09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
"Отношение общественности к детям с особыми потребностями"
Итоги опроса целевых групп в городе Орел
III. Мнения о жизненных ситуациях сирот
А) Лишение родительских прав
Абсолютное большинство опрошенных - 71,7%, знают о ситуациях, когда родителей лишают родительских прав. Это столь высокий показатель, что его достоверность правомерно подвергнуть сомнению. По всей видимости, многие опрошенные знание факта лишения родительских прав "подменяют" знанием того, что "в жизни, согласно правовым нормам, такое может случиться". Такую информацию они черпают из СМИ, материалов о судебных процессах. Этот вывод косвенно подтверждается мнением опрошенных о том, по каким причинам родителей лишают родительских прав:
Примерно 11% респондентов сформулировали свое мнение несколько иначе, однако по смыслу их высказывания вписываются в перечисленные мнения.
Итак, основной причиной лишения родительских прав большинство опрошенных называют алкоголизм. Именно такие ситуации, в форме судебных процессов, демонстрирует ТВ. В подобном мнении едины все социальные группы опрошенных (см. табл. 7).
Таблица 7
Мнение разных социальных групп о том, по каким причинам лишают родителей родительских прав, %
Причины, по которым родителей лишают родительских прав | Социальные группы | |||
Родители n=30 | Прародители n=30 | Студенты вузов n=31 | Сироты n=30 | |
Алкоголизм | 80,0 | 73,3 | 74,2 | 80,0 |
Психические заболевания | 6,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Наркомания | 16,7 | 30,0 | 35,5 | 30,0 |
Родители находятся в местах лишения свободы | 3,3 | 0,0 | 6,5 | 3,3 |
Жестокое обращение с детьми, насилие | 26,7 | 10,0 | 22,6 | 30,0 |
Аморальный образ жизни родителей, преступная жизнь, проституция | 13,3 | 43,3 | 3,2 | 3,3 |
Невыполнение родительских обязанностей, отказ от воспитания детей | 20,0 | 26,7 | 58,1 | 30,0 |
Продолжение таблицы 7
Причины, по которым родителей лишают родительских прав | Социальные группы | |||
Руководители n=10 | Учителя n=10 | Предприниматели n=10 | Кадровые военные n=10 | |
Алкоголизм | 70,0 | 100,0 | 60,0 | 100,0 |
Психические заболевания | 0,0 | 0,0 | 20,0 | 30,0 |
Наркомания | 40,0 | 20,0 | 60,0 | 50,0 |
Родители находятся в местах лишения свободы | 0,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
Жестокое обращение с детьми, насилие | 20,0 | 10,0 | 30,0 | 10,0 |
Аморальный образ жизни родителей, преступная жизнь, проституция | 20,0 | 0,0 | 40,0 | 0,0 |
Невыполнение родительских обязанностей, отказ от воспитания детей | 50,0 | 40,0 | 20,0 | 20,0 |
О невыполнении родительских обязанностей как причине лишения родительских прав, часто говорят студенты, руководители предприятий (учреждений), учителя, об аморальном образе жизни - прародители и предприниматели.
Б) Мнение о том, где должны жить сироты
По мнению 91,1% опрошенных, сироты в России живут преимущественно в детских домах, приютах, интернатах, сельских домах (таковая - Лаврово, "SOS", есть в Орловской обл.). Одновременно 36,8% опрошенных считают, что часть детей-сирот проживают у родственников, опекунов, в приемных семьях. По мнению 15,2% опрошенных, есть дети-сироты, которые проживают "на чердаках, на улице". Позиция разных социальных групп по этому вопросу в целом совпадает (см. табл. 8).
Таблица 8
Мнение разных социальных групп о том, где живут в России дети-сироты, %
Где живут сироты | Социальные группы | ||||
Родители n=30 | Прародители n=30 | Школьники n=30 | Студенты вузов n=31 | Сироты n=30 | |
В детских домах, приютах, интернатах, в детской деревне | 100,0 | 96,7 | 90,0 | 77,4 | 93,3 |
На улице, чердаке | 16,7 | 23,3 | 16,7 | 3,2 | 6,7 |
У приемных родителей, опекунов | 33,3 | 20,0 | 20,0 | 29,0 | 30,0 |
У родственников | 6,7 | 20,0 | 6,7 | 0,0 | 10,0 |
Продолжение таблицы 8
Где живут сироты | Социальные группы | |||
Руководители n=10 | Учителя n=10 | Предприниматели n=10 | Кадровые военные n=10 | |
В детских домах, приютах, интернатах, в детской деревне | 80,0 | 90,0 | 100,0 | 90,0 |
На улице, чердаке | 30,0 | 10,0 | 30,0 | 20,0 |
У приемных родителей, опекунов | 30,0 | 20,0 | 60,0 | 20,0 |
У родственников | 0,0 | 30,0 | 0,0 | 10,0 |
Мнение опрошенных о том, где должны жить сироты, имеет иную структуру:
Предпочтение для детей-сирот приемных семей, попечителей и родственников - в сумме, доминирует у всех социальных групп (см. табл. 9).
