Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

Дети с особыми потребностями

Социологический анализ

Москва 2002 год

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкеты дли изучения ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

отношение к детям-сиротам и детям-инвалидам

Вниманию интервьюера:

1) Опрос проводить строго индивидуально, без присутствия посторонних лиц.

2) В процессе опроса не допускать «давления» на респондента, не навязывать ему своё мнение, даже «непроизвольно».

3) Из-за деликатности обсуждаемой проблемы, следует воздерживаться от проявления личных эмоций при формулировке вопроса, либо эмоциональных реакций при ответах респондента.

4) Несмотря на то, что интервью является формализованным, степень свободы респондента в ответах должна быть максимальной.

5) Все детали ответа респондента следует тщательно фиксировать.

6) Наводящие вопросы задавать респонденту не рекомендуется, но уточняющие его ответ - можно.

7) До начала интервью респонденту следует объяснить задачу исследования:

- исследование по форме является экспертным опросом и респонденты выступают в нем как представители общественности, поэтому опрос не является анонимным;

- результаты исследования будут обработаны на компьютере в обобщенном виде и послужат базой для научно-практических выводов по привлечению общественности к работе организаций, патронирующих детей-сирот и детей-инвалидов.

I. Положение детей-сирот и социальных сирот

Обращение интервьюера к респонденту:

Сироты - это сложная общественная проблема в любой стране, особенно, когда речь идет о детях. В первой части нашего интервью я хочу услышать Ваше мнение именно об этой социальной группе.

1. Я Вам назову два понятия. По вашему мнению, какую категорию детей они обозначают?

%

а) Первое понятие «сироты», что Вы понимаете под ним? Что это понятие означает для Вас?

2002г.2001г.
86,491,6-Дети, у которых нет родителей
13,68,4-Другие ответы

б) А что Вы понимаете под словосочетанием «социальные сироты»

2002г.2001г.
16,317,3-Дети, лишенные попечения со стороны государства, внимания со стороны общества
8,96,8- Дети, у которых родителей лишили родительских прав
42,132,5-Дети, лишенные родительской заботы, воспитания
7,417,3-Дети в бедных семьях, бедные люди
7,46,3-Другие мнения
17,919,8-Нет ответа

2. Вам приходилось встречать сирот? Я перечислю варианты ответов, а Вы укажите на соответствующий Вашему мнению.

2001г.
38,7-Лично знакомы с сиротами
25,1-Знаете таких, хотя близко не знакомы
34,0-Лично сирот не знаете, однако в газетах, книгах читали о них, или видели в кино, в телепередаче
2,2-Ничего не знаете о сиротах

3. Какие чувства Вы испытываете по отношению к сиротам, из тех, которые я Вам перечислю?

2002г.2001г.
52,133,0-Жалость
42,170,2-Сострадание
1,11,0-Пренебрежение
2,6-Какое-то другое чувство (записать) ______________________________________
2,1-Никаких чувств не испытываете

4. Как Вы считаете, много ли сирот в России?

2001г.
86,4-Много
2,1-Названо какое-то число: миллионы, тысячи:
6,8-Другие мнения
4,7-Нет ответа

5. Могли бы Вы назвать количество сирот в России, хотя бы их порядок?

2001г.
13,6-Тысячи
15,7-Десятки тысяч
34,6-Сотни тысяч
13,6-Миллионы
3,1-Другие мнения
19,4-Нет ответа

6. Почему Вы так считаете?

2001г.
26,2-Узнали из СМИ (газеты, радио, ТВ)
11,0-Об этом свидетельствуют негативные явления (пьянство, наркомания, бродяжничество, безработица)
20,4-Из-за экономического упадка, политической нестабильности, хаоса в стране, снижения жизненного уровня, плохой социальной обстановки
5,2-Высокая смертность, плохая экология, плохое здоровье
11,0-Личные наблюдения, рассказы знакомых
17,3-Другое мнение
2,6-Нет ответа

7. А сколько, по вашему мнению, сирот в Орловской области?

2002г.2001г.
2,117,8-Сотни
26,837,7-Тысячи
27,96,8-Много
7,94,7-Другой ответ
35,333,0-Нет ответа

8. Знаете ли Вы о случаях, когда родителей лишают родительских прав?

2001г.
71,7-Знают
28,3-Не знают

9. Как Вы считаете, по каким причинам родителей лишают родительских прав?

2001г.
66,0-Алкоголизм
3,7-Психические заболевания
26,7-Наркомания
3,7-Родители находятся в местах лишения свободы
17,8-Жестокое обращение с детьми, насилие
13,1-Аморальный образ жизни родителей, преступная жизнь, проституция
28,3-Невыполнение родительских обязанностей, отказ от воспитания детей
11,0-Другое мнение

10. Знаете ли Вы, где (у кого) живут сироты в нашей стране?

2001г.
91,1-В детских домах, приютах, интернатах, в детской деревне (и ответы типа «да»)
15,2-На улице, чердаке
27,7-У приемных родителей, опекунов
8,9-У родственников
5,8-Другие ответы
2,1-Нет ответа

11. По Вашему мнению, где (у кого) должны жить сироты?

2002г.2001г.
23,746,1-В детских домах, приютах, интернатах (образовательных, семейного типа), социальных деревнях
34,763,9-В приемных семьях
23,228,3-У родственников
18,42,1-В нормальных (своих) семьях
6,35,2-Другое мнение

12. Почему Вы так считаете?

2002г.2001г.
1,67,3-Чтобы дети не были на улице, в подвале
1,612,6-Государство должно осуществлять контроль, воспитывать, обучать детей
50,546,6-Детям нужна семья, домашний очаг
38,934,0-Другое мнение
1,31,0-Нет ответа

13. Часть детей-сирот живут в детских домах, школах-интернатах, приютах. Как Вы считаете, в этих учреждениях хорошо заботятся о них?

2002г.2001г.
8,434,0-Плохо
14,229,8-Не очень хорошо
46,817,3-Бывает по разному
20,011,5-Удовлетворительно или хорошо
10,57,3-Нет ответа

14. Если нет, то в чем это проявляется, чего им не хватает?

2002г.2001г.
15,826,2-Отсутствие финансирования (материальных средств), несвоевременная выплата пособий, нет заботы со стороны государства
35,351,3-Нет родительской заботы, человеческих, родственных отношений, семейного воспитания
16,815,7-Имеются проблемы в детских учреждениях: плохое питание, насилие, переполненность, грубость персонала, недостаток внимания
6,89,9-Другое мнение
8,45,2-Нет ответа

15. Знаете ли Вы о том, что дети-сироты могут быть усыновлены (удочерены) гражданами, не состоящими с этими детьми в родственных отношениях?

2001г.
99,0-Да
1,0-Нет

16. Как Вы считаете, надо ли предпринять больше усилий для того, чтобы граждане усыновляли детей-сирот?

2002г.2001г.
71,188,5-Это очень актуально
5,81,6-Не считаете целесообразным
2,66,3-Другое мнение
20,53,7-Нет мнения

17. Если Вы считаете это актуальным, либо нецелесообразным, на чем основано ваше мнение?

2002г.2001г.
9,56,3-Сократится преступность
31,170,1-Будет воспитание в семье, сформируется личность, будут иметь семью, о них будут заботиться
37,923,6-Нет ответа

18. По вашему мнению, российские граждане усыновляют детей-сирот часто или редко?

2002г.2001г.
3,25,8-Часто
38,949,2-Не очень часто
24,725,1-В единичных случаях
0,52,1-Другое мнение
32,617,8-Нет ответа

19. Если Вы считаете, что часто, не очень часто, или в единичных случаях, то на чем основано ваше мнение?

2002г.2001г.
24,738,2-Финансовая, материальная проблема, бедность, не позволяют условия жизни
6,39,9-Плохо агитируют СМИ
4,25,2-Не хотят брать больных детей
8,77,9-Бюрократия, очереди, волокита
27,921,5-Другое мнение
3,75,2-Нет ответа

20. По вашему мнению, иностранные граждане усыновляют российских детей-сирот часто или редко?

2002г.2001г.
31,644,0-Часто
8,418,8-Не очень часто
14,212,0-В единичных случаях
2,64,7-Другое мнение
43,220,5-Нет ответа

21. Если Вы считаете, что часто, не очень часто, или в единичных случаях, то на чем основано ваше мнение?

2002г.2001г.
3,77,3-Бюрократия, волокита, сложность усыновления, несовершенство законов
18,733,0-Плохая работа российских СМИ
0,52,1-Не все хотят брать больных детей, либо тех, кого предлагают
27,931,9-Другое мнение
3,77,9-Нет ответа

22. Бывают ситуации, когда детей-сирот или социальных сирот принимают на воспитание в приемные семьи. Как Вы считаете, в Орле таких приемных семей много?

2002г.2001г.
1,63,1-Много
24,746,1-Не очень много
23,231,9-Единицы
0,52,1-Другое мнение
50,016,8-Нет ответа

23. Если много, не очень много, или единицы, то на чем основано ваше мнение?

2002г.2001г.
17,926,7-Не позволяют жилищные, материальные условия
6,323,0-Плохая работа СМИ, мало информации
1,13,7-Не хотят брать на себя ответственность
2,65,2-Плохие условия (экономические и политические, моральные) в стране
16,320,4-Другое мнение
2,65,8-Нет ответа

24. Как Вы оцениваете качество воспитания и обучения детей-сирот в приемных семьях?

2002г.2001г.
30,536,6-Хорошее
20,027,7-Удовлетворительное
0,02,1-Плохое
7,912,0-Другое мнение
41,621,5-Нет ответа

25. На чем основано ваше мнение?

2002г.2001г.
12,726,7-В разных семьях бывает по-разному
12,14,7-В семье смогут дать хорошее воспитание
11,616,6-В семье внимание, забота
4,73,2-В семье лучше материальные условия
22,131,9-Нет ответа

26. Дети из детских домов посещают в вашем городе обычные школы?

2001г.
11,5-Посещают
35,6-Не посещают
52,9-Не в курсе

27. Если не посещают, то в чем причина этого?

2001г.
25,1-Обучаются в школах-интернатах
3,7-Другой ответ
71,2-Нет ответа

28. Знаете ли Вы о том, с какими проблемами сталкиваются дети-сироты в обычных школах?

2002г.2001г.
51,619,4-Да
48,480,6-Нет

29. Если знаете, перечислите основные из этих проблем:

Мнения малочисленны, выписаны отдельно и приведены в отчете

30. Как Вы считаете, каким является отношение общества в России к детям-сиротам?

2002г.2001г.
21,67,3-Невнимательное
5,817,8-Пренебрежительное, предвзятое, плохое
36,834,6-Безразличное, бездеятельное, формальное
17,440,3-Сострадание, благоприятное, сочувствие
1,15,8-Другое мнение
17,40,5-Нет ответа

31. Следует ли изменить положение сирот в российском обществе?

2002г.2001г.
47,956,5-Да, причем срочно
47,939,3-В целом да
1,61,0-Не видите в этом необходимости
2,13,2-Другое мнение

32. Если следует, что необходимо предпринять для этого?

2002г.2001г.
26,347,1-Улучшить финансирование
3,73,1-Ввести льготы для усыновляющих
37,434,0-Улучшить ситуацию в государстве, социальную защиту, разработать программу, законы
12,613,1-Расширить усыновление, развивать частные детские дома
17,416,2-Другое мнение
9,51,0-Нет ответа

33. Как Вы считаете, сегодня российское государство делает все для того, чтобы создать благоприятные условия для детей-сирот?

2002г.2001г.
1,60,5-В целом делает всё для этого
8,911,5-Делает не всё, но многое
44,752,4-Делает мало
21,118,3-Практически не уделяет этому никакого внимания
1,11,0-Другое мнение
22,616,2-Нет ответа

34. Можете ли Вы назвать какие-то действия со стороны государства, способствующие улучшению положения детей-сирот?

Мнения малочисленны, выписаны отдельно и приведены в отчете

35. Скажите, пожалуйста, какие государственные органы, осуществляющие работу с детьми-сиротами, Вы знаете?

2002г.2001г.
58,461,3-Органы социальной защиты, Собес
9,526,2-Отдел (управление) народного образования
3,26,8-Инспекция (комиссия) по делам несовершеннолетних
21,611,5-Отдел (органы) опеки
2,610,5-Другое мнение
8,97,9-Нет ответа

36. Перечислите из них те, которые:

а) лучше всего работают с сиротами

2002г.2001г.
33,224,6-Органы социальной защиты
1,62,6-Инспекция по делам несовершеннолетних
6,811,3-Органы народного образования
7,94,2-Органы опеки
1,613,1-Другое мнение
32,636,1-Нет ответа

б) от которых для сирот пользы мало

Мнения малочисленны, выписаны отдельно и приведены в отчете

37. Достаточно ли у Вас сегодня информации о положении сирот в России?

2002г.2001г.
3,23,7-Обладаете достаточной информацией
55,369,6-Информацией обладаете, но в недостаточном объеме
41,626,7-Не обладаете

38. Из каких источников Вы получаете информацию о сиротах?

2002г. 
2002г.2001г.
54,773,3-СМИ (пресса, радио, ТВ)
7,98,4-Знакомые, друзья, родственники
4,713,6-Из личного опыта (совещания в РОНО, посещения детских домов, есть дети-сироты в классе)
13,217,3-Нет ответа

39. Заинтересованы ли Вы в получении дополнительной информации о положении сирот в России?

2002г.2001г.
63,266,5-Да
36,333,5-Нет

40. Если да, то какую информацию Вы хотите получать в первую очередь?

Мнения малочисленны, выписаны отдельно и приведены в отчете

41. В какой форме Вы хотите получать информацию?

2002г.2001г.
10,014,7-В виде брошюр
35,337,7-В прессе
56,353,4-По телевидению
27,423,0-По радио
1,13,7-По Интернету
6,83,7-В лекциях
1,60,5-Другой источник

II. Положение детей-инвалидов

Обращение интервьюера к респонденту:

Во второй части нашего интервью я хочу побеседовать с Вами о положении детей-инвалидов.

42. Какое бы Вы дали определение понятию «дети-инвалиды», как Вы его понимаете?

2002г.2001г.
83,783,2-Дети, имеющие заболевания, физические дефекты
6,39,3-Дети с умственными отклонениями от норм развития
3,23,1-Дети, не способные себя обслужить
4,72,6-Другое мнение

43. Вы знаете детей-инвалидов?

2001г.
38,2-Лично знакомы с такими
24,6-Знаете таких, хотя близко не знакомы
36,1-Лично инвалидов не знаете, однако в газетах, книгах читали о них, или видели в кино, в телепередаче
1,1-Ничего не знаете об инвалидах

44. Какие чувства Вы испытываете по отношению к детям-инвалидам?

2002г.2001г.
51,646,6-Жалость
46,871,2-Сострадание
0,50,0-Пренебрежение
0,50,5-Раздражение
0,51,6-Никаких

45. Как Вы считаете, много ли инвалидов в России?

2001г.
75,4-Много
6,8-Другие ответы
17,8-Нет ответа

46. Могли бы Вы назвать количество детей-инвалидов в России, хотя бы их порядок? То есть их десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч, несколько миллионов?

2001г.
34,6-Десятки тысяч (тысячи)
31,4-Сотни тысяч
8,9-Миллионы
25,1-Не смогли ответить

47. Почему Вы так считаете?

2001г.
18,8-Нарушена экология, наследственность, халатность врачей
8,4-Наркомания, пьянство, увечья из-за бесконтрольности родителей
22,5-Пишут в СМИ
21,5-Личные наблюдения, есть инвалиды в доме
13,3-Другое мнение
11,0-Нет ответа

48. А сколько их, по вашему мнению, в Орловской области?

2002г.2001г.
47,941,9-Тысячи, десятки тысяч
2,613,6-Сотни тысяч
3,29,9-Другое мнение
46,334,6-Нет ответа

49. Если Вы лично знаете детей-инвалидов, какой у них вид заболевания?

2001г.
16,8-Отклонения в умственном развитии
27,2-Физические травмы (конечности и др.)
23,0-Хронические заболевания (астма, полимеолит, речевые проблемы, порок сердца, нарушение зрения, слуха)
2,1-Другое мнение
33,0-Нет ответа

50. Есть ли в вашей семье дети-инвалиды?

2001г.
5,2-Есть
94,8-Нет ->->-> перейти к вопросу 52

51. Если есть, с каким видом заболевания?

Мнения малочисленны, выписаны отдельно и приведены в отчете

52. Знаете ли Вы, где в основном живут дети-инвалиды?

2001г.
63,4-С родителями
40,3-В доме инвалидов, спецучреждениях
39,3-В интернатах, приютах, детдомах
2,6-Где придется, среди бомжей
5,2-нет ответа

53. По Вашему мнению, где должны жить дети-инвалиды?

2002г.2001г.
75,876,4-С родителями, в семьях
20,523,0-В спецучреждениях, лечебных интернатах
2,67,3-Другое мнение
1,12,1-Нет ответа

54. Почему Вы так считаете?

Мнения малочисленны, выписаны отдельно и приведены в отчете

55. Часть детей-инвалидов живут в детских домах, школах-интернатах, приютах. Как Вы считаете, в этих учреждениях хорошо заботятся о них?

2002г.2001г.
6,333,5-Плохое
30,038,2-Не очень хорошо, недостаточно
40,58,9-По разному
6,34,7-Другое мнение
16,814,7-Нет ответа

56. Почему Вы так считаете?

Мнения малочисленны, выписаны отдельно и приведены в отчете

57. Если Вы считаете, что в специальных учреждениях о детях-инвалидах заботятся плохо, чего не хватает этим детям?

2002г.2001г.
17,941,4-Недостаточная материальная помощь, плохие бытовые условия
47,459,7-Нет родительской любви, заботы, душевного отношения, индивидуального внимания
0,511,0-Плохое питание
16,819,4-Недостаточное медицинское обслуживание
1,14,2-Другое мнение
20,59,4-Нет ответа

58. Часть детей-инвалидов живут дома. Как Вы считаете, дома хорошо о них заботятся?

2002г.2001г.
39,565,4-Хорошо
52,130,9-Кто как, смотря в какой семье
2,11,6-Не совсем хорошо или плохо
0,00,5-Другой ответ
6,31,6-Нет ответа

59. Почему Вы так считаете?

2002г.2001г.
33,766,0-В семье уход лучше
7,42,1-В интернатах - это не родные дети, они не могут заменить родителей
38,426,7-Другое мнение
20,55,2-Нет ответа

60. Если Вы считаете, что дома о детях-инвалидах заботятся плохо, чего не хватает этим детям?

2002г.2001г.
17,435,6-Заботы, любви, духовного общения
14,222,0-Финансов, материальных условий
3,28,9-Другое мнение
55,845,5-Нет ответа

61. Имеются ли возможности в Орловской области для трудоустройства инвалидов по приобретенной ими профессии?

2002г.2001г.
0,00,5-Да, такие возможности высокие
8,415,7-Возможность в целом имеется, но не очень высокая
23,730,9-Находят работу с большим трудом
33,237,2-Трудоустроиться практически не могут
34,715,7-Затрудняюсь ответить

62. Если инвалидам трудоустроиться сложно, либо невозможно, то по какой причине?

2002г.2001г.
34,722,5-Безработица
21,144,5-Мало профессий для инвалидов, мало рабочих мест, спецпредприятий
2,68,9-Другое мнение
41,624,1-Нет ответа

63. Какие виды работ выполняют чаще всего инвалиды в настоящее время?

2001г.
49,2-Механические, вспомогательные работы по низкой квалификации
18,3-В зависимости от заболевания, физического и умственного состояния
3,7-Надомный труд
5,8-Другое мнение
6,8-Нет ответа

64. А какие виды работ они могли бы выполнять?

2001г.
39,3-В зависимости от характера заболевания
17,8-Не требующие физического и умственного напряжения, подсобные
6,3-Работа с компьютером
12,6-Другое мнение
8,9-Нет ответа

65. Готовы ли предприятия области принять на работу молодых инвалидов, обладающих конкретной профессией?

2001г.
7,3-Берут на работу, если такая возможность на предприятии имеется
13,6-Принимают на работу только под давлением со стороны административных органов
44,0-На работу инвалидов стараются не брать
35,1-Затрудняюсь ответить

66. Сегодня российское государство делает все для того, чтобы облегчить положение детей-инвалидов?

2002г.2001г.
0,50,5-В целом делает всё для этого
8,914,1-Делает не всё, но многое
40,550,8-Делает мало
19,510,5-Практически не уделяет этому никакого внимания
30,524,1-Затрудняюсь ответить

67. Можете ли Вы назвать какие-то действия со стороны государства, способствующие улучшению положения детей-инвалидов?

2002г.2001г.
30,023,6-Повышение пенсий, пособий, льгот
13,71,6-Улучшение условий пребывания в спецучреждениях, интернатах
2,120,9-Другое мнение
44,223,9-Нет ответа

68. Какие государственные органы сегодня осуществляют работу с детьми-инвалидами в области?

2002г.2001г.
57,954,5-Органы (управление) социальной защиты
2,17,3-Администрация
18,422,0-Министерство здравоохранения
6,816,8-Органы образования
0,08,4-Другое мнение
24,218,3-Нет ответа

69. Перечислите из них те, которые:

а) лучше всего работают с детьми-инвалидами

2002г.2001г.
24,724,1-Органы соцобеспечения
0,53,7-Местная власть
8,48,9-Медицинские органы
0,55,0-Органы образования

б) от которых для детей-инвалидов пользы мало

2002г.2001г.
21,112,0-Правительство, Министерство здравоохранения, образования
1,611,0-Другое
77,477,0-Нет ответа

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

АНКЕТА ЭКСПЕРТА

По решению административных и общественных организаций в Орловской области в течение 2001-2002 гг. проводится научно-практический эксперимент по мобилизации усилий общественности в интересах улучшения положения детей-инвалидов. Ваше компетентное мнение, которое Вы выскажете в форме ответов на содержащиеся в анкете вопросы, явится для нас важным подспорьем в правильном определении приоритетов в ходе экспериментального поиска.

Человек

1. Как Вы считаете, своевременно ли у детей выявляется инвалидность?

2002г.2001г.
60-Да, это происходит сразу же после заболевания (травмы) ->; перейти к вопр. 5
23-Это происходит не сразу, но без длительных задержек->; перейти к вопросу 5
43-Выявление инвалидности у детей порой затягивается из-за бюрократической волокиты
01-Выявление инвалидности у детей поставлено очень плохо
13-Затрудняюсь ответить ->->-> перейти к вопросу 5

2. По вашему мнению, что мешает своевременному выявлению инвалидности детей?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. В настоящее время кто отвечает за раннее выявление инвалидности детей?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. По вашему мнению, кто должен отвечать за раннее выявление инвалидности детей?

_____________________________________________________________________

5. Какое образование получают дети-инвалиды, живущие в специальных учреждениях?

2002г.2001г.
02-Начальное
1010-Среднее общее
03-Среднее профессиональное
22-Курсовое обучение профессии
21-Индивидуальное обучение профессии
01-Другой вид образования_____________________________________________

6. Оцените, пожалуйста, качество образования, которое получают дети-инвалиды, живущие в специальных учреждениях:_____________________________________

_____________________________________________________________________

7. Имеются ли возможности в вашей области для трудоустройства инвалидов по приобретенной ими профессии?

