09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
"Отношение общественности к детям с особыми потребностями"
Итоги опроса целевых групп в городе Орел
III. Мнение опрошенных об условиях жизни детей-инвалидов
А) Мнение о том, где должны жить инвалиды.
Опрошенные обозначили три места, где, по их мнению, живут дети-инвалиды:
Последнее высказывание свидетельствует о том, что в Орле имеются беспризорные дети-инвалиды.
Не смогли дать ответ 5,2% опрошенных.
76,4% опрошенных считают, что дети-инвалиды должны жить с родителями, либо в других семьях; по мнению 23% - в специальных учреждениях, либо в лечебных интернатах.
Звучало и такое мнение, что олигофренов лучше "усыплять" при рождении, либо, что дети с физическими недостатками должны жить в интернатах, а с умственными - в специальных учреждениях.
Те, кто считают, что дети-инвалиды должны жить в семьях, мотивируют свою позицию следующим:
Судя по высказанным мнениям, в них имеются "отзвуки" и сострадания, и осуждения (назидания).
Те, кто считает, что дети-инвалиды должны находиться в детских (специальных) учреждениях, мотивируют свою позицию следующим:
Опрошенные оценили неудовлетворительно содержание детей-инвалидов в детских домах или спецучреждениях (см. рис. 20).
Рисунок 20
Оценка опрошенными условий содержания детей-инвалидов в детских домах и спецучреждениях, %
Свое мнение о плохом уходе за детьми в детских домах и спецучреждениях опрошенные мотивируют следующим:
Более конкретно: 59,7% опрошенных считают, что у детей-инвалидов нет родительской любви, заботы, душевного отношения, индивидуального внимания; 41,4% - детские дома и спецучреждения лишены необходимой финансовой помощи; 19,4% ссылаются на недостаточное медицинское обслуживание детей-инвалидов; 11% - на плохое питание.
Таблица 16
Мнение разных социальных групп населения о том, чего не хватает детям-инвалидам в спецучреждениях, %
Чего не хватает | Социальные группы | ||||
Родители n=30 | Прародители n=30 | Школьники n=30 | Студенты вузов n=31 | Сироты n=30 | |
Недостаточная материальная помощь, плохие бытовые условия | 40,0 | 36,7 | 16,7 | 45,2 | 63,3 |
Нет родительской любви, заботы, душевного отношения, индивидуального внимания | 56,7 | 50,0 | 86,7 | 67,7 | 36,7 |
Плохое питание | 13,3 | 16,7 | 0,0 | 6,5 | 13,3 |
Недостаточное медицинское обслуживание | 30,0 | 16,7 | 6,7 | 6,5 | 30,0 |
Другое мнение | 10,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 6,7 |
Нет ответа | 13,3 | 20,0 | 6,7 | 6,5 | 10,0 |
Окончание таблицы 16
Чего не хватает | Социальные группы | |||
Руководители n=10 | Учителя n=10 | Предприниматели n=10 | Кадровые военные n=10 | |
Недостаточная материальная помощь, плохие бытовые условия | 40,0 | 40,0 | 40,0 | 60,0 |
Нет родительской любви, заботы, душевного отношения, индивидуального внимания | 50,0 | 70,0 | 50,0 | 70,0 |
Плохое питание | 20,0 | 0,0 | 30,0 | 10,0 |
Недостаточное медицинское обслуживание | 40,0 | 0,0 | 30,0 | 30,0 |
Другое мнение | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 0,0 |
Нет ответа | 0,0 | 0,0 | 10,0 | 0,0 |
Об отсутствии у детей-инвалидов родительской любви чаще всего говорят школьники, студенты, учителя, военные. О плохом финансировании детских домов и спецучреждений - сироты, военные, о слабом медицинском обслуживании - руководители госпредприятий (учреждений); о плохом питании детей - предприниматели (см. табл. 16).
Б) Оценка условий жизни в семьях
Оценка опрошенными условий жизни детей-инвалидов в семьях в целом положительная (см. рис. 21)
Рисунок 21
Оценка опрошенными условий проживания детей-инвалидов в семьях, %
Доля оценивающих положительно условия жизни детей-инвалидов в семьях велика в составе всех социальных групп, но особенно в составе "обычных" родителей и военных (см. рис. 22).
Рисунок 22
Оценка разными социальными группами условий жизни детей-инвалидов в семьях, %
Жизнь детей-инвалидов в семье большинство опрошенных оценивает положительно потому, что в семье лучше за ними уход - 66%. Еще 2,1% считают, что в детских домах уход хуже и воспитатели не могут детям-инвалидам заменить родителей.
