Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

Проект Тасис "Партнерство"

Министерство образования РФ

Институциональная организация в области защиты детства в Российской Федерации

I Введение
I.1 Рамки и задачи

Со времени распада Советского Союза в 1989 г. цели и задачи государственных органов в вопросах помощи детям с особыми потребностями существенно изменились и продолжают меняться. В то же время, в поле их зрения попадают и начинают использоваться новые методы оказания этой помощи. Институциональные проблемы, связанные с учетом новых требований к уровню услуг и разработкой методов их оказания, просто огромны. Институциональные изменения приходится начинать в рамках существующих на сегодняшний день системы и инфрастурктуры. Новые навыки и умения приходится развивать в рамках действующей системы, которая сама сталкивается с серьезными проблемами, связанными с недостаточным финансированием и необходимостью изменений. Кажется, все согласны с тем, что систему постановки приоритетов в области охраны детства и оказания услуг необходимо менять, причем непременно с учетом мнений и взглядов клиентов и всего гражданского общества.

Этот процесс перемен растянется на многие годы, но то что происходит сегодня, и изменения, которые уже идут, окажут огромное влияние на форму будущей институциональной организации помощи детям с особыми потребностями. Изменения это не разовое мероприятие, и достоинством системы является адекватная степень гибкости, позволяющая постоянно переосмысливать и вносить изменения в проводимую политику с учетом изменений в потребностях ее целевой группы клиентов. В процессе переосмысления масштабов и способов оказания услуг эффективность программ с точки зрения затрат будет возрастать, поскольку услуги, которые действительно отвечают потребностям клиентов, будут оказываться более эффективно.

В техническом задании на данный проект было сказано, что проекту необходимо подготовить предложения о реформе с указанием структурных и функциональных ролей каждого из главных участников процесса оказания образовательных, медицинских и социальных услуг детям с особыми потребностями с учетом эффективности затрат и необходимости создания таких услуг по месту жительства. Эта задача оказалась за рамками проекта не в последнюю очередь вследствие изменившихся ожиданий относительно того, какие услуги детям обязаны оказывать воспитательные учреждения, НГО и государственные органы. Сама по себе эта задача потребовала бы широких  исследований, консультаций и анализа, для чего понадобились бы ресурсы, которых у проекта просто не было. Но что еще более важно, на такого рода работу в рамках проекта фактически не было спроса. Что проект был в состоянии сделать и сделал, так это анализ текущей институциональной организации и комментарии к нему, соответственно, с учетом того, что ее невозможно оторвать от методов формирования и реализации политики в области охраны детства. Это один из элементов сложного процесса принятия решений о направлении и методах проведения реформы в институциональной сфере. Представляется, что это более управляемый и эффективный подход к институциональной организации в отличие от простых рекомендаций о распределении обязанностей между министерствами за решение той или иной из текущих задач.

I.2 Структура и методы

В данном отчете дается описание существующих обязанностей учреждений в плане удовлетворения потребностей детей с особыми потребностями (Раздел 2). Сейчас действует достаточно сложная система, и задача, связанная с пониманием этих обязанностей, оказывается не такой и простой; тем не менее, ее решение представляет собой важный этап в подготовке предложений о наибелее более эффективном распределении этих обязанностей. Данное исследование существующей институциональной организации позволило выявить ряд важнейших областей, в которых институциональная организация оказывается не в состоянии удовлетворять потребности детей: речь об этом идет в Разделе 3. В отчете представлены также результаты специального опроса (Раздел 4), проведенного в рамках проекта Тасис "Партнерство". Основная цель опроса заключалась в том, чтобы выявить мнения и взгляды известных российских и зарубежных специалистов, работающих в области охраны детства в России, на возможные пути изменения институциональной организации с тем, чтобы обеспечить применение более однородного и четкого подхода к работе в области охраны детства. В качестве метода исследования были использованы глубокие интервью представителей международных организаций-доноров (включая АМР США, Всемирный банк, ЮНИСЕФ, МОТ), а также российских и зарубежных НГО (включая НАН-Российский благотворительный фонд, Детский фонд "Кидсейв" – "спасем детей", Помощь сиротам России (ARO), Международная организация социального спасения, Союзы социальной защиты детей). В заключение в отчете предлагаются рекомендации, подготовленные в рамках данного проекта (Раздел 5).

В основу важнейших рекомендаций, представленных в Разделе 5, положены результаты опроса и, следовательно, мнения самых разных людей, работающих в области охраны детства в России; данные отчетов высокопоставленных российских чиновников и представителей государственных органов; однозначные мнения, высказывавшиеся представителями государственных органов - партнеров проекта в ходе рабочих совещаний и встреч, проводившихся в процессе реализации проекта; а также результаты критического анализа членов проектной группы.