Таблица 9
Мнение разных социальных групп о том, где должны жить сироты, %
Где должны жить сироты | Социальные группы | ||||
Родители n=30 | Прародители n=30 | Школьники n=30 | Студенты вузов n=31 | Сироты n=30 | |
В детских домах, приютах, интернатах, (образовательных, семейного типа), социальных деревнях | 46,7 | 53,3 | 36,7 | 41,9 | 43,3 |
В приемных семьях | 70,0 | 66,7 | 60,0 | 58,1 | 66,7 |
У родственников | 36,7 | 30,0 | 20,0 | 12,9 | 43,3 |
В нормальных (своих) семьях | 3,3 | 3,3 | 0,0 | 3,2 | 0,0 |
Другое мнение | 0,0 | 6,7 | 6,7 | 12,9 | 3,3 |
Продолжение таблицы 9
Где должны жить сироты | Социальные группы | |||
Руководители n=10 | Учителя n=10 | Предприниматели n=10 | Кадровые военные n=10 | |
В детских домах, приютах, интернатах, (образовательных, семейного типа), социальных деревнях | 30,0 | 60,0 | 50,0 | 70,0 |
В приемных семьях | 70,0 | 40,0 | 80,0 | 60,0 |
У родственников | 40,0 | 30,0 | 20,0 | 20,0 |
В нормальных (своих) семьях | 10,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Другое мнение | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Свое мнение о целесообразности проживания сирот в семьях 46,6% опрошенных обосновывают тем, что "детям нужен домашний, семейный очаг". Распределение сирот в детские дома часть опрошенных (12,6%) обосновывает тем, что государство должно осуществлять контроль, обучать и воспитывать сирот, и чтобы они не были на улице, в подвалах (7,3%).
Разброс мнений у трети (34%) опрошенных столь велик, что не поддается группировке. Типичные мнения, встречавшиеся не столь часто, целесообразно просто перечислить:
В) Оценка отношения к сиротам в детских домах
До 65% опрошенных негативно оценивают условия жизни сирот в детских домах (школах-интернатах, приютах). Положительную оценку высказали немногие (см. рис. 6).
Рисунок 6
Оценка опрошенными условий проживания детей-сирот в детских домах, %
Под положительной понимается преимущественно "удовлетворительная", и реже - "хорошая" оценка.
Рисунок 7
Доля оценивающих положительно или отрицательно условия проживания детей-сирот в детских домах, %
Высказавшие отрицательную оценку мотивируют свою позицию, прежде всего, гуманными критериями (51,3%): нет родительской заботы, человеческих (родственных) отношений, семейного уюта (воспитания). Более прагматичными причинами мотивируют свою отрицательную позицию 26,2% опрошенных: нет должного финансирования детских домов, несвоевременная выплата пособий, мало заботы со стороны государства.
В качестве причины названы и нравственные факторы (15,7%): плохое питание, насилие над детьми, перенаселенность помещений, грубость персонала, недостаток внимания к детям с их стороны.
Указывали и на такие причины, как низкая оплата работы персонала.
Г) Мнение об усыновлении детей-сирот
Знают о том, что дети-сироты могут быть усыновлены (удочерены) гражданами, не состоящими с этими детьми в родственных отношениях - 99% опрошенных.
Считают актуальным стимулирование граждан к усыновлению детей-сирот 88,5% опрошенных, считают это нецелесообразным всего 1,6%. У 9,9% опрошенных по этому вопросу нет определенного мнения.
Доля считающих целесообразным расширение усыновления детей-сирот велика в составе всех социальных групп опрошенных (см. рис. 8).
Рисунок 8
Доля считающих актуальным стимулирование граждан к усыновлению детей-сирот, %
По мнению 70,1% опрошенных, усыновление будет способствовать формированию личности в семейных условиях, о детях будут заботиться; по мнению 6,3% - в обществе сократится число преступников. Не смогли высказать определенного мнения 23,6% опрошенных. Приведенная мотивация и большое число затруднившихся ответить свидетельствует о том, что позиция населения города "завершается" на факте целесообразности усыновления.