2002г.2001г.
10-Да, такие возможности высокие
115-Возможность в целом имеется, но не очень высокая
03-Находят работу с большим трудом
03-Трудоустроиться практически не могут
00-Затрудняюсь ответить

8. Если инвалидам трудоустроиться сложно, либо невозможно, то по какой причине? ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________

9. Существующая профессиональная подготовка детей-инвалидов способна их обучить конкретным профессиональным навыкам, умению выполнять конкретную работу?

2002г.2001г.
32-Да, вполне способна
47-В целом способна, хотя не в каждом случае
50-Только в единичных случаях
01-Не способна
01-Затрудняюсь ответить

10. Если не способна, то почему?________________________________________

_____________________________________________________________________

11. Какие виды работ выполняют чаще всего инвалиды в настоящее время?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

12. А какие виды работ они могли бы выполнять?______________________________

_____________________________________________________________________

13. Предрасположены ли предприятия области принять на работу молодых инвалидов, обладающих конкретной профессией?

3-Берут на работу, если такая возможность на предприятии имеется
1-Принимают на работу только под давлением со стороны административных органов
8-На работу инвалидов стараются не брать
0-Затрудняюсь ответить

14. Знакомы ли Вы с системой аттестации уровня профессиональной подготовки детей-инвалидов?

2-Знаком(а) хорошо
1-Знаком(а) в общих чертах
8-Не знаком(а) ->-> перейти к вопросу 17

15. Если Вы знакомы с этой системой, считаете ли Вы ее справедливой?

0-Да
3-Нет

16. Почему?_______________________________________________________

_____________________________________________________________________

17. Сегодня российское правительство делает все для того, чтобы облегчить положение детей-инвалидов?

2002г.2001г.
11-В целом делает всё для этого
115-Делает не всё, но многое
02-Делает мало
04-Практически не уделяет этому никакого внимания
00-Затрудняюсь ответить

18. Можете ли Вы назвать какие-то действия со стороны государства, способствующие улучшению положения детей-инвалидов? __________ _______

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

19. Какие государственные органы сегодня осуществляют работу с детьми-инвалидами в области? _________________________________________________

_____________________________________________________________________

20. Перечислите из них те, которые:

а) лучше всего работают с детьми-инвалидами__________________________________

_____________________________________________________________________

б) от которых для детей-инвалидов пользы мало_________________________________

_____________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ к Главе ВТОРОЙ

Центр СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

АНКЕТА ЭКСПЕРТА

Члена психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Под эгидой Министерства образования РФ, в г. Орле и Орловской области проводится эксперимент по содействию развитию деятельности ПМПК. Ваши компетентные суждения окажут нам неоценимую помощь в правильном определении пути и форм развития ПМПК области.

Просим обвести кружком числовой код напротив варианта ответа, который соответствует вашему мнению, или написать ответ, если он не приводится.

Заранее благодарим Вас за откровенные ответы на вопросы анкеты.

1. Сколько лет Вы работаете в ПМПК? Средний показатель: 8 лет

2. Вы изъявили личное желание работать в ПМПК, либо это «добровольно-принудительное» решение?

19,5-Я сам(а) стремился (стремилась) попасть в комиссию
75,6-Мне предложили, и я с большим желанием согласился (согласилась)
2,4-Мне «настойчиво» предложили, и было неудобно отказаться
2,4-Иная причина (какая?) ___________________________________________

3. Считаете ли Вы оптимальным состав вашего ПМПК?

а) По численности членов:

53,7-Число членов ПМПК оптимальное
46,3-Число членов недостаточно, оно должно составлять (сколько?) ___7человек
0,0-Число членов избыточно, оно должно составлять (сколько?) - человек

б) По профессиональному составу:

53,7-Профессиональный состав оптимальный
46,3-Не хватает специалистов следующего профиля (перечислите) ___________________
0,0-Ряд специалистов лишнее (какие?) __________________________________________

В) Какое-то Вашее иное мнение по составу ПМПК: __________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. Из каких источников ПМПК, чаще всего, получает информацию о детях, с которыми предстоит работать?

Источники информации Чаще всего Редко Практически никогда
1. От родителей детей 58,5 31,7 9,7
2. От врачей (медкомиссии) 53,7 39,0 7,1
3. От воспитателей или учителей 92,7 7,3 0,0
4. От сотрудников МВД (например, детской комнаты) 2,4 17,1 80,5
5. ПМПК ведет регулярную «диспансеризацию» 56,1 29,3 14,6

5. Дайте, пожалуйста, оценку по пятибалльной шкале, деятельности ПМПК по следующим критериям работы с детьми с нарушениями интеллекта:

Виды деятельности Оценки
1. Правильность направления на обучение - - - 24,4 75,6
2. Содействие социальной адаптации 4,8 - 29,3 43,9 44,0
3. Содействие трудовой адаптации 17,0 2,4 36,6 31,7 12,2
4. Консультационно-методическая помощь родителям 7,3 2,4 7,3 39,0 51,2
5. Консультационно-методическая помощь работникам детских учреждений - 4,9 7,3 39,0 48,8
6. Коррекционно-педагогическая работа с детьми и подростками с учетом их изменяющихся индивидуальных особенностей - 2,4 26,8 31,7 39,0

6. Считаете ли Вы, что диагностика, осуществляемая ПМПК, всегда является безошибочной?

61,0-Пока ни одной погрешности не было
31,7-Иногда бывают погрешности
7,3-Трудно ответить однозначно

7. Если бывают погрешности то, в чем они заключаются? ______________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

8. Считаете ли Вы совершенной законодательство по решению проблем детей с нарушениями интеллекта?

29,3-Да
70,7-Нет

9. Если нет, в каком совершенствовании нуждается законодательство?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

10. Осуществляет ли ПМПК разработку индивидуальных рекомендаций по оказанию помощи детям и подросткам с нарушениями интеллекта?

82,9-По дальнейшей медико-психолого-педагогической помощи
87,8-По организации их обучения и воспитания в государственных образовательных учреждениях
17,1-По организации их обучения и воспитания в негосударственных образовательных учреждениях
436,3-По организации социальной защиты
12,2-По другим видам помощи (каким?) __________________________________________

11. По Вашему мнению, какой процент детей с нарушениями интеллекта подпадает под диагностику, осуществляемую ПМПК? 75-80 %

12. Ведет ли ПМПК просветительскую работу по повышению уровня знаний населения о причинах возникновения отклонений в интеллектуальном развитии детей и подростков?

12,2-Ведется масштабная работа
87,8-Работа ведется, однако недостаточная
0,0-Практически не ведется

13. Если такая работа ведется, перечислите, пожалуйста, наиболее значимые мероприятия:

1) __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2) __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3) __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4) __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

5) __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

14. Если такая работа не ведется, либо она недостаточна, в чем причина?

58,5-Не хватает денег для организации просветительских мероприятий
36,6-Не хватает людей (по численности) в штате ПМПК
17,1-Не хватает специалистов (по квалификации) в штате ПМПК
12,2-Нет или недостаточна помощь со стороны административных органов
4,9-Нет или недостаточна методическая помощь
2,4-Иные причины (какие?)___________________________________________________

15. Оцените, пожалуйста, взаимодействие ПМПК со следующими организациями: (По пятибалльной шкале)

Взаимодействие Оценки
1. С административными органами 2,4 9,8 31,7 26,8 29,3
2. С образовательными учреждениями 0,0 2,4 34,9 29,3 63,4
3. С учреждениями здравоохранения 2,4 12,2 22,0 31,7 31,7
4. С организациями социальной защиты населения 4,8 19,5 43,9 22,0 9,8
5. С общественными организациями 53,7 48,8 19,5 12,2 14,6
6. С религиозными организациями 80,5 14,6 0,0 4,9 0,0
7. Со средствами массовой информации 2,4 12,2 46,3 36,6 2,4

16. Какие стороны деятельности ПМПК наиболее сильны, а какие недостаточны?

