Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

Информационно-аналитические материалы по Пермской области для подготовки ежегодного доклада "О положении детей в Российской Федерации" (2001 год)

Образование, в том числе начальное профессиональное образование, вос-питание и развитие детей

Обеспечение права детей на образование.

Одним из принципов государственной политики региона в области образования согласно Закону "Об образовании в Пермской области" является общедоступность качественного образования в образовательных учреждениях всех видов для всех граждан, проживающих в области.

На 1 сентября 2001 г. в 1151 общеобразовательном учреждении обучалось 353059 детей. Низкий уровень рождаемости, наблюдающийся в течение нескольких лет, привел к уменьшению контингента школьников, не только на первой, но и на второй ступени общего образования. Значительным остается лишь число учащихся третьей ступени.

Уменьшение количества обучающихся ведет к активизации процессов изменения сети общеобразовательных учреждений. Если в 1999году в области работали 1208 общеобразовательные школы, то в 2001 году - 1151. Закрываются ветхие школы и школы в населенных пунктах, где нет детей школьного возраста, происходит объединение образовательных учреждений. К началу 2001 г. закрыто 11 начальных, 4 основных, 3 средние школы, приостановлено действие 4 начальных школ, реорганизована в начальную одна основная школа и в основную - одна средняя школа. Наблюдаются и обратные процессы: открыты 3 начальные школы, одна основная реорганизована в среднюю общеобразовательную школу. Процессы реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируются распоряжением губернатора Пермской области от 02.02.99 № 21-р. Предусмотренный этим распоряжением механизм позволяет целесообразно расходовать средства на образование и обеспечить выполнение законодательных и нормативных правовых актов.

Уменьшение контингента обучающихся снижает перегруженность школ. За последние три года увеличивается доля образовательных учреждений, работающих в одну смену (58,1% в 1999 г., 66,8% - в 2001 г.), сокращается доля школ, работающих в три смены (1,3% в 1999 г., 0,6% - в 2001 г.) и практически не изменяется доля учреждений, работающих в две смены.

Занятость родителей в течение рабочего дня и социальная нестабильность ведет к повышению спроса на группы продленного дня в городских и сельских школах: в 1999 году в них занималось 52047 (12,8%), в 2000 г. - 55060 (14%), в 2001 г. - 56982 (15,5%).

Наличие и уровень квалификации педагогических кадров - важнейшее условие обеспечения качественного образования.

В 2001 году в общеобразовательных учреждениях области работало 27168 педагогов. Остается стабильным уровень образования учителей общеобразовательных школ, из них 67,6% имеют высшее образование. Уровень подготовки сельских учителей ниже, чем городских: только 5,8% окончили вузы (в городских школах - 74,5%). В то же время увеличивается доля педагогов сельских школ, получающих высшее образование: качество учителей с незаконченным высшим образованием в 1999 году составило 3,2%, в 2001 г. - 4,2%.

Демографические и социальные причины ведут к уменьшению числа учителей: снижается потребность в учителях начальных классов, но недостаточно учителей второй и третьей ступеней. В общеобразовательных учреждениях области растет число вакантных мест учителей (1999 г. - 534, 2000 г. - 556, 2001 г. - 599). Особенно не хватает учителей иностранного языка, музыки, трудового обучения, увеличилась потребность сельских школ в преподавателях информатики.

Продолжает действовать система централизованной закупки учебников за счет средств муниципальных органов управления образованием: обеспеченность учебниками из библиотечных фондов составила в 2001 г. 87% (в 1999, 2000 - 88%). Остается значительной часть учебников, приобретаемых родителями.

В 1999 году спортивные залы имелись в 69,1% школ, в 2001 г. - в 71,8%. Вместе с тем остается проблемой обеспечение сельских общеобразовательных школ спортивными залами: в 2001 году 62% учреждений имели спортивные залы (город - 90%).

Созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, контингент которых увеличивается. Не изменяется доля обучающихся в классах компенсирующего обучения общеобразовательных школ (3%). Отмечено увеличение количества коррекционных классов, открытых в общеобразовательных школах, а также увеличение количества детей, обучающихся в этих классах (в 481 коррекционном классе общеобразовательных школ обучалось 5509 детей, в 2000 г. в 429 - 5033, в 1999 г. в 466 - 5337).