После этого сирота перестает быть сиротой и общественное мнение мало интересуется его дальнейшей судьбой. Происходит отождествление приемных детей и родных детей. Нивеляцию различий между ними осуществляет сам факт наличия семьи, то есть различия между родным и приемным ребенком становится элементом внутренних отношений в семье, а общественное мнение не выделяет эти отношения в самостоятельный объект оценки. Для общественного мнения наличие приемной семьи само по себе факт благоприятный, и эта оценка автоматически переносится на всю дальнейшую судьбу приемного ребенка. Это вряд ли правильно, так как имеются многочисленные примеры судебного лишения прав приемных родителей на усыновленного ребенка. Причины таких судебных решений разные: аморальное поведение приемных родителей (алкоголизм, наркомания, насилие над ребенком), неудовлетворительные материальные условия приемных родителей (нищета), неумение воспитывать ребенка, психологическая несовместимость родителей и ребенка, конфликты между супругами и ребенком и др. Поэтому, внимание общественности к судьбе ребенка должно быть высоким и после усыновления, т.е. во время пребывания в приемной семье, по крайней мере, в первые 2-3 года после усыновления.
Большинство опрошенных низко оценивают масштабы усыновления детей-сирот российскими гражданами (см. рис. 9).
Рисунок 9
Мнения опрошенных о том, часто ли усыновляют детей-сирот российские граждане, %
В чем причина того, что российские граждане редко усыновляют детей-сирот? По мнению 38,2% опрошенных, причина этого лежит в материальном неблагополучии основной части населения России. 9,9% опрошенных считают, что вина кроется в плохой агитационной работе СМИ, а по мнению 7,9% - в бюрократической волоките.
Звучало и такое мнение (5,2%), что граждане не хотят брать больных детей. Еще 21,5% опрошенных высказали индивидуальные мнения, которые трудно сгруппировать:
Более благоприятным является общественное мнение об усыновлении российских детей-сирот иностранными гражданами (см. рис. 10).
Рисунок 10
Мнение опрошенных о том, часто ли усыновляют детей-сирот иностранные граждане, %
Указавшие, что иностранные граждане усыновляют детей-сирот часто, в качестве мотивов своего мнения указали (31,9%):
Считающие, что иностранцы редко усыновляют российских детей-сирот, видят причину этого в плохой агитационной работе российских средств массовой информации (33%), в бюрократической волоките при оформлении документов на усыновление (7,3%), в нежелании брать больных детей (2,1%).
Правомерно констатировать, что в общественном мнении жителей Орла доминирует отрицательный образ состояния усыновления детей-сирот российскими, и положительный - иностранными гражданами.
Д) Мнение о приемных семьях
Опрошенные считают, что в России мало приемных семей (см. рис. 11).
Рисунок 11
Мнение опрошенных о том, сколько в России приемных семей, воспитывающих детей-сирот, %
Мало приемных семей в России потому, что:
Еще 20,4% опрошенных высказали по этому поводу единичные мнения, трудно поддающиеся группировке, однако в их числе можно выделить два типа устойчивых мнения:
Качество воспитания и обучения детей-сирот в приемных семьях 64,3% опрошенных в целом оценили положительно (см. рис. 12).
Рисунок 12
Оценка опрошенными качества воспитания и обучения детей-сирот в приемных семьях, %
У большинства социальных групп мнение о воспитании в приемных семьях "радужное". В основе такой "радужности" не в последнюю очередь лежит некомпетентность, то есть незнание "деталей" воспитания и обучения детей-сирот в приемных семьях. Будучи более компетентными, по объективной причине (дети из приемных семей учатся в школах), учителя высказывают более "осторожное" мнение об эффективности воспитания в приемных семьях (см. рис. 13).
Рисунок 13
Доля оценивших положительно или отрицательно качество воспитания и обучения детей-сирот в приемных семьях, %
Свою положительную позицию опрошенные мотивировали следующими, порой абстрактными, высказываниями:
Высказавшие отрицательные мнения считают, что:
Е) Мнение о том, как чувствуют себя дети-сироты в обычной школе
Лишь 11,5% опрошенных смогли подтвердить, что дети из детских домов посещают обычную школу. Сказали, что такие дети не посещают обычную школу 35,6%, затруднились ответить - 52,9% опрошенных.
Почему дети из детских домов не посещают обычную школу? На этот вопрос ответ был один: потому что они получают образование в школах-интернатах.
Заявили, что знают о том, с какими проблемами сталкиваются дети-сироты в обычных школах, 19,4% опрошенных. Они смогли назвать три основные проблемы: