09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Дети с особыми потребностями
Социологический анализ
Москва 2002 год
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Взаимодействие центра ранней помощи детям с особыми потребностями с населением Санкт-Петербурга3
4. Мнение о целесообразности расширения деятельности центра ранней помощи
Руководители поликлиник и педиатры едины во мнении о том, что центры ранней помощи детям с особыми потребностями в рамках своих специфических функций серьезно дополняют клиническое лечение детей. Такого же мнения придерживаются руководители детских садов с интегрированными группами. У других экспертов мнение более сдержанное (см. табл. 6).
Таблица 6
Мнение экспертов о том, действительно ли центр ранней помощи серьезно дополняет клиническое лечение детей с особыми потребностями, %
Характеристика работы центра | Эксперты | |||
Руководители поликлиник, педиатры | Руководители специальных детских садов | Руководители детсадов с интегрированными группами | Руководители районных органов управления образованием и социальной защиты | |
Центр в рамках своих специфических функций серьезно дополняет клиническое лечение детей | 11 | 5 | 8 | 4 |
Бывает, что центр дублирует лечебные функции районной клиники | 0 | 0 | 0 | 0 |
Центр иногда берется не за свои функции | 0 | 0 | 0 | 0 |
Затруднились ответить | 0 | 5 | 3 | 6 |
Руководители поликлиник считают оптимальным такое взаимодействие своей организации с центром ранней помощи, при котором осуществлялись бы: консультирование, методическая помощь, обучение, функционирование отделения центра ранней помощи в самой поликлинике, регулярное информирование сотрудников поликлиники о возможностях центра, совместный отбор детей для работы в центре, чтение лекций, информирование о результатах работы, проведение семинаров.
По мнению руководителей специализированных детских садов, оптимальная для них форма сотрудничества с центром ранней помощи: проведение семинаров, посещение специалистами центра учреждений по заявке, эффективная обратная связь с центром в ходе По мнению руководителей детских садов с интегрированными группами, оптимальная для них форма сотрудничества с центром:
- выезды специалистов центра в район, чтение лекций для руководителей яслей об адаптации младенческих групп;
- сотрудничество между специалистами центра и детского сада по проблемам детей с особыми потребностями;
- представление центром и детсадом информации друг другу о возможных взаимных услугах;
- более тесное взаимодействие с родителями на базе ДОУ;
- ознакомление с целями и задачами центра, совместная оценка эффективности лечения, привлечение средств массовой информации и ЦСО района для просветительской работы;
- передача функций по работе с семьей и детством ОСЗИ, что сделало бы более эффективным взаимодействие детских садов и центра ранней помощи;
- наличие совместного плана работы детских садов и центра ранней помощи.
По мнению сотрудников районной администрации, оптимальная форма взаимодействия с центром могла бы состоять в создании банка идей, технологий, а также в:
- проведении круглых столов, практических занятий для специалистов родственных учреждений;
- выезде специалистов центра ранней помощи в детские сады;
- предоставлении информации общего характера о работе центра для родителей и сотрудников родственных учреждений;
- консультации сотрудников родственных учреждений специалистами центра;
- пропаганде опыта эффективной работы центра ранней помощи с проблемными детьми;
- организации наглядной агитации;
- консультации, помощи в учебе сотрудников органов управления образованием и органов социальной защиты районных администраций.
Из опрошенных родителей 92,1%считают полезной деятельность центра ранней помощи и лишь 1% - бесполезной.
Мнение о том, что деятельность центра полезная, характерно и для тех матерей, кто просто слышали о центре, и для тех, кто посетили его (см. рис. 6).
Рисунок 6
Мнение опрошенных матерей о полезности деятельности центра ранней помощи, %
Руководители органов управления образованием и социальной защиты районной администрации оценивают взаимодействие центра ранней помощи с другими учреждениями в целом удовлетворительно (см. рис. 7). По их мнению, центр должен выстроить приоритет в своих взаимодействиях: на переднем плане должны быть взаимодействия со специализированными детскими учреждениями и детскими учреждениями с интегрированными группами; на втором - взаимодействие с районными клиниками, на третьем - с родителями, имеющими детей.
Рисунок 7
Удовлетворенность экспертов характером профессионального взаимодействия своих организаций с центром ранней помощи (число экспертов)
По мнению многих специалистов, работающих в поликлинике, в компетенцию центра должны входить дети со следующими заболеваниями:
- имеющие отставание в развитии, выявленное с помощью нормативных шкал;
- рожденные на сроке гестации меньше 33 недель;
- перенесшие асфиксию в родах;
- имеющие генетические синдромы.