Имеются возможности для получения образования детьми, оказавшимися в трудном социальном положении. В 2001 году работали 48 вечерних (сменных) школ, где учащиеся помимо общего образования имеют возможность получить и допрофессиональную подготовку. Третью часть контингента этих учреждений составляет работающая молодежь, две трети - подростки, покинувшие по различным причинам дневные школы. С целью создания условия для получения образования данной категории подростков в вечерних школах открыты 5-6 классы. Для обеспечения права на образование несовершеннолетних осужденных, работают вечерние школы и учебно-консультационные пункты в воспитательных колониях и исправительных учреждениях.

Индивидуальные запросы родителей удовлетворяют негосударственные образовательные учреждения. Однако их число уменьшается (5 школ в 2001,8 - в 2000г.).

Имеющиеся условия для получения общего образования обеспечивают следующие результаты: число выпускников, окончивших школу с золотой медалью "За особые успехи в учении", составляет 1,7% (в 2000 г. - 1,8%), с серебря-

ной медалью - 3,5% (в 2000 г. - 3%). Доля выпускников, не получивших аттестат о среднем полном общем образовании, не изменяется и составляет менее 1%.

Вместе с тем ситуация с сохранением контингента в образовательных учреждениях остается напряженной. В 2001 году количество несовершеннолетних, отчисленных из всех типов образовательных учреждений, составило 2269 человек (по данным муниципальных КДН и защите их прав).

В ряде территорий (Дзержинском, Ординском, Очерском, Пермском, Соликамском районах, г.Чайковском) количество несовершеннолетних, исключенных в 2001 году из образовательных учреждений, значительно выросло по сравнению с 2000 годом.

В 2001 году КДН и защите их прав в области было рассмотрено 4637 дел на несовершеннолетних за уклонение от учебы (2000 г. - 4284 дела). Цифры свидетельствуют о слабой работе педагогических коллективов общеобразовательных школ по воспитанию сознательного отношения к получению знаний, повышению ответственности за учебу.

Отчисление детей из общеобразовательных школ, в основном, производится через комиссии, но не наведен порядок с исключением из учреждений начального и среднего профессионального образования.

В 2001 году 1 сентября не сели за парту 1212 человек (2000 г. - 1434 ребенка), 98,5% из них учащиеся начальных классов и второй ступени. 4,6% детей не приступили к занятиям в связи с низкой материальной обеспеченностью, 464 не желали учиться (из них 50% не желали учиться по причине второгодничества).

Особое беспокойство вызывает ситуация с не обучающимися подростками до 15 лет (скрытый отсев). Их на учете в комиссиях 236 человек, в то время как по данным ГУВД области 1542 подростка находились в прошедшем году в розыске, около 3000 несовершеннолетних задерживались линейным управлением внутренних дел. Следовательно, они нерегулярно посещают школу или не обучаются.

Вызывает тревогу возрастающее количество обращений в отдел по защите прав детей аппарата администрации области, КДН и защите их прав органов местного самоуправления Пермской области в связи с нарушением прав детей на образование, фактами психологического давления со стороны педагогических работников образовательных учреждений. В 2001 году возвращено в учебные заведения 1670 несовершеннолетних (в 2000 г. - 1336 чел.). Рассмотрено в 2001 году 1688 жалоб и заявлений от несовершеннолетних, а также родителей и лиц их заменяющих (2000 г. - 1047 чел.).

В течение 2001 года продолжена работа по дальнейшему развитию национального образования в регионе.

Развитие системы национального образования осуществлялось в контексте региональной политики в сфере национальных отношений.

Деятельность департамента образования области была направлена на полное удовлетворение образовательных потребностей населения на обучение и воспитание на родных (нерусских) языках.

С целью повышения качества образования в национальных образовательных учреждениях как одного из приоритетных направлений развития образования продолжена работа по обновлению, дополнительному обеспечению учреждений учебно-методической литературой и учебниками.

В соответствии с комплексной Программой гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья в 2001 г. выделено 420 тыс.рублей для совершенствования системы национального образования в регионе.

