09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Дети с особыми потребностями
Социологический анализ
Москва 2002 год
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Взаимодействие центра ранней помощи детям с особыми потребностями с населением Санкт-Петербурга3
2. Опыт обращения матерей за помощью в центр
За помощью в центр ранней помощи, матери обращались прежде всего по четырем причинам: для коррекции общего отставания ребенка в физическом развитии, для коррекции нарушения речи, для коррекции двигательных нарушений у ребенка, для коррекции общего отставания в интеллектуальном развитии (см. перечень 3).
Перечень 3
За помощью какого вида обращались матери в центр ранней помощи, %
36,3 - Для коррекции общего отставания в физическом развитии.
24,5 - Для коррекции нарушения речи.
23,5 - Для коррекции двигательных нарушений у ребенка.
19,1 - Для коррекции общего отставания в интеллектуальном развитии.
3,4 - Для коррекции нарушений зрения у ребенка.
2,0 - Для коррекции слуха у ребенка.
13,7 - По другим причинам.
Направляют детей в центр ранней помощи для коррекции поведения все врачи, но чаще всего невропатологи, неопатологи, заведующие поликлиникой, а для коррекции взаимоотношений с ребенком - прежде всего логопеды, педиатры, хирурги.
Обратившимся за помощью родителям в центре ранней помощи оказывали в основном три вида помощи: консультация и полезные рекомендации по профилактике нарушений у ребенка; консультации по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка; создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи. Правового консультирования по защите прав больного ребенка центр не оказывал (см. перечень 4).
Перечень 4
Оценка опрошенными помощи, которую центры оказали их детям, %
37,7 - Получили всестороннюю консультацию и хорошие рекомендации по профилактике нарушений у ребенка.
34,8 - Регулярно консультируют по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка.
23,5 - Сотрудники Центра создали программу индивидуального сопровождения ребенка и семьи и обслуживали (обслуживают) ребенка и семью в соответствии с разработанной программой.
6,4 - Сотрудники Центра вносили (вносят) изменения, коррективы в программу сопровождения.
2,0 - Получили консультацию, но более рекомендовать ничего дельного не смогли.
0,5 - Консультируют о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи.
4,4 - Другие виды помощи.
0,0 - Ничем не помогли.
Ни одна из опрошенных матерей, обращавшихся в центр, не ответила, что в центре ей ничем не помогли (см. перечень 5).
Перечень 5
Впечатления матерей от взаимодействия с центром ранней помощи детям, %
74,5 - Сотрудники службы уважительно относятся и к ребенку, и к родителям.
74,0 - Сотрудники Центра активно взаимодействуют как с ребенком, так и с родителями.
73,0 - Сотрудники центра результативно взаимодействуют и с ребенком, и с родителями.
65,7 - У родителей не было ни в чем отказа, когда обращались за помощью в Службу.
65,2 - Родителей никто из сотрудников Службы лично не заставлял включиться в программу обслуживания ребенка, родители решились на это добровольно.
52,0 - В Центре можно получить консультацию и помощь от всех специалистов, в которых ребенок нуждается.
50,0 - Сотрудники службы никогда не разглашают информацию о ребенке.
Получают регулярную консультацию те, кто обращался в центр за помощью в связи с необходимостью коррекции слуха у ребенка или нарушений зрения. В целом же дети получают в центре всестороннюю помощь.
По мнению опрошенных матерей, для центра характерны в первую очередь три качества:
- сотрудники активно взаимодействуют как с ребенком, так и с родителями;
- сотрудники уважительно относятся и к ребенку, и к родителям;
- сотрудники результативно взаимодействуют и с ребенком, и с родителями.
Во вторую очередь:
- родители ни в чем не получали отказа при обращении в центр за помощью.
В третью очередь:
- в центре можно получить консультацию и помощь всех специалистов, хотя иногда какого-то специалиста в штате центра нет;
- сотрудники службы никогда не разглашают информацию о ребенке.
Все перечисленные критерии соответствуют основным этическим и профессиональным требованиям, выдвигаемым как к каждому сотруднику, так и к деятельности центра в целом.
Высокие оценки о взаимодействии с центром характерны для родителей независимо от того, за какой помощью они обращались (см. табл. 1).
Отказы сотрудников центра в помощи обращавшимся матерям были в основном в случае нарушения зрения и коррекции двигательных нарушений у детей.
Хотя и очень редко, но случались «настаивания» сотрудников центра на обязательном включении в программу ребенка для коррекции нарушения речи.
У некоторых матерей, обращавшихся за помощью в центр, возникали затруднения из-за отсутствия нужного специалиста. Так бывало при обращении для коррекции речи, двигательных нарушений, общего отставания в интеллектуальном развитии, нарушений зрения у ребенка.
Эксперты оценивают работу центра в целом положительно (см. табл. 2 Никто из экспертов не сказал, что работа центра неэффективна. Наиболее высоко оценили работу центра ранней помощи руководители поликлиник и педиатры, руководители детских садов с интегральными группами. Менее эффективно оценили - руководители специализированных детских садов, руководители органов управления образованием и органов социальной защиты. Эту оценку также нельзя назвать отрицательной - она скорее «умеренная».
Таблица 1
Оценка руководителями органов управления образованием и социальной защиты районной администрации взаимодействия центров ранней помощи с районными учреждениями (число экспертов)
Взаимодействие | Эффективное | В целом удовлетворительное | Неэффективное |
С районными клиниками | 1 | 5 | 0 |
Со специализированными детскими учреждениями | 2 | 4 | 2 |
С детскими учреждениями с интегрированными группами | 0 | 5 | 3 |
С родителями, имеющими младенцев или малолетних детей | 3 | 4 | 1 |
Эксперты иногда называли недостатки, присущие центру ранней помощи, но эти недостатки носят «инструментальный» характер. Так, руководители поликлиник и педиатры указали на недостаточность информации о работе центра и неполную укомплектованность специалистами; руководители органов управления образованием - на недостаточную информированность о центре родителей, имеющих детей с особыми потребностями (руководители детских садов с интегрированными группами также указали на этот недостаток).
Наиболее тесные связи с центром ранней помощи поддерживают руководители и педиатры поликлиник, а также руководители детских садов с интегрированными группами.
Педиатры и руководители поликлиник регулярно рекомендуют своим пациентам обратиться за помощью в центр ранней помощи, если дети в этом нуждаются. Такие рекомендации были неоднократно. Как правило, все врачи в последующем проявляют интерес к итоговым результатам помощи, оказанной детям с особыми потребностями в центре ранней помощи.
Тесное методическое взаимодействие с центрами ранней помощи осуществляют лишь врачи.
Таблица 2
Мнение опрошенных матерей о центре ранней помощи, в зависимости от характера знакомства с центром, %
Характер информации о работе центра | Характер информированности о центре ранней помощи детям с особыми потребностями | |||
Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком, но обращаться за помощью не приходилось | Знакомы с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращались за помощью | Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком и обращались за помощью | Слышали о существовании таких центров, но о содержании их работы подробно не информированы | |
Только положительная | 87,5 | 88,8 | 93,8 | 38,5 |
В чем-то положительная, в чем-то отрицательная | 12,5 | 8,2 | 4,9 | 30,8 |
В целом отрицательная | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Затруднились оценить | 0,0 | 3,6 | 1,3 | 30,7 |
ИТОГО | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таблица 3
Наличие или отсутствие потребности у матерей в дополнительной информации о центре ранней помощи, в зависимости от характера знакомства с центром, %
Есть ли потребность в более полной информации о работе центра | Характер информированности о центре ранней помощи детям с особыми потребностями | ||||
Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком, но обращаться за помощью не приходилось | Знакомы с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращались за помощью | Знакомы с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком и обращались за помощью | Слышали о существовании таких центров, но о содержании их работы подробно не информированы | Не слышали о существовании таких центров | |
Есть потребность | 87,5 | 53,1 | 76,5 | 76,9 | 67,7 |
Нет потребности | 12,5 | 46,9 | 23,5 | 23,1 | 32,3 |
ИТОГО | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Таблица 4
Характер помощи, оказываемой центром ранней помощи, в зависимости от вида заболевания детей, %
Характер помощи | Чем была вызвана потребность обращения за помощью | ||||||
Для коррекции слуха у ребенка | Для коррекции нарушений зрения у ребенка | Для коррекции нарушения речи | Для коррекции общего отставания в физическом развитии | Для коррекции общего отставания в интеллектуальном развитии | Для коррекции двигательных нарушений у ребенка | Другая причина | |
Ничем не помогли | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Получили консультацию, но рекомендовать ничего дельного не смогли | 0,0 | 0,0 | 2,0 | 2,7 | 2,6 | 4,2 | 0,0 |
Получили всестороннюю консультацию и полезные рекомендации по профилактике нарушений у ребенка | 50,0 | 57,1 | 60,0 | 43,2 | 59,0 | 45,8 | 57,1 |
Сотрудники Центра создали программу индивидуального сопровождения ребенка и семьи и обслуживали (обслуживают) ребенка и семью в соответствии с разработанной программой | 50,0 | 42,9 | 34,0 | 40,5 | 38,5 | 39,6 | 7,1 |
Сотрудники Центра вносили (вносят) изменения, коррективы в программу сопровождения | 0,0 | 14,3 | 10,0 | 8,1 | 15,4 | 10,4 | 0,0 |
Регулярно консультируют по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка | 75,0 | 71,4 | 38,0 | 48,6 | 48,7 | 41,7 | 46,4 |
Консультируют о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 2,6 | 0,0 | 0,0 |
Оказывают другие виды помощи | 0,0 | 14,3 | 2,0 | 8,1 | 7,7 | 6,3 | 21,4 |
Как правило, руководители поликлиник и педиатры получают в центре консультацию и методическую помощь, пользуются центром для проведения обмена опытом (особенно невропатологи), практических занятий, семинаров, для изучения организации работы с детьми с особыми потребностями (см. рис. 4).
Рисунок 4
Какие контакты поддерживают эксперты с центром ранней помощи (число экспертов)
Руководители специализированного детского сада редко едут в центр, чаще сотрудники центра приезжают в детский сад. В ряде случаев они приезжают в детский сад еженедельно, обследуют детей, наблюдают за теми, кто находится у них на учете.
Руководители детских садов с интегрированными группами иногда встречаются с работниками центра для консультаций, в основном тогда, когда последние приезжают в сад. Бывают обмены опытом. Совместно отбирают детей для интегрированных групп.
Специалисты детского сада обращаются за помощью в центр, когда своими силами не могут решить проблему ребенка. Некоторые специалисты детских садов прошли обучение в центре. Центр снабжает детские сады учебно-методической литературой, организует семинары.
Руководители административных органов иногда направляют в центр родителей, имеющих детей с особыми потребностями; получают от центра информацию о социально-неблагополучных семьях, участвуют в совместных совещаниях, семинарах, иногда пользуются консультацией.
Характером профессионального взаимодействия своих учреждений с центром ранней помощи удовлетворены не все эксперты (см. рис. 5).
Рисунок 5
Оценка экспертами эффективности работы центра ранней помощи (число экспертов)
Больше всего неудовлетворенных взаимодействием с центром ранней помощи среди руководителей органов управления образованием и социальной защиты районных администраций.
причины неудовлетворенности:
1) Руководители органов управления образованием и социальной защиты районных администраций не удовлетворены уровнем должного взаимодействия центра с другими районными учреждениями.
2) Руководители поликлиник и педиатры выразили неудовлетворенность слабым информированием, отдаленностью центров от поликлиник, отсутствием тесного контакта, а также тем, что центр выполняет функцию не в полном объеме.
3) Руководители специализированных детских садов не удовлетворены отсутствием информации, тем, что сотрудники центра не проявляют должной активности в контактах, а также отсутствием постоянно действующего договора о сотрудничестве.
4) Руководители детских садов с интегрированными группами выразили неудовлетворенность отсутствием достаточной информации о деятельности центра ранней помощи.
[3] Исследование коммуникационной ситуации центров ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге проведено в форме социологического зондажа Центром социального прогнозирования 15-25 апреля 2002г., в рамках проекта ТАСИС «Поддержка взаимодействия в области образования, медицинского обеспечения и социальной помощи».
Всего опрошено 200 женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет и проживающих в том районе, где находится центр ранней помощи. В составе экспертов опрошено: 11 руководителей и педиатров районных поликлиник, 10 руководителей специализированных детских садов, 11 руководителей детских садов с интегрированными группами, 10 руководителей органов управления образованием и социальной защиты. Всего опрошено 42 эксперта. Уровень компетентности экспертов по исследуемой проблеме достаточно высок, чтобы делать выводы, правильно отражающие тенденции взаимодействия центров ранней помощи детям с особыми потребностями с нуждающимися в такой помощи, а также с заинтересованными государственными организациями и органами управления районных администраций г. Санкт-Петербурга.
Матери, имеющие детей в возрасте до 7 лет, опрашивались интервьюерами в детских садах, поликлиниках, случайным способом - в течение одной недели.