09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Дети с особыми потребностями
Социологический анализ
Москва 2002 год
ГЛАВА ВТОРАЯ
Дети с нарушениями интеллекта2
2. Работа специальных (коррекционных) учреждений
Состав воспитателей и педагогов специальных (коррекционных) учреждений благоприятный, несмотря на неудовлетворенность заработком.
Средний стаж работы воспитателей и педагогов в учреждении - 13 лет, у 33% - более 15 лет.
Своей работой они в целом удовлетворены.
Мнение воспитателей и педагогов о работе ПМПК совпадает с тем, которое высказали сами члены комиссии (см. табл. 5).
Таблица 5
Оценка воспитателями (педагогами) работы ПМПК, %
Виды деятельности ПМПК | Оценка по пятибалльной шкале | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средняя оценка | |
Правильность направления на обучение | 1,1 | 1,1 | 5,6 | 24,4 | 67,8 | 4,6 |
Содействие социальной адаптации | 4,4 | 2,2 | 20,0 | 32,2 | 41,2 | 4,0 |
Содействие трудовой адаптации | 4,4 | 5,6 | 27,8 | 34,4 | 27,8 | 3,8 |
Консультативно-методическая помощь родителям | 8,9 | 4,4 | 23,3 | 28,9 | 34,5 | 3,8 |
Консультативно-методическая помощь работникам детских учреждений | 1,1 | 5,6 | 11,1 | 38,9 | 43,3 | 4,2 |
Коррекционно-педагогическая работа с детьми и подростками с учетом их изменяющихся индивидуальных особенностей | 5,6 | 0,0 | 11,1 | 43,3 | 40,0 | 4,1 |
Основная помощь специальным (коррекционным) учреждениям со стороны ПМПК заключается в предоставлении методических разработок по организации обучения и воспитания детей, реже - по дальнейшей медико-психолого-педагогической помощи детям.
Просветительскую работу, которую ведет ПМПК, воспитатели и педагоги специальных (коррекционных) учреждений оценивают как «среднюю».
Воспитатели и педагоги непосредственно сталкиваются с просчетами ПМПК. Среди сотрудников специальных (коррекционных) учреждений 27% указали на то, чтоо бывает, когда к ним направляют практически здоровых детей; при этом 10% опрошенных подчеркнули, что это случается часто. Как ни странно, в таких ситуациях коллектив детского учреждения занимает пассивную позицию, то есть ничего не предпринимает. В итоге практически здоровые дети остаются в спецучреждении.
Воспитатели и педагоги специальных (коррекционных) учреждений слабо знакомы с критериями диагностики, поэтому о корректности диагностики судить не могут. В то же время каждый второй из их числа считает несовершенным законодательство по решению проблем детей с нарушениями интеллекта.
Состояние зданий специальных учреждений в целом благоприятное, однако, нуждается в улучшении техническая оснащенность функциональных помещений. Хуже всего обстоит дело с обеспечением учреждений методическими материалами (см. табл. 6).
Контакт специальных (коррекционных) учреждений с родителями находящихся на лечении (воспитании, обучении) детей - плохой, и прежде всего по вине родителей, часть которых поддерживает с учреждениями формальные контакты, а часть вообще не интересуется судьбой своего ребенка. Это весьма прискорбно, так как будущее многих детей, находящихся в специальных учреждениях, отнюдь не радужное. По мнению воспитателей и педагогов, из числа детей, находящихся в специальных (коррекционных) учреждениях области, смогут продолжить обучение в обычной школе 55-60%, освоить какую-то профессию 70-75%, устроиться на работу - 40-45%, создать семью - 50-55%, полностью интегрироваться в общественную жизнь - 50-55%. Следовательно, забота о многих детях после завершения пребывания в специальных (коррекционных) учреждениях вновь ляжет на родителей. Не осуществляя тесного сотрудничества с учреждениями, многие родители будут лишены специальных навыков, необходимых при уходе за ребенком, общении с ним. Не исключена и такая ситуация, что сами учреждения не ищут тесных контактов с родителями.
Таблица 6
Оценка воспитателями (педагогами) условий деятельности специальных (коррекционных) детских учреждений, %
Условия деятельности | Оценка по пятибалльной шкале | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Средняя оценка | |
Помещение | 7,8 | 1,1 | 7,8 | 41,1 | 42,2 | 4,1 |
Техническая оснащенность | 3,3 | 6,7 | 28,9 | 46,7 | 14,4 | 3,6 |
Финансирование | 2,2 | 8,9 | 21,1 | 54,4 | 13,4 | 3,7 |
Обеспеченность методическими материалами | 12,2 | 23,3 | 24,4 | 25,6 | 14,5 | 3,1 |
У специальных (коррекционных) учреждений более-менее благоприятные взаимоотношения с медицинскими учреждениями и с благотворительными организациями. Однако тесными такие контакты можно назвать лишь в случае каждого второго специального (коррекционного) учреждения. Очень слаба связь специальных учреждений с территориальной администрацией (см. рис. 2).
Рисунок 2
Доля воспитателей, указавших, что их учреждению уделяют внимание, %
[2] Исследование проблем, связанных с диагностикой, направлением на воспитание, коррекцию, обучение детей с нарушениями интеллекта, проведено в Орловской области в сентябре 2001г.
Проблемы изучались путем опроса трех групп: 1) членов психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) - 41 человек, 2) воспитателей специальных (коррекционных) детских учреждений - 90 чел., 3) родителей детей с нарушениями интеллекта - 100 чел.