Ежегодно за счет средств областного бюджета приобретаются учебники для национальных (нерусских) школ. На региональном уровне для педагогических работников национальных образовательных учреждений разработаны, изданы и направлены в территории области методические материалы: "В помощь воспитателям татарских дошкольных образовательных учреждений области", "Сборник диктантов и изложений для проведения письменного экзамена по татарскому языку в выпускных классах школ с родным (татарским) языком обучения или изучением его как предмета".

Проведена VI областная олимпиада по татарскому языку и литературе, в которой приняли участие учащиеся 8-11 классов, в количестве 41 человека из 10 территорий области. Эта одна из традиционных для нашей области олимпиад, в которой принимают участие учащиеся из районов компактного проживания татаро-башкирского населения. Олимпиада показала хорошую подготовку учащихся Бардымского района из Березниковской, Сарашевской, Тюндюковской СШ, Бажуковской ОШ Кунгурского района. Традиционно сильно выступают на соревнованиях областного уровня учащиеся Сарашевской СШ Бардымского района, завоевывающие дипломы 1 степени пятый год подряд. Эти показатели подтверждаются и высокими результатами, ежегодно показываемыми школьниками Пермской области (учащиеся Бардымского района) на Межрегиональной олимпиаде по татарскому языку и литературе, которая проводится Министерством образования Республики Татарстан.

Учащиеся школ области приняли активное участие в областном конкурсе учебно-исследовательских работ (секция "История Прикамья"). Представлено 84 работы краеведческой направленности.

За счет средств комплексной программы подготовлено 6 выпускников национальных школ области в ПГПУ для целевого обучения на филологическом, математическом факультетах, факультете биологии и химии.

Таким образом, в местах компактного проживания практически удовлетворяются потребности населения в национальном образовании.

Остается актуальной проблема качества образования в национальных сельских школах.

Начальное профессиональное образование.

В 2001 году сеть учреждений начального профессионального образования Пермской области была представлена 94 образовательными учреждениями, из них 78 - дневных профессиональных училищ и лицеев, 2 - вечерних (сменных). 14 училищ при учреждениях Минюста России. Во всех городах и районах области имеются профессиональные училища, лицеи и их структурные подразделения. По сравнению с 2000 годом сеть сократилась на четыре единицы. Это связано с реорганизацией профессиональных лицеев в учреждения среднего профессионального образования.

Вместе с тем ежегодно увеличивается количество обучающихся с 3-годичным сроком обучения (с получением среднего (полного) общего образования), сокращается численность учащихся в группах со сроком обучения 1-2 года. Это связано с тем, что в 2000 году введен в действие новый Перечень профессий начального профессионального образования, основу которого составляют интегрированные профессии, расширяющие профили подготовки выпускников учреждений, для чего необходим уровень среднего (полного) общего образования. Это позволяет выпускникам успешнее адаптироваться на рынке труда, они востребованы на предприятиях, в организациях.

Удельный вес выпускников общеобразовательных школ области, поступивших в учреждения начального профессионального образования в 2001 году, составил: 11-классников - 23%, 9-классников - 30%. Это один из самых высоких показателей в России (на 10 тыс.населения в учреждениях начального профессионального образования области обучаются 140 человек, по России - 107 человек).

Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется право приоритетного зачисления в учреждения начального профессионального образования. В последние годы наблюдается рост числа детей-сирот, поступающих в профессиональные училища и лицеи (1999 г. - 1203 чел., 2000 г. - 1282, 2001 г. - 1423).

В учреждениях начального профессионального образования области осуществляется подготовка по 279 профессиям, учитываются потребности регионального рынка труда. Ежегодно выполняются контрольные цифры приема и выпуска рабочих кадров.

За 2001 год подготовлены 17908 человек, из них 23,9% получили повышенные разряды, 46,8% - квалификацию по 2-м и более профессиям. По сравнению с 2000 годом отсев из профессиональных училищ и лицеев сократился на 232 человека. На уровне прошлых лет остался досрочный выпуск (3,7%).

Департамент образования, учреждения начального профессионального образования совместно с департаментом федеральной службы занятости населения отрабатывают механизм трудоустройства выпускников. В 2001 году в области 72% (2000 г. - 71%) от общего числа выпускников получили работу.

