эффективности просветительской работы центра, проводимой среди населения (число экспертов)
Оценка просвети- тельской работы центра | Эксперты | ||||||
Руководители поликлиник, педиатры | Руководители специальных детских садов | Руководители детсадов с интегри- рованными группами | Руководители районных органов управления образованием и социальной защиты | ||||
Работа эффек- тивная | 6 | 1 | 2 | 0 | |||
Эффек- тивность средняя | 3 | 5 | 1 | 5 | |||
Эффек- тивность низкая | 2 | 2 | 6 | 5 | |||
Эффек- тивность "нулевая" | 0 | 2 | 2 | 0 |
Таблица 5
Мнение экспертов о том, действительно ли центр ранней помощи серьезно дополняет клиническое лечение детей с особыми потребностями, %
Характеристика работы центра | Эксперты | ||||||
Руково- дители поликлиник, педиатры | Руково- дители специальных детских садов | Руково- дители детсадов с интегри- рованными группами | Руково- дители районных органов управления образованием и социальной защиты | ||||
Центр в рамках своих специфических функций серьезно дополняет клиническое лечение детей | 11 | 5 | 8 | 4 | |||
Бывает, что центр дублирует лечебные функции районной клиники | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Центр иногда берется не за свои функции | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
Затруднились ответить | 0 | 5 | 3 | 6 |
Перечень 6
Мнение опрошенных матерей о том, в какой форме им было бы удобно получать информацию о работе центра, %
22,1 - В форме рассказа о работе центра по телевидению.
14,0 - В форме рассказа о работе центра по радио.
11,8% - В форме рассказа о работе центра в прессе.
16,2 - В форме рассказа о работе центра в специальных журналах для женщин.
8,1 - В форме выпуска специального бюллетеня о работе центра.
33,8 - В форме информационного стенда в районной поликлинике.
47,1 - Должен информировать о центре педиатр районной поликлиники.
Примечание: проценты приводятся только относительно 66,7% (приняты за сто процентов) опрошенных матерей, высказавших потребность в дополнительной информации о работе центра.
Рисунок 7
Мнение опрошенных матерей о полезности деятельности центра ранней помощи детям с особыми потребностями, %
Таблица 6
Оценка руководителями органов управления образованием и социальной защиты районной администрации взаимодействия центров ранней помощи с районными учреждениями (число экспертов)
Взаимо- действие | Эффек- тивное | В целом удовлетво- рительное | Неэффек- тивное |
С районными клиниками | 1 | 5 | 0 |
Со специализированными детскими учреждениями | 2 | 4 | 2 |
С детскими учреждениями с интегрированными группами | 0 | 5 | 3 |
С родителями, имеющими младенцев или малолетних детей | 3 | 4 | 1 |
Таблица 7
Мнение экспертов и матерей о том, следует ли в Санкт-Петербурге расширять сеть центров ранней помощи детям с особыми потребностями (число экспертов)
Следует ли расширять сеть центров ранней помощи | Эксперты | ||||
Руководители поликлиник, педиатры | Руководители специальных детских садов | Руководители детсадов с интегрированными группами | Руководители районных органов управления образованием и социальной защиты | Матери, % | |
Следует | 10 | 9 | 9 | 7 | 91,7 |
Не следует | 0 | 0 | 1 | 0 | 5,9 |
Затруднились ответить | 1 | 1 | 1 | 3 | 2,4 |
Таблица 8
Мнение экспертов о том, детям с какими заболеваниями центр должен оказывать помощь в первую очередь (число экспертов)
  | Это компетенция центра ранней помощи | Это компетенция районной клиники | Это компетенция специальных детских лечебных учреждений |
1. Дети, имеющие отставание в развитии, выявленное с помощью нормативных шкал | |||
  | 7 | 5 | 1 |
2. Дети с выявленными нарушениями: | |||
1) снижение слуха | 3 | 2 | 7 |
2) слепота, слабовидение | 3 | 1 | 8 |
3) церебральные и спинальные параличи | 5 | 3 | 8 |
4) генетические синдромы (Дауна, Ушера и др.) | 6 | 1 | 6 |
5) дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, невральные амиотрофии и др.) | 2 | 1 | 8 |
6) врожденные аномалии (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи и др.) | 4 | 3 | 7 |
7) деформация конечностей (аномалии) | 3 | 5 | 7 |
8) органические поражения центральной нервной системы, гидроцефалия | 5 | 5 | 5 |
9) злокачественные формы эпилепсии | 1 | 2 | 7 |
10) подозрения на ранний детский аутизм | 5 | 3 | 6 |
11) серьезные изменения в поведении ребенка в результате пережитого стресса | 5 | 5 | 3 |
3. Дети биологической группы риска | |||
1) недоношенные и маловесные дети | 8 | 5 | 0 |
2) рожденные на сроке гестации меньше 33 недель | 7 | 6 | 0 |
3) перенесшие асфиксию в родах | 7 | 6 | 1 |
4) находившиеся в отделениях интенсивной терапии | 5 | 7 | 1 |
4. Дети родителей, имеющих психиатрические заболевания | |||
1) дети, подвергающиеся насилию | 5 | 4 | 2 |
2) родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией | 5 | 4 | 2 |
3) молодые мамы до 17 лет | 5 | 4 | 1 |
4) дети беженцев | 4 | 2 | 3 |