Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

 

Об ограничении и лишении родительских прав в отдельных странах ЕС

 

3. Великобритания

3.1 Законодательство об охране детства в Великобритании

 

В английском законодательстве об охране детства отсутствует разделение на частное и публичное право. В Законе о детях от 1989 г. дается описание форм и методов воспитания и заботы о ребенке, а также обязанностей родителей и иных лиц по воспитанию ребенка. В нем также дается подробное описание социального обеспечения ребенка, форм учреждений дневного пребывания, жилищно-бытовых услуг для молодежи, прочих услуг для семей с детьми, направленных на оказание помощи в воспитании детей и других форм ухода, обязательств местных органов исполнительной власти по предоставлению этих услуг, а также процесса принятия решений судом и другими государственными органами. Вопросы усыновления регулируются Законом об усыновлении от 1976 г., в который в законодательном порядке было внесено несколько изменений и дополнений, включая Законе о детях.

3.2 Родительские обязанности

В Законе о детях права, полномочия, власть и обязанности родителей в отношении ребенка и его имущества в совокупности называются "родительскими обязанностями". Обязанность заботиться о ребенке и растить его морально, физически и психически здоровым является главной задачей отца и матери и единственным основанием для власти, которую она дает. Другими словами, отцовство/материнство означают, главным образом, ответственность за ребенка, а не право на ребенка.

Следствием наличия родительских обязанностей является возможность для человека принимать большинство решений, касающихся жизни ребенка. Они не делают его родителем или родственником ребенка в законном порядке, к примеру, не дают ему прав наследования или законодательно не обязывают его содержать ребенка.

Если родители ребенка состояли в браке или вступили в брак во время или после его зачатия, они оба исполняют родительские обязанности по отношению к нему. В противном случае родительские обязанности исполняет одна мать. Отец, не имеющий родительских обязанностей, может приобрести их путем заключения соглашения о родительских обязанностях с матерью, или может обратиться в суд и получить решение, дающее ему родительские обязанности. И договор, и решение суда могут оказаться недействительными по решению суда по ходатайству лица, имеющего родительские обязанности по отношению к ребенку, или самого ребенка.

Люди, не являющиеся родителями, могут получить право на исполнение родительских обязанностей, если получат назначение в качестве частного опекуна или по решению суда (приказ о месте жительства, приказ о воспитании, приказ о защите в чрезвычайных обстоятельствах или приказ о назначении опекуна).

Опекун для исполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку может быть назначен, когда умирает родитель, исполнявший родительские обязанности. Опекуном может быть любой другой человек (включая родителя). Орган местного самоуправления или добровольная общественная организация не могут выступать в качестве опекуна, поскольку они не являются "отдельным лицом". Этот человек получает право на исполнение родительских обязанностей (если их у него еще не было) с момента назначения, и может назначить другого опекуна, который будет действовать в качестве такового в случае его смерти до достижения ребенком 18-летнего возраста. Опекуны получают также право давать согласие (или отзывать свое согласие) на усыновление ребенка.

Частное назначение может быть сделано родителем, исполняющим родительские обязанности по отношению к ребенку, или лицом, который уже был назначен опекуном. Частные назначения производятся индивидуально или коллективно несколькими людьми. Один и тот же человек или группа лиц могут назначить более чем одного опекуна. Более позднее назначение опекуна (который однозначно не является еще одним) отменяет предыдущее назначение тем же человеком. Частное назначение может также быть отменено.

Суд может назначить опекуна в тех же обстоятельствах, в каких происходит частное назначение, а именно: 1) когда у ребенка нет родителя с родительскими обязанностями по отношению к нему; или 2) даже когда у него все еще имеется такой родитель, другой его родитель или опекун умирает, и непосредственно перед смертью усопший получил судебный приказ о его совместном проживании с ребенком. Судебные назначения производятся по ходатайству лица, желающего быть опекуном, или судом по своей собственной инициативе.

Приказ о местожительстве необходим человеку, с которым ребенок будет жить. Если такой приказ издается на имя человека, не являющегося родителем или опекуном ребенка, он возлагает на него родительские обязанности. Человек, получающий право на исполнение родительских обязанностей по приказу о месте жительства (например, кто-то, не являющийся родителем или опекуном), не получает права давать согласие или отказывать в согласии на усыновление ребенка.