Вместе с тем проблема трудоустройства выпускников остается актуальной.

Обеспечение дошкольного присмотра.

Наличие развитой сети детских дошкольных учреждений имеет большое значение в создании гражданам, имеющим детей, условий для совмещения профессиональных функций и семейных обязанностей, обеспечения развития детей младшего возраста и подготовки их к школе.

По данным департамента образования области в 2001 году на территории Пермской области органами местного самоуправления зарегистрировано 1305 образовательных учреждений разных типов и ведомственной принадлежности, реализующих программы дошкольного образования, из них 14 находятся на капитальном ремонте.

В 2001 году охват детей дошкольным образованием составил 63,9%, что выше показателей 2000 года (60%).

В области функционируют 56 национальных детских садов (1470 детей), которые осуществляют обучение и воспитание детей на родном языке (татарском, удмуртском, марийском) и реализуют национальные программы дошкольного образования.

На 01.01.2002 в области 14,8 тыс.детей стоит на очереди в муниципальных органах управления образованием на получение места в детском саду, что на 6,4 тыс.больше показателей 2001 г. В г.Перми очередность на получение места в детском саду составляет 9,3 тыс.детей, 690 детей стоят на очереди в г.Чайковском, 500 - г.Чернушке, 496 - г.Кунгуре, 350 - г.Краснокамске, 277 - г.Лысьве. Имеется очередь на получение места в детском саду и в сельскохозяйственных районах области.

Так, в Бардымском районе очередь составляет 203 ребенка, в Верещагинском - 289, Куединском - 290, Октябрьском - 182, Пермском - 121, Очерском - 102.

В области наблюдается неблагоприятная тенденция сокращения дошкольного воспитания, что отрицательно сказывается на формировании адаптационных механизмов и подготовленности детского организма к обучению, значительно усложняет решение вопросов медицинского обслуживания и т.д., что в конечном итоге сказывается на состоянии здоровья детей. По данным центра Госсанэпиднадзора, количество дошкольных учреждений, находящихся под контролем госсанэпидслужбы, ежегодно уменьшается, в 2001 году число детских дошкольных учреждений сократилось на 235 объектов в сравнении с 1997 годом.

Улучшения материально-технической базы дошкольных учреждений за последние годы не произошло. Удельный вес учреждений, требующих проведения капитального ремонта, составляет 14,2% (в 1997 г. - 13,5%), менее 80% имеют полное санитарно-техническое благоустройство. Данная ситуация сложилась в связи с недостаточным капитальным строительством и передачей зданий ведомственных дошкольных учреждений в структуры, деятельность которых не связана с образовательным процессом.

На фоне слабой материально-технической базы, отмечается улучшение ряда показателей санитарно-эпидемиологического состояния дошкольных учреждений.

За прошедший период наблюдается улучшение показателей качества питьевого водоснабжения, улучшились показатели искусственной освещенности и микроклимата в дошкольных учреждениях.

В прошедшем году активизировался процесс обеспечения дошкольных учреждений мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей (количество нестандартной мебели сократилось с 19,9% в 1997 г. до 16,6% в 2001 г.

Не изменилась в области ситуация с оздоровлением детей дошкольного возраста, в 2001 году не функционировала ни одна загородная дача.

Для обеспечения права детей на образование, повышения его качества, создания системы воспитания, сохранения и расширения возможностей для развития детей необходимо:

  • создать условия для воспитания личности как органичной составляющей образовательного процесса, приоритета в деятельности региональной системы образования, предприняв для этого необходимые организационные меры; управленческие решения и проанализировав имеющиеся для этого ресурсы;
  • создать условия, гарантирующие физическую и психическую безопасность личности в образовательном процессе, охрану здоровья ребенка;
  • обновить структуру и содержание общего образования в соответствии с концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года;
  • повысить уровень материально-технической базы учреждений образования, осуществить компьютеризацию общеобразовательных школ с целью совершенствования и модернизации учебного процесса, укомплектовать необходимыми кадрами для его обеспечения;
  • развивать сеть профессиональных учреждений, создающих условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; а также учебно-воспитательных учреждений открытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

    
  •