Функции Сильная Слабая Вообще отсутствует
1. Организация работы 92,7 7,3 0,0
2. Координация усилий всех заинтересованных организаций 56,1 43,9 0,0
3. Прогноз ситуации по развитию ребенка 80,5 19,5 0,0
4. Исследование проблем, входящих в компетенцию ПМПК 70,7 22,0 7,3
5. Методическая помощь 85,4 14,6 0,0
6. Инновационные инициативы 36,6 48,8 14,6
7. Просветительская работа 65,9 31,7 2,4
8. Издательская деятельность 22,0 65,9 12,2

17. Каково процентное соотношение (в среднем) детей, которых ПМПК за последние 3года после аттестации:

1) Направила в специальное образовательное учреждение - 20%

2) В коррекционное образовательное учреждение - 60%

3) В обычное образовательное учреждение - 20%

итого:          100%

18. Каков (в среднем) процент ситуаций, при котором родители ребенка не согласны с итоговым заключением комиссии?  - 5-7%

19. Какие шаги предпринимаются ПМПК в ситуациях, когда родители не согласны с заключением? ___________________________________________________________

20. Какие документы, сопровождающие ребенка в ПМПК, чаще всего являются некачественными?

26,8-Медицинские сведения с заключением врачей-специалистов
14,6-Данные генетических исследований
14,6-Педагогическая характеристика из дошкольного или образовательного учреждения

17,1 - Иные документы (какие?) _________________________________________________

21. По Вашему мнению, какой процент числа детей 6-летнего возраста (поступающих в первый класс) имеют:

1) Задержку интеллектуального развития ~20%

2) Легкие нарушения центральной нервной системы ~40-45%

22. Что лежит в основе высказанных Вами оценок?_______________________________

_____________________________________________________________________

23. Считаете ли Вы целесообразным изменение критериев аттестации детей с нарушениями психического развития?

31,7-Да
68,3-Нет

24. Если да, то в чем должно заключаться это изменение?_________________________

_____________________________________________________________________

25. Удовлетворены ли Вы своей работой в ПМПК?

41,5-Удовлетворен(а) полностью
58,5-В чем-то да, в чем-то нет
0,0-Не удовлетворен(а)

Центр СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

АНКЕТА ЭКСПЕРТА

Воспитателей специальных (коррекционных) учреждений

Под эгидой Министерства образования РФ, в г. Орле и Орловской области проводится эксперимент по содействию развитию деятельности ПМПК. Ваши компетентные суждения окажут нам неоценимую помощь в правильном определении пути и форм развития ПМПК области./p>

Просим обвести кружком числовой код напротив варианта ответа, который соответствует вашему мнению, или написать ответ, если он не приводится.

Заранее благодарим Вас за откровенные ответы на вопросы анкеты.

1. Сколько лет Вы работаете в специальном (коррекционном) учреждении?

Средний показатель = 13 лет

2. Что побудило Вас работать в специальном (коррекционном) учреждении?

36,7-Личное желание
40,0-Устроилась (устроился) по профессии
21,3-Не было другого выбора
2,0-Иная причина

3. Нравится ли Вам работа в специальном (коррекционном) учреждении?

76,7-Да
23,3-Не очень
0,0-Нет

4. - Если нет, в чем причина этого?_____________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

5. Дайте, пожалуйста, оценку по пятибалльной шкале, деятельности ПМПК по следующим критериям работы с детьми с нарушениями интеллекта:

Виды деятельности Оценки
  1 2 3 4 5
1. Правильность направления на обучение 1,1 1,1 5,6 24,4 67,8
2. Содействие социальной адаптации 4,4 2,2 20,0 32,2 41,1
3. Содействие трудовой адаптации 4,4 5,6 27,8 34,4 27,8
4. Консультационно-методическая помощь родителям 8,9 4,4 23,3 28,9 34,4
5. Консультационно-методическая помощь работникам детских учреждений 1,1 5,6 11,1 38,9 43,3
6. Коррекционно-педагогическая работа с детьми и подростками с учетом их изменяющихся индивидуальных особенностей 5,6 0,0 11,1 43,3 40,0

6. Считаете ли Вы, что диагностика, осуществляемая медико-психологиче-ской комиссией, всегда является безошибочной?

57,8-Всегда безошибочна
12,2-Иногда бывают погрешности (какой процент от общего числа направляемых в ваше учреждение детей?            средний показатель - 2%
30,0-Трудно ответить однозначно

7. Если бывают погрешности, в чем они заключаются? ___________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

8. Получает ли Ваше учреждение от медико-психологической комиссии разработку индивидуальных рекомендаций по оказанию помощи детям и подросткам с психическими отклонениями?

44,4-По дальнейшей медико-психолого-педагогической помощи
78,9-По организации обучения и воспитания в детей в специальных учреждениях
3,3-По другим видам помощи (каким?)_________________________________________

_____________________________________________________________________

9. Какой процент детей с нарушениями интеллекта подпадает под диагностику, осуществляемую медико-психологической комиссией?

Средний показатель - 80-85%

10. Как Вы считаете, ведет ли медико-психологическая комиссия просветительскую работу по повышению уровня населения о причинах возникновения отклонений в интеллектуальном развитии детей и подростков?

1-Ведется масштабная работа
2-Работа ведется, однако недостаточная
3-Такая работа практически не ведется

11. Оцените, пожалуйста, условия деятельности вашей организации (по пятибалльной шкале):

  Оценка
1. Помещение 7,8 1,1 7,8 41,1 42,2
2. Техническая оснащенность 3,3 6,7 28,9 46,7 14,4
3. Финансирование 2,2 8,9 21,1 54,4 13,3
4. Обеспеченность методическими материалами 12,2 23,3 24,4 25,6 14,4

12. Каковы взаимодействия вашей организации с родителями?

1,1-Хорошие, родители много помогают
43,3-Формальные, проявляют интерес к работе с ребенком, но не очень большой
55,6-Не интересуются судьбой ребенка

13. Бывают ли ситуации, когда в ваше учреждение направляются практически здоровые дети?

26,7-Да
73,3-Нет

14. Если да, часто или редко?

8,9-Часто
17,8-Редко

15. Если да, что Вы делаете в таких ситуациях?

2,2-Выражаем несогласие и рекомендуем осуществить повторную аттестацию
0,0-Сами шагов не предпринимаем, однако рекомендуем родителям обратиться в медико-психологическую комиссию по поводу повторной аттестации
24,5-Ничего не предпринимаем, дети остаются в учреждении

16. Считаете ли Вы целесообразным изменение критериев аттестации детей с нарушениями интеллекта?

10,0-Да
90,0-Нет

17. Если да, то в чем должно заключаться это изменение?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

18. Считаете ли Вы совершенной законодательство по решению проблем детей с нарушениями интеллекта?

46,7-Да
53,3-Нет

19. Если нет, в каком совершенствовании нуждается законодательство?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

20. Как Вы считаете, какой процент детей, находящихся в вашем учреждении, в будущем сможет:

Продолжить обучение в обычной школе 55-60%

Освоить какую-то профессию 70-75%

Устроиться на работу 40-45%

Создать семью 50-55%

Полностью интегрироваться в общественную жизнь 50-55%

21. Достаточно ли уделяют внимание вашей организации?

34,4-Местная администрация
55,6-Медицинские учреждения
47,8-Благотворительные организации
3,3-Простые граждане

22. В чем нуждается ваша организация для эффективной работы?_________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Центр СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

АНКЕТА РОДИТЕЛЕЙ

Под эгидой Министерства образования РФ, в г. Орле и Орловской области проводится эксперимент по содействию развитию деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Ваши ответы на вопросы анкеты окажут нам неоценимую помощь в правильном определении пути и форм развития помощи родителям в выборе образования детей.

Просим обвести кружком числовой код напротив варианта ответа, который соответствует вашему мнению, или написать ответ, если он не приводится.

