Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Отважным конкистадорам капитализма посвящается…

Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»

«Атлант расправил плечи» - самое знаменитое и значительное произведение американской писательницы русского происхождения Айн Рэнд. На его создание ушло 12 лет. Этот роман входит во все списки самых значительных произведений XX века на английском языке. А общие тиражи изданий произведений Айн Рэнд конкурирует с Библией. Сами американцы считают, что это второе произведение после Библии, которое перевернуло их представление о жизни.

Казалось бы, перечислений этих сухих фактов достаточно, чтобы, по крайней мере, заинтересовать любого читателя. Однако стоит сказать несколько слов о самом произведении…

Монументальность. Гигантская фреска, посвященная самому духу XX столетия, занимает не одну сотню страниц. А точнее, три тома. Так что извечная русская тяга к соборности и эпичности повествования нашла свое отражение и в этом романе. Но это, наверно, единственное, что связывает его с русскими корнями. Потому что остальное…

Драйв. Этот эквивалент русского слова «увлекательность» больше подходит для характеристики этого произведения. Но это слово как-то плохо в нашем представлении сочетается с панорамным историческим повествованием. В русской традиции не принято наделять данной чертой произведения, претендующие на монументальность и классичность, к которой неизбежно тяготеет этот жанр. Вспомним, хотя бы «Войну и мир» Толстого. Все должно быть внушительно, неторопливо, ничего такого, что могло бы «опустить» его до уровня жанра, хотя и имеющего свои классические произведения, перерастающие рамки жанра, но все равно сохраняющих репутацию «развлечение для толпы».

Сюжет. Раньше основой для сюжета служили убийство, любовь, военный подвиг, описание жизни военного или политического деятеля, исторического события. Но сделать основой произведения производственный процесс?... Да, таков XX век, - если производственный процесс стал основой современного общества, то почему бы ему не стать и основой для современного искусства? И искусство романа не становится исключением из правила. Опять же советская литература стала благодатной средой для «производственного романа». Но в этом романе все по-другому. И дело даже не в экзотике изображения капиталистических отношений. Айн Рэнд верит, что современный производственный процесс - это не просто повседневная будничная реальность, а своеобразный путь на Голгофу, проникнутый безумной отвагой конкистадоров эпохи Великих географических открытий. Такова основная сюжетная линия, но этим не исчерпывается сюжетная интрига романа. Как в каждой монументальной фреске, в романе присутствуют параллельно и дополнительные сюжетные линии, охватывающие практически все существующие жанры – от мелодрамы до детектива.

Философия. То, на чем держится по-настоящему талантливое произведение. Айн Рэнд не ограничилась просто увлекательным описанием самого процесса, что порой бывает уже само по себе достаточно в художественном творчестве. Она - русский литератор и не могла не претендовать на статус Достоевского «от производства». Положив в основу произведения ей же самой разработанную «теорию разумного эгоизма», она получила возможность исследовать все крайности ее проявления на благодатном литературном материале.

Что получилось в результате? А получилось действительно нечто необычное. Наделяя лиричностью образы «конкистадоров от бизнеса», она рисует в своем произведении не бездушных «акул империализма», а бесстрашных апостолов новой веры, приносящих себя на алтарь жертв нового этапа развития человеческой цивилизации.