I.3 Конвенция о правах ребенка

В 1989г. ООН приняла Международную Конвенцию о правах ребенка. В 1990 г. к ней присоединился Советский Союз. В 1992 г., в качестве законного преемника СССР, РФ представила Комитету ООН по правам ребенка свой первый Государственный периодический отчет о соблюдении прав детей (по правилам Комитета такие отчеты представляются каждые пять лет). Несмотря на множество комментариев о том, насколько российская система далека от соблюдения прав, предусмотренных Конвенцией, все-таки заметна заинтересованность в изменении этой системы в указанном направлении. Особенно интересно в этой связи провести сравнение с финской системой социального обеспечения в отношении детей. В западноевропейском контексте финская система является весьма радикальной, поскольку уже с 1991 г. в ее основе лежат права ребенка в том виде, как они сформулированы в Конвенции. Для перехода к системе, построенной на базе Конвенции о правах ребенка, потребуются огромные изменения, и первые шаги в этом направлении изложены в Разделе 5.

По сути, в основу политики Финляндии в области охраны детства положены принципы обеспечения, защиты и участия. Обеспечение подразумевает право ребенка на справедливую долю ресурсов общества, к примеру, в вопросах жилья, здравоохранения, посещения центров дневного пребывания, образования и охраны психического здоровья. Под защитой понимается право ребенка на защиту и воспитание: услуги такого рода направлены на недопущение серьезных проблем и раннее вмешательство. В России эта область политики применима к детям, оказавшимся социальными сиротами. Услуги раннего вмешательства помогают родителям воспитывать своих детей дома. Участие направлено на то, чтобы помочь детям участвовать в жизни общества. Помощь в обеспечении участия детей с особыми потребностями в жизни общества является весьма сложной задачей, требующей специальных умений и навыков. Эта область политики может оказаться весьма интересной для России, поскольку здесь государственные органы пытаются активнее проводить работу, связанную с интеграцией детей-инвалидов.

I.4 Основа институциональной организации – потребность в оказании необходимых услуг

Особые потребности возникают у самых разных детей. В данном контексте особые потребности касаются детей, являющихся инвалидами или социальными сиротами. Структура системы социальных услуг в сегодняшней России, по сути, сохранила черты системы, существовавшей в Советском Союзе: это иерархическая и бюрократическая система. Система была создана для оказания услуг, которые требовались советскому государству. Сегодня методы, которыми учреждения оказывают услуги, должны быть совершенно иными, возможно, даже нацеленными на идеал. Сложность заключается в том, что методы оказания услуг должны менять сами учреждения, которые создавались для выполнения совершенно иных требований. В сегодняшней России эта система обязана, в первую очередь, отражать потребности детей, а это означает признание необходимости помогать и прислушиваться к детям, их семьям и организациям, представляющим интересы детей и семей. Что касается институциональной реформы, то важнейшим вопросом является обучение персонала, работников органов государственного управления и специалистов системы социального обеспечения умению смотреть на требования детей совершенно по-иному. К примеру, социальная работа, как профессия, появилась в России лишь в 1991 г., и первый закон, а именно, Федеральный Закон "О социальной службе", был принят в 1995 г. (Ларская-Смирнова и Романов, 2002 г.). Естественно, он еще не слишком хорошо работает, особенно с учетом того, что эту профессию в России приходится создавать в период огромных социальных проблем и нужд.

В Советском Союзе детей и взрослых инвалидов скрывали от общества: то, что у них было мало возможностей для интеграции в общество и выхода на рынок труда и, соответственно, для обеспечения большей независимости, являлось нарушением их прав. Подобная сегрегация требовала от общества в целом больших затрат. Эта сегрегация формировала также установки общества по отношению к инвалидам. Простые люди были просто оторваны от некоторых чисто человеческих вопросов своего собственного общества, от трудностей, с которыми сталкивались некоторые дети и взрослые, а также от того, что обществу могли бы предложить инвалиды, которые были в состоянии работать, но которым не давали возможности делать это. Подобная изоляция детей-инвалидов является одним из важнейших вопросов, которые сегодня приходится решать в процессе удовлетворения их потребностей.

Наиболее уявимой группой людей в сегодняшней России являются семьи, воспитывающие детей-инвалидов; нередко это одинокие матери, а также семьи и отдельные люди, чьи дети находятся в детских домах. Почти не развита культура поддержки семей, попавших в сложное положение, оказания помощи для укрепления этих семей, хотя во многих случаях это самый лучший способ решения проблем, связанных с благополучием их детей и самих семей. Многие родители детей инвалидов идут на огромные жертвы ради воспитания своих детей, не получая при этом практически никакой помощи или моральной поддержки. Исключительные сложности и бедность, с которыми пришлось столкнуться значительной доле населения, только прибавили тягот таким уязвимым семьям, а также семьям, на долю которых выпали особые дополнительные тяготы, которые обычно сопровождают инвалидность.

Назад К оглавлению Вперед