Заранее благодарим Вас за откровенные ответы на вопросы анкеты.

1. Ваш ребенок учится:

14,0-В специальном образовательном учреждении
83,0-В коррекционном образовательном учреждении
3,0-Дома

2. Кто принимал решение о том, где целесообразно обучаться ребенку?

29,0-Сами обратились в медико-психологическую комиссию за консультацией
67,0-Направили в медико-психологическую комиссию из школы

  4,0 - Иная форма (какая?) _____________________________________________________________

3. Вы согласны с решением медико-психологической комиссии по поводу направления ребенка в учебное (или воспитательное) учреждение?

61,0-Да
31,0-Не полностью
8,0-Нет

4. Если не согласны, или не полностью согласны то, по какой причине?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

5. Какое решение Вы считали бы правильным?_________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

6. Считаете ли Вы, что законодательство по решению проблем детей с нарушениями интеллекта полностью способно защитить интересы вашего ребенка?

58,0-Да
42,0-Нет

7. Если нет, каких положений не хватает в законодательстве?____________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

8. Какую помощь оказывает Вам медико-психологическая комиссия?

Виды помощи Регулярно Иногда Никогда
1. Консультирует по медицинскому уходу за ребенком 66,0 29,0 5,0
2. Консультирует по обучению ребенка 64,0 32,0 4,0
3. Контролирует процесс оздоровления ребенка 66,0 27,0 7,0
4. Другой вид помощи (какой?)_____________________________________________________________________

9. Сколько лет было ребенку, когда Вы сочли целесообразным обратиться за консультацией к врачам? Средний показатель 6,2 лет

10. Было ли для Вас неожиданностью заключение медиков?

25,0-Да, было полной неожиданностью
38,0-В чем-то было неожиданностью
37,0-Нет

11. Если Вы были не согласны с заключением медико-психологической комиссии, какие меры предприняли для изменения медицинского заключения? ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

12. Каков был результат?_____________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

13. Если Ваш ребенок учится в специальном или коррекционном учреждении, Вы удовлетворены условиями пребывания там ребенка?

  Да, полностью Частично Не удовлетворен(а)
1. Условиями содержания ребенка 51,0 48,0 1,0
2. Качеством учебного процесса 64,0 34,0 2,0
3. Работой воспитателей 61,0 35,0 4,0
4. Процессом коррекции 58,0 39,0 3,0
5. Обучением ребенка навыкам профессии 30,0 65,0 5,0
6. Вниманием, которое работники учреждения уделяют родителям 62,0 35,0 3,0
7. Результатами коррекционной помощи 42,0 57,0 1,0

14. Считаете ли Вы, чтобы ребенок уже смог бы обучаться в обычной школе?

17,0-Да
35,0-Нет
48,0-Пока трудно принять однозначное решение

15. Если да, то почему этот вопрос до сего времени не решен?_____________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

16. Если ребенок пока не смог бы обучаться в обычной школе, то почему? ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

17. Что Вы считаете целесообразным поменять в работе учреждения, где находится Ваш ребенок?____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

18. А что Вы считаете целесообразным поменять в работе медико-психологической комиссии? _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ К ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

АНКЕТА руководителЯ детского сада с интегрированными Группами

Как показывает практика, проблемы здоровья и развития решаются тем эффективнее, чем раньше специалисты-психологи, специальные педагоги, медики начинают проводить с ребенком специальную коррекционно-развивающую работу. Нас интересует: в какой степени Вы знакомы с работой Центра ранней помощи детям с особыми потребностями? Как Вы с ним взаимодействуете? Удовлетворены ли Вы его работой?/p>

Мы будем Вам искренне благодарны за откровенные ответы на вопросы анкеты.

1. В какой степени Вы знакомы с работой Центра ранней помощи детям с особыми потребностями?

4-Знаком(а) хорошо
6-Знаком(а) в общих чертах
1-Не знаком(а)

2. Считаете ли Вы эффективной деятельность Центра ранней помощи детям с особыми потребностями?

6-Работа Центра высокоэффективна
5-В чем-то эффективна, в чем-то нет
0-Эффективность низкая

3. Если Вы считаете, что эффективность работы Центра ранней помощи детям с особыми потребностями низкая, на чем основано Ваше мнение?_______________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

4. Вам приходилось советовать родителям обратится за помощью в Центр ранней помощи детям с особыми потребностями?

0-Да, однажды
2-Да, 2-3 раза
4-Да, неоднократно
5-Не приходилось

5. Поддерживает ли Ваше учреждение контакты с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями?

4-Да, регулярные контакты
3-Эпизодические
4-Не поддерживает

6. Осуществляют ли специалисты вашего учреждения консультации с таким центром по поводу детей, находящихся в вашем учреждении?

0-Был один случай
3-Было, два-три случая
1-Было более трех случаев
7-Таких случаев не было

7. Если Вы взаимодействуете с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями, в чем заключается это взаимодействие?______________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

8. Вы удовлетворены характером взаимодействия вашего учреждения (или лично Вашего взаимодействия) с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями?

4-Да, полностью
5-Частично
2-Нет

9. Если не удовлетворены, то в чем причина?___________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

10. Какая форма взаимодействия вашего департамента (управления, отдела) и Центра ранней помощи детям с особыми потребностями, по Вашему мнению, была бы оптимальной?_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

11. Считаете ли Вы эффективной просветительскую работу, которую Центр ранней помощи детям с особыми потребностями ведет среди населения?

2-Эта работа эффективна
1-Эффективность средняя
6-Эффективность низкая
2-«Нулевая»

12. Если Вы оцениваете низко работу Центра ранней помощи детям с особыми потребностями по просвещению населения, в чем Вы видите возможность улучшения просветительской работы, что Центр должен сделать для этого?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

13. Как Вы считаете, действительно ли Центр ранней помощи детям с особыми потребностями серьезно дополняет клиническое лечение детей, либо он порой «дублирует» лечебные функции клиники?

8-Центр в рамках своих специфических функций серьезно дополняет клиническое лечение детей
0-Бывает, что Центр «дублирует» лечебные функции клиники
0-Центр иногда берется не за свои функции
3-Затрудняюсь ответить

14. Какую форму сотрудничества между вашим учреждением и Центром ранней помощи детям с особыми потребностями Вы считаете полезной?________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

15. Как Вы считаете, следует ли расширять сеть Центров ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге?

9-Следует
1-Не следует
1-Затрудняюсь ответить

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

АНКЕТА руководителя (сотрудника) департамента администрации

Как показывает практика, проблемы здоровья и развития решаются тем эффективнее, чем раньше специалисты-психологи, специальные педагоги, медики начинают проводить с ребенком специальную коррекционно-развивающую работу. Нас интересует: в какой степени Вы знакомы с работой Центра ранней помощи детям с особыми потребностями? Как Вы с ним взаимодействуете? Удовлетворены ли Вы его работой?

Мы будем Вам искренне благодарны за откровенные ответы на вопросы анкеты.

1. В какой степени Вы знакомы с работой Центра ранней помощи детям с особыми потребностями?

3-Знаком(а) хорошо
7-Знаком(а) в общих чертах
0-Не знаком(а)

2. Считаете ли Вы эффективной деятельность Центра ранней помощи детям с особыми потребностями?

4-Работа Центра высокоэффективна
6-В чем-то эффективна, в чем-то нет
0-Эффективность низкая

3. Если Вы считаете, что эффективность работы Центра ранней помощи детям с особыми потребностями низкая, на чем основано Ваше мнение?_______________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. Поддерживает ли Ваш департамент (управление, о дел) контакты с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями?