То, что один человек получает право на исполнение родительских обязанностей само по себе не снимает родительских обязанностей с другого человека. После разрыва или развода родители продолжают и дальше исполнять свои родительские обязанности. Данная мера особо подчеркивает, что развал семьи не снимает с обоих родителей обязанностей по дальнейшему всестороннему участию в воспитании ребенка. Однако человек, на ком лежат родительские обязанности, не имеет права действовать несовместимо с судебным приказом.

Родительские обязанности по отношению к ребенку нельзя передавать кому-то другому или вообще отказываться от них. Если, однако, он исполняет родительские обязанности по судебному приказу (по соглашению о родительских обязанностях или в результате частного назначения опекуном), то когда-то в будущем суд может прекратить действие этого приказа (соглашения или назначения).

Человек, имеющий родительские обязанности, может предложить другому человеку исполнять эти обязанности от его имени. Такая схема может оказаться полезной тогда, когда имеющий родительские обязанности человек не в состоянии выполнять их, например, по причине нахождения в больнице или в заграничной поездке. Это никак не отражается на ответственности лица, имеющего родительские обязанности, которая наступает вследствие неспособности исполнять свои родительские обязанности.

3.3 Родительские обязанности и воспитание ребенка вне семьи

В соответствии с Законом о детях на местные власти возлагается обязанность оказывать услуги детям и их семьям, включая услуги нестационарного характера и воспитание вне семьи, при необходимости даже без согласия родителей или ребенка. В законе говорится, что каждый орган местного самоуправления обязан защищать и обеспечивать на своей территории благополучие всех детей, нуждающихся в этом, и в рамках этой обязанности помогать в воспитании таких детей их семьями путем предоставления целого комплекса разнообразных услуг, удовлетворяющих потребностям детей.

Ребенок с особыми потребностями - это ребенок: 1) у которого мало шансов на достижение или поддержание нормального уровня здоровья или развития без помощи со стороны местных властей; 2) чье здоровье или развитие значительно ухудшатся и будут и дальше ухудшаться без оказания ему таких услуг; или 3) инвалид. В соответствии с законом "семья" включает в себя любого человека, имеющего родительские обязанности по отношению к ребенку, и любого иного человека, с кем он живет.

Нуждающимся детям, живущим в своих семьях, местные власти обязаны оказывать по возможности следующие услуги: консультации, предоставление информации, помощь на дому, занятия, крышу над головой, помощь в организации проезда к месту оказания услуги, помощь в организации отдыха для ребенка и его семьи. Местные власти обязаны также обеспечить ребенку с особыми потребностями, не достигшему пятилетнего возраста и не посещающему школу, место в детском дошкольном учреждении по месту жительства. Они обязаны также обеспечить необходимый уход и внешкольные занятия на время каникул для детей с особыми потребностями всех возрастов, посещающих школу. Более того, местные власти обязаны предоставить ребенку с особыми потребностями жилье, если он в нем нуждается в связи с тем, что: а) отсутствует человек, исполняющий по отношению к нему родительские обязанности; б) он оказался подкидышем или от него отказались родители; или в) человек, который заботился о нем, больше не может обеспечить его подходящим жильем или уходом.

Суд может всего лишь вынести решение о воспитании или надзоре, если получит доказательства того, что: а) данному ребенку наносится, или может грозить существенный вред; и б) вред или риск вреда связаны с (i) тем, что уход, получаемый ребенком, или который он может получать в случае, если не будет получен соответствующий приказ суда, будет хуже того, который родитель вполне обоснованно должен был бы обеспечить ему; или (ii) родители совершенно не следят за ребенком.

Даже если суд убедится в наличии вышеупомянутых условий, совершенно необязательно, что судебный приказ будет издан. При принятии решения суд обязан руководствоваться следующими принципами: 1) благополучие ребенка является важнейшим фактором при рассмотрении любого вопроса, касающегося его воспитания; 2) суд не должен выносить приказ, если не уверен, что от вынесения подобного решения ребенок выиграет гораздо больше, чем от отсутствия такового; и 3) суд обязан уважать общий принцип, в соответствии с которым задержка с решением вопроса относительно воспитания ребенка может пойти во вред его благополучию. В тексте Закона приводится контрольный список, помогающий толковать принцип благополучия. Он содержит факторы, которые суд обязан учитывать особо при рассмотрении необходимости такого приказа, включая, например, пожелания и чувства ребенка, о котором идет речь; его физические, психические и образовательные потребности; вероятные последствия для него любых изменений в его существующем положении; любой вред, который ему наносится, или вероятный риск вреда; способность его родителей или иных заинтересованных лиц удовлетворить его потребности.