В целом эксперты не считают необходимым для центра заниматься детьми, имеющими злокачественные формы эпилепсии, дегенеративные заболевания нервной системы, снижение слуха, слепоту и слабовидение, деформацию конечностей (аномалии). По мнению большинства экспертов, эти заболевания относятся к компетенции специальных детских лечебных учреждений (см. табл. 7).
Таблица 7
Мнение экспертов о том, детям с какими заболеваниями центр должен оказывать помощь в первую очередь (число экспертов)
Виды заболеваний | Это компетенция центра ранней помощи | Это компетенция районной клиники | Это компетенция специальных детских лечебных учреждений |
1. Дети, имеющие отставание в развитии, выявленное с помощью нормативных шкал | 7 | 5 | 1 |
2. Дети с выявленными нарушениями: | |||
1) снижение слуха | 3 | 2 | 7 |
2) слепота, слабовидение | 3 | 1 | 8 |
3) церебральные и спинальные параличи | 5 | 3 | 8 |
4) генетические синдромы (Дауна, Ушера и др.) | 6 | 1 | 6 |
5) дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, невральные амиотрофии и др.) | 2 | 1 | 8 |
6) врожденные аномалии (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи и др.) | 4 | 3 | 7 |
7) деформация конечностей (аномалии) | 3 | 5 | 7 |
8) органические поражения центральной нервной системы, гидроцефалия | 5 | 5 | 5 |
9) злокачественные формы эпилепсии | 1 | 2 | 7 |
10) подозрения на ранний детский аутизм | 5 | 3 | 6 |
11) серьезные изменения в поведении ребенка в результате пережитого стресса | 5 | 5 | 3 |
3. Дети биологической группы риска | |||
1) недоношенные и маловесные дети | 8 | 5 | 0 |
2) рожденные на сроке гестации меньше 33 недель | 7 | 6 | 0 |
3) перенесшие асфиксию в родах | 7 | 6 | 1 |
4) находившиеся в отделениях интенсивной терапии | 5 | 7 | 1 |
4. Дети родителей, имеющих психиатрические заболевания | |||
1) дети, подвергающиеся насилию | 5 | 4 | 2 |
2) родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией | 5 | 4 | 2 |
3) молодые мамы до 17 лет | 5 | 4 | 1 |
4) дети беженцев | 4 | 2 | 3 |
И опрошенные матери, и эксперты едины во мнении, что сеть центров ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге следует расширять (см. табл. 8).
Таблица 8
Мнение экспертов и матерей о том, следует ли в Санкт-Петербурге расширять сеть центров ранней помощи детям с особыми потребностями (число экспертов)
Отношение к расширению сети центров ранней помощи | Эксперты (число чел.) | ||||
Руководители поликлиник, педиатры | Руководители специальных детских садов | Руководители детсадов с интегрированными группами | Руководители районных органов управления образованием и социальной защиты | Матери, % | |
Следует расширить | 10 | 9 | 9 | 7 | 91,7 |
Не следует расширять | 0 | 0 | 1 | 0 | 5,9 |
Затруднились ответить | 1 | 1 | 1 | 3 | 2,4 |
Доля матерей, считающих целесообразным расширение сети центров ранней помощи в Санкт-Петербурге, велика и среди тех, кто только слышал о центре, и среди тех, кто его посещал.
[3] Исследование коммуникационной ситуации центров ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге проведено в форме социологического зондажа Центром социального прогнозирования 15-25 апреля 2002г., в рамках проекта ТАСИС «Поддержка взаимодействия в области образования, медицинского обеспечения и социальной помощи».
Всего опрошено 200 женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет и проживающих в том районе, где находится центр ранней помощи. В составе экспертов опрошено: 11 руководителей и педиатров районных поликлиник, 10 руководителей специализированных детских садов, 11 руководителей детских садов с интегрированными группами, 10 руководителей органов управления образованием и социальной защиты. Всего опрошено 42 эксперта. Уровень компетентности экспертов по исследуемой проблеме достаточно высок, чтобы делать выводы, правильно отражающие тенденции взаимодействия центров ранней помощи детям с особыми потребностями с нуждающимися в такой помощи, а также с заинтересованными государственными организациями и органами управления районных администраций г. Санкт-Петербурга.
Матери, имеющие детей в возрасте до 7 лет, опрашивались интервьюерами в детских садах, поликлиниках, случайным способом - в течение одной недели.