1-Да, регулярные контакты
5-Эпизодические
4-Не поддерживает

5. Как Вы оцениваете взаимодействие Центра ранней помощи детям с особыми потребностями:

  Эффективное В целом удовлетворительное Неэффективное
1. С районными клиниками 1 5 0
2. Со специализированными детскими учреждениями 2 4 2
3. С детскими учреждениями с интегрированными группами 0 5 3
4. С родителями, имеющими младенцев или малолетних детей 3 4 1

6. Если Вы считаете, что Центр ранней помощи детям с особыми потребностями должен выстроить приоритет взаимодействия, впишите в клетки ранги от 1 до 4-х, с кем Центр должен взаимодействовать в первую очередь («1»), во вторую очередь («2») и т.д.

2,1-С районными клиниками
3,0-Со специализированными детскими учреждениями
3,0-С детскими учреждениями с интегрированными группами
1,6-С родителями, имеющими младенцев или малолетних детей

7. Если Вы взаимодействуете с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями, в чем заключается это взаимодействие?______________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

8. Вы удовлетворены характером взаимодействия вашего департамента (или лично Вашего взаимодействия) с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями?

2-Да, полностью
2-Частично
6-Нет

9. Если не удовлетворены, то в чем причина?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

10. Какая форма взаимодействия вашего учреждения и Центра ранней помощи детям с особыми потребностями, по Вашему мнению, была бы оптимальной?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

11. Считаете ли Вы эффективной просветительскую работу, которую Центр ранней помощи детям с особыми потребностями ведет среди населения?

0-Эта работа эффективна
5-Эффективность средняя
5-Эффективность низкая
0-«Нулевая»

12. Если Вы оцениваете низко работу Центра ранней помощи детям с особыми потребностями по просвещению населения, в чем Вы видите возможность улучшения просветительской работы, что Центр должен сделать для этого?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

13. Как Вы считаете, действительно ли Центр ранней помощи детям с особыми потребностями серьезно дополняет клиническое лечение детей, либо он порой «дублирует» лечебные функции клиники?

4-Центр в рамках своих специфических функций серьезно дополняет клиническое лечение детей
0-Бывает, что Центр «дублирует» лечебные функции клиники
0-Центр иногда берется не за свои функции
6-Затрудняюсь ответить

14. Следует ли расширять сеть Центров ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге?

7-Следует
0-Не следует
3-Затрудняюсь ответить

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

АНКЕТА РОДИТЕЛЯ

Как показывает практика, проблемы здоровья и развития решаются тем эффективнее, чем раньше специалисты-психологи, специальные педагоги, медики начинают проводить с ребенком специальную коррекционно-развивающую работу. Нас интересует: знакомы ли Вые центрами; где ведется такая работа? Приходилось ли Вам обращаться в такие центры за помощью? Удовлетворены ли Вы их работой?

Мы будем Вам искренне благодарны за откровенные ответы на вопросы анкеты

1. Информированы ли Вы о том, что в вашем районе имеется Центр ранней помощи детям с особыми потребностями?

3,9%-Знакома с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком, но обращаться за помощью не приходилось
48,0%-Знакома с работой центра для коррекции поведения ребенка и обращалась за помощью
39,7%-Знакома с работой центра для коррекции взаимоотношений с ребенком и обращалась за помощью
6,4%-Слышала о существовании таких центров, но о содержании их работы подробно не информирована
15,2%-Не слышала о существовании таких центров  => => перейти к вопросу №4

2. Если Вы информированы о работе такого центра, эта информация положительная или отрицательная?

74,5%-Только положительная
6,9%-В чем-то положительная, в чем-то отрицательная
0,0%-В целом отрицательная

3. Из каких источников Вы узнали о существовании такого центра

10,8%-От других родителей в поликлинике, детском саду
11,3%-Невропатолог
15,2%-Педиатр
3,9%-Логопед
3,9%-Неопатолог
12,7%-От знакомых, родственников
14,7%-В детской поликлинике (информационный стенд)
1,5%-Заведующая поликлиникой
2,5%-Заведующая детским садом
5,9%-Другие врачи (дефектолог, тренер в бассейне, медсестра-массажист в поликлинике, хирург, курсы дородовой подготовки, медсестра, Институт раннего детства, Институт раннего вмешательства)
1,5%-СМИ (пресса, радио, ТВ)

4. Есть ли у Вас потребность в более полной информации о работе Центра ранней помощи детям с особыми потребностями?

66,7%-Да
33,3%-Нет

5. В какой форме для Вас удобно получать такую информацию?

19,1%-В форме рассказа о работе центра по телевидению
10,8%-В форме рассказа о работе центра по радио
11,8%-В форме рассказа о работе центра в прессе
9,3%-В форме рассказа о работе центра в специальных журналах для женщин
27,5%-В форме выпуска специального бюллетеня о работе центра
41,7%-В форме информационного стенда в районной поликлинике
56,9%-Должен информировать о центре педиатр районной поликлиники
4,4%-Другой источник

6. Считаете ли Вы полезной деятельность Центра ранней помощи детям с особыми потребностями, начиная от рождения и в возрасте до 3-х лет?

88,7%-Такие центры очень полезны
3,4%-В целом полезны, но не во всем
1,0%-Пользы от них мало
6,9%-Затрудняюсь ответить

7. Следует ли расширить в Санкт-Петербурге сеть таких центров?

91,7%-Обязательно
5,9%-Мне безразлично
2,5%-Нет

СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ, КТО ОБРАЩАЛСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ В центр РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

8. Если Вам приходилось обращаться за помощью в Центр ранней помощи детям с особыми потребностями, чем была вызвана потребность в этом?

2,0%-Для коррекции слуха у ребенка
3,4%-Для коррекции нарушений зрения у ребенка
24,5%-Для коррекции нарушения речи
36,3%-Для коррекции общего отставания в физическом развитии
19,1%-Для коррекции общего отставания в интеллектуальном развитии
23,5%-Для коррекции двигательных нарушений у ребенка
13,7%-Другая причина (какая?)

9. Как Вы оцениваете помощь, которую оказали Вашему ребенку в Центре?

0,0%-Ничем не помогли
2,0%-Получила консультацию, но рекомендовать ничего дельного не смогли
37,7%-Получила всестороннюю консультацию и хорошие рекомендации по профилактике нарушений у ребенка
23,5%-Сотрудники Центра создали программу индивидуального сопровождения ребенка и семьи и обслуживали (обслуживают) ребенка и семью в соответствии с разработанной программой
6,4%-Сотрудники Центра вносили (вносят) изменения, коррективы в программу сопровождения
34,8%-Регулярно консультируют по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка
0,5%-Консультируют о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи
4,4%-Оказывают другие виды помощи

10. Выскажите, пожалуйста, Ваши впечатления от взаимодействия с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями

  Да Нет Затрудняюсь ответить
1. Сотрудники Центра активно взаимодействуют как с ребенком, так и с родителями 74,0% 1,0% 25,0%
2. В Центре можно получить консультацию и помощь от всех специалистов, в которых ребенок нуждается 52,0% 15,2% 32,8%
3. Сотрудники центра хорошо взаимодействуют и с ребенком, и с родителями 73,0% 0,0% 27,0%
4. Меня никто из сотрудников Службы лично не заставлял включиться в программу обслуживания ребенка, я решилась на это добровольно 65,2% 3,9% 30,9%
5. У меня не было ни в чем отказа, когда я обращалась за помощью в Службу 65,7% 4,4% 29,9%
6. Сотрудники службы никогда не разглашают информацию о моем ребенке 50,0% 2,5% 47,5%
7. Сотрудники службы уважительно относятся и к ребенку, и к родителям 74,5% 0,0% 25,5%

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

АНКЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДЕТСКОГО САДА

Как показывает практика, проблемы здоровья и развития решаются тем эффективнее, чем раньше специалисты - психологи, специальные педагоги, медики начинают проводить с ребенком специальную коррекционно-развивающую работу. Нас интересует: в какой степени Вы знакомы с работой Центра ранней помощи детям с особыми потребностями? Как Вы с ним взаимодействуете? Удовлетворены ли Вы его работой?

Мы будем Вам искренне благодарны за откровенные ответы на вопросы анкеты.