В то же время 26,7% опрошенных мотивируют свою позицию "сдержанно", говоря о материальных проблемах; о неблагополучном нравственном климате в семье; о неспособности в ряде семей обеспечить уход за больным ребенком, либо приобрести лекарства.
По мнению 35,6% опрошенных, в ряде случаев в семьях для детей-инвалидов не хватает заботы, любви, духовного общения; по мнению 22% - финансовых средств, 8,9% - духовного общения с родителями.
В) Трудоустройство инвалидов
Большинство опрошенных пессимистично оценили возможность для инвалидов области трудоустроиться. Высоким такую возможность сочли только 0,5% опрошенных. По мнению 15,7%, возможность трудоустроиться у инвалидов Орловской области имеется, однако она не очень велика. Инвалиды области находят работу с большим трудом - так считают 30,9% опрошенных, а по мнению 37,2%, инвалиды в области трудоустроиться практически не могут. Затруднились ответить 15,7%.
Подобный пессимистичный взгляд на возможность инвалидов области трудоустроиться характерен для всех социальных групп (см. табл. 17).
Таблица 17
Мнение разных социальных групп населения о том, могут ли инвалиды Орловской обл. трудоустроиться, %
Могут ли трудоустроиться | Социальные группы | |||
Родители n=30 | Прародители n=30 | Студенты вузов n=31 | Сироты n=30 | |
Такие возможности высокие | 0,0 | 0,0 | 3,2 | 0,0 |
Возможность в целом имеется, но не очень высокая | 6,7 | 10,0 | 25,8 | 26,7 |
Находят работу с большим трудом | 56,7 | 26,7 | 22,6 | 33,3 |
Трудоустроиться практически не могут | 36,7 | 63,3 | 48,4 | 40,0 |
Затруднились ответить | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 |
Окончание таблицы 17
Могут ли трудоустроиться | Социальные группы | |||
Руководители n=10 | Учителя n=10 | Предприниматели n=10 | Кадровые военные n=10 | |
Такие возможности высокие | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Возможность в целом имеется, но не очень высокая | 40,0 | 30,0 | 10,0 | 10,0 |
Находят работу с большим трудом | 40,0 | 30,0 | 50,0 | 50,0 |
Трудоустроиться практически не могут | 20,0 | 40,0 | 40,0 | 40,0 |
Затруднились ответить | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 |
Причины, по которым инвалиды не могут трудоустроиться, по мнению 44,5% опрошенных - отсутствие рабочих мест и профессий для инвалидов, 22,5% - общая безработица, 8,9% - в силу специфических заболеваний инвалидов.
Опрошенные считают, что в настоящее время инвалиды выполняют в основном "вспомогательные" или малоквалифицированные виды работ, а именно, по мнению:
Затруднились ответить 6,8%.
Менее уверены опрошенные в том, какую работу могли бы выполнять инвалиды. Те, кто высказали мнение, склоняются к тому, что это преимущественно неквалифицированный труд, либо "уклоняются" от прямого ответа. По мнению опрошенных, инвалиды могут работать:
Неблагоприятно оценили опрошенные готовность предприятий принять на работу молодых инвалидов, обладающих профессией. На вопрос о готовности предприятий Орловской обл. принять на работу молодых инвалидов, опрошенные ответили так:
Более-менее благоприятно оценивают возможность молодых инвалидов трудоустроиться лишь руководители госпредприятий (учреждений), учителя и предприниматели (см. табл. 18).
Пожалуй, их мнение является наиболее компетентным.
Таблица 18
Мнение разных социальных групп населения о том, готовы ли предприятия Орловской обл. принять на работу молодых инвалидов, имеющих профессию, %
Готовы ли принять на работу | Социальные группы | |||
Родители n=30 | Прародители n=30 | Студенты вузов n=31 | Сироты n=30 | |
Берут не работу, если такая возможность на предприятии имеется | 6,7 | 3,3 | 3,2 | 3,3 |
Принимают на работу только под давлением со стороны административных органов | 20,0 | 13,3 | 16,1 | 20,0 |
На работу инвалидов стараются не брать | 63,3 | 56,7 | 35,5 | 66,7 |
Затруднились ответить | 10,0 | 26,7 | 45,2 | 10,0 |
Окончание таблицы 18
Готовы ли принять на работу | Социальные группы | |||
Руководители n=10 | Учителя n=10 | Предприниматели n=10 | Кадровые военные n=10 | |
Берут не работу, если такая возможность на предприятии имеется | 40,0 | 20,0 | 20,0 | 10,0 |
Принимают на работу только под давлением со стороны административных органов | 20,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
На работу инвалидов стараются не брать | 30,0 | 50,0 | 60,0 | 30,0 |
Затруднились ответить | 10,0 | 20,0 | 10,0 | 50,0 |