Когда местные власти обязаны устроить ребенка на проживание вне дома на тот или иной срок из-за того, что родители не способны обеспечить его должное воспитание или нуждаются в отдыхе, желательно делать это с добровольного согласия родителей. За родителями сохраняются их родительские обязанности, и они по мере возможности будут сотрудничать с соответствующими органами или заменяющими родителей воспитателями. Возможность обязательного изъятия ребенка из семьи появляется только по приказу суда, но и при этом за родителями сохраняются их родительские обязанности. Родитель или опекун сохраняют свое право отзыва своего согласия на усыновление ребенка или на его вступление в брак. Соответствующий орган управления обязан составлять планы для детей, о которых он заботится, причем к процессу их составления необходимо привлекать родителей и других заинтересованных лиц.

Приказ о воспитании передает ребенка на воспитание органу местного самоуправления, что позволяет последнему решать, с кем ребенок будет жить, а также возлагает на него родительские обязанности. Приказ не дает ему права на согласие или отказ на усыновление или назначение опекуна.

Приказы о защите в чрезвычайных обстоятельствах имеют краткосрочный характер; они позволяют заявителю забрать ребенка из условий очевидной опасности (или не допустить его перемещение в такие условия). Такие приказы возлагают родительские обязанности на заявителя на период действия приказа.

Родители или опекуны, на которых лежат родительские обязанности по отношению к ребенку, могут исполнять свои обязанности независимо от властей при условии, что это не противоречит приказу о воспитании (например, перемещение ребенка из места, в которое он был помещен, без разрешения). Однако орган исполнительной власти может не позволить родителю или опекуну исполнять свои родительские обязанности независимо от властей, если это необходимо для защиты или улучшения благополучия ребенка.

3.4 Общение детей и родителей в период воспитания ребенка вне дома

При нахождении ребенка на воспитании вне кровной семьи очень важно, чтобы в его воспитании принимали участие люди, имеющие большое значение в жизни ребенка. Местные власти обязаны делать все возможное для возвращения ребенка в семью, и поощрять общение с ним его родителей и других близких ему людей, если эти контакты не противоречат интересам ребенка. К числу таких людей относятся родители ребенка, любой иной человек, имеющий те же обязанности по отношению к нему, а также родственники или друзья ребенка.

Прежде чем местные власти примут решение, касающееся ребенка, о котором они заботятся, соответствующий орган обязан по возможности выяснить пожелания и чувства ребенка, его родителей, любого иного человека, имеющего те же обязанности по отношению к нему, и любого другого человека, чьи пожелания и чувства следует, по мнению работников данного органа, учитывать.

Под общением понимается нечто большее, чем простые встречи, и иногда общение по телефону или по почте оказываются более полезным, чем физические контакты. Местные власти обязаны нести расходы, связанные с общением между ребенком и близким ему человеком, если посещение ребенка ложится непосильным бременем на плечи последнего.

Ребенок или соответствующий государственный орган могут ходатайствовать о получении разрешения запрещать встречи между ребенком и его родителями, опекуном, на чье имя выписан приказ о проживании. Если такой приказ будет получен, то запрещаются любые контакты. Однако такой приказ дается при соблюдении определенных условий, например, общение может состояться только по определенным случаям или в определенных местах, или длиться ограниченное время. По ходатайству ребенка, соответствующего органа или лица, указанного в судебном приказе, характер контактов может изменяться, или они могут запрещаться совсем.

В крайних случаях, на срок до семи дней, власти могут отказать в контакте, если это в интересах ребенка, и была признана крайняя необходимость отказа для благополучия ребенка.

3.5 Усыновление

Приказ об усыновлении разрывает все законные связи с родной семьей и передает родительские права и обязанности новой приемной семье. Родные родители больше не имеют никаких законных прав на ребенка, и не имеют права требовать их возврата. Ребенок становится полноправным членом новой семьи, берет соответствующую фамилию, и получает те же права и привилегии, как если бы он был родным ребенком семьи, включая право наследования. Усыновление нерасторжимо.

Назад К оглавлению Вперед