1. В какой степени Вы знакомы с работой Центра ранней помощи детям с особыми потребностями?

5-Знаком(а) хорошо
4-Знаком(а) в общих чертах
1-Не знаком(а)

2. Считаете ли Вы эффективной деятельность Центра ранней помощи детям с особыми потребностями?

3-Работа Центра высокоэффективна
7-В чем-то эффективна, в чем-то нет
0-Эффективность низкая

3. Если Вы считаете, что эффективность работы Центра ранней помощи детям с особыми потребностями низкая, на чем основано Ваше мнение?_______________________________

_____________________________________________________________________

4. Вам приходилось советовать родителям обратится за помощью в Центр ранней помощи детям с особыми потребностями?

0-Да, однажды
4-Да, 2-3 раза
4-Да, неоднократно
2-Не приходилось

5. Поддерживает ли Ваше учреждение контакты с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями?

2-Да, регулярные контакты
5-Эпизодические
3-Не поддерживает

6. Осуществляют ли специалисты вашего учреждения консультации с таким центром по поводу детей, находящихся в вашем учреждении?

2-Был один случай
2-Было, два-три случая
3-Было более трех случаев
3-Таких случаев не было

7. Если Вы взаимодействуете с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями, в чем заключается это взаимодействие?_______________________________________________

_____________________________________________________________________

8. Вы удовлетворены характером взаимодействия вашего учреждения (или лично Вашего взаимодействия) с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями?

3-Да, полностью
4-Частично
3-Нет

9. Если не удовлетворены, то в чем причина? ___________________________________________

_____________________________________________________________________

10. Какая форма взаимодействия вашего учреждения и Центра ранней помощи детям с особыми потребностями, по Вашему мнению, была бы оптимальной?_____________________

_____________________________________________________________________

11. Считаете ли Вы эффективной просветительскую работу, которую Центр ранней помощи детям с особыми потребностями ведет среди населения?

1-Эта работа эффективна
5-Эффективность средняя
2-Эффективность низкая
2-«Нулевая»

12. Если Вы оцениваете низко работу Центра ранней помощи детям с особыми потребностями по просвещению населения, в чем Вы видите возможность улучшения просветительской работы, что Центр должен сделать для этого?__________________________________

_____________________________________________________________________

13. Как Вы считаете, действительно ли Центр ранней помощи детям с особыми потребностями серьезно дополняет клиническое лечение детей, либо он порой «дублирует» лечебные функции клиники?

5-Центр в рамках своих специфических функций серьезно дополняет клиническое лечение детей
0-Бывает, что Центр «дублирует» лечебные функции клиники
0-Центр иногда берется не за свои функции
5-Затрудняюсь ответить

14. Какую форму сотрудничества между вашим учреждением и Центром ранней помощи детям с особыми потребностями Вы считаете полезной?_______________________________

_____________________________________________________________________

15. Как Вы считаете, следует ли расширять сеть Центров ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге?

9-Следует
0-Не следует
1-Затрудняюсь ответить

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

АНКЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДИАТРА ПОЛИКЛИНИКИ

Как показывает практика, проблемы здоровья и развития решаются тем эффективнее, чем раньше специалисты-психологи, специальные педагоги, медики начинают проводить с ребенком специальную коррекционно-развивающую работу. Нас интересует: в какой степени Вы знакомы с работой Центра ранней помощи детям с особыми потребностями? Как Вы с ним взаимодействуете? Удовлетворены ли Вы его работой?

Мы будем Вам искренне благодарны за откровенные ответы на вопросы анкеты.

1. В какой степени Вы знакомы с работой Центра ранней помощи детям с особыми потребностями?

8-Знаком(а) хорошо
3-Знаком(а) в общих чертах
0-Не знаком(а)

2. Считаете ли Вы эффективной деятельность Центра ранней помощи детям с особыми потребностями?

8-Работа Центра высокоэффективна
3-В чем-то эффективна, в чем-то нет
0-Эффективность низкая

3. Если Вы считаете, что эффективность работы Центра ранней помощи детям с особыми потребностями низкая, на чем основано Ваше мнение?_______________________________

_____________________________________________________________________

4. Поддерживаете ли Вы личные профессиональные контакты с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями?

7-Да, регулярные контакты
3-Эпизодически
1-Не поддерживаю

5. Были ли случаи, когда Вы советовали матерям, имеющим младенцев или детей в возрасте до 3-х лет, обратиться за помощью в Центр ранней помощи детям с особыми потребностями?

1-Был один случай
0-Было, два-три случая
9-Было более трех случаев
1-Таких случаев не было

6. Если такие случаи были, проявляли ли Вы интерес к итоговым результатам помощи, оказанной пациенту в Центре ранней помощи детям с особыми потребностями?

10-Да
0-Нет
1-Не помню

7. Если Вы взаимодействуете с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями, в чем заключается это взаимодействие?______________________________________________

_____________________________________________________________________

8. Вы удовлетворены характером профессионального взаимодействия клиники (или лично Вашего взаимодействия) с Центром ранней помощи детям с особыми потребностями?

6-Да, полностью
4-Частично
1-Нет

9. Если не удовлетворены, то в чем причина? ___________________________________________

_____________________________________________________________________

10. Какая форма взаимодействия клиники и Центра ранней помощи детям с особыми потребностями, по Вашему мнению, была бы оптимальной?_____________________________

_____________________________________________________________________

11. Считаете ли Вы эффективной просветительскую работу, которую Центр ранней помощи детям с особыми потребностями ведет среди населения?

6 - Эта работа эффективна

3 - Эффективность средняя

2 - Эффективность низкая

0 - «Нулевая»

12. Если Вы оцениваете низко работу Центра ранней помощи детям с особыми потребностями по просвещению населения, в чем Вы видите возможность улучшения просветительской работы, что Центр должен сделать для этого?___________________________________

_____________________________________________________________________

13. Действительно ли Центр ранней помощи детям с особыми потребностями серьезно дополняет клиническое лечение детей, либо он порой дублирует» лечебные функции клиники?

11 - Центр в рамках своих специфических функций серьезно дополняет клиническое лечение детей

0-Бывает, что Центр «дублирует» лечебные функции клиники
0-Центр иногда берется не за свои функции
0-Затрудняюсь ответить

14. Как Вы считаете, следует ли расширять сеть Центров ранней помощи детям с особыми потребностями в Санкт-Петербурге?

10 - Следует

0-Не следует
1-Затрудняюсь ответить

15. По Вашему мнению, детям с какими заболеваниями Центр должен оказывать помощь в первую очередь?

  Это компе-тенция Центра Это компетен-ция нашей клиники Это компетенция специальных детских лечебных учреждений
1. Дети, имеющие отставание в развитии, выявленное с помощью нормативных шкал 7 5 1
2. Дети с выявленными нарушениями:      
1) снижение слуха 3 2 7
2) слепота, слабовидение 3 1 8
3) церебральные и спинальные параличи 5 3 8
4) генетические синдромы (Дауна, Ушера и др.) 6 1 6
5) дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, невральные амиотрофии и др.) 2 1 8
6) врожденные аномалии (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи и др.) 4 3 7
7) деформация конечностей (аномалии) 3 5 7
8) органические поражения центральной нервной системы, гидроцефалия 5 5 5
9) злокачественные формы эпилепсии 1 2 7
10) подозрения на ранний детский аутизм 5 3 6
11) серьезные изменения в поведении ребенка в результате пережитого стресса 5 5 3
3. Дети биологической группы риска      
1) недоношенные и маловесные дети 8 5 0
2) рожденные на сроке гестации меньше 33 недель 7 6 0
3) перенесшие асфиксию в родах 7 6 1
4) находившиеся в отделениях интенсивной терапии 5 7 1
4. Дети родителей, имеющих психиатрические заболевания      
1) дети, подвергающиеся насилию 5 4 2
2) родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией 5 4 2
3) молодые мамы до 17 лет 5 4 1
4) дети беженцев 4 2 3