Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


 

Сопричастность с преступлением и наказанием

 

Фантастика как никакой из литературных жанров подвержен старению. Еще казалось бы вчера для современников Ж. Верна многие его предсказания казались диким вымыслом. Взять хотя бы случай с его почти мифическим романом «Париж в XX веке». В нем писатель предсказал изобретения электрического стула, факса и автомобиля. Однако, для сегодняшнего читателя значительная часть его произведений кажутся безнадежно устаревшими. Американская литература, подхватившая в XX веке уже почти склоняющееся знамя «фантастической литературы», вывела ее на новый уровень, обогатив слиянием с другими литературными жанрами, начиная от детектива и кончая социальным проектированием.

 

К числу одного из первых классических современных фантастических романов принадлежит «Человек без лица» А. Бестера. Именно этот роман первым получил премию «Хьюго», которой до сегодняшнего дня награждаются лучшие произведения в жанре научной фантастики.

 

Против того, что фантастические произведения являются скоропортящимся продуктом на товарной полке современной литературы не поспоришь. Но вот что делает лучшие из этих произведений бессмертными, так это умение автора соединить его фантастический вымысел с другим литературным жанром. В случае с «Человеком без лица» таким жанром является детективный психотриллер.

 

Главный герой романа Бен Рич, владелец «Монарха», одной из крупнейших земных корпораций, каждую ночь мучается кошмарами, в которых его постоянно преследует таинственный Человек без лица. А в реальной жизни прототипом своего ночного кошмара он считает своего конкурента Крея де Куртнэ, владельца компании-конкурента по бизнесу. Подозревая, что его ночной кошмар связан с реальной угрозой безопасности бизнесу, Рич решается на убийство К. де Куртнэ. Но контроль за преступлениями в этом далеком будущем Земли осуществляется специальным подразделением полиции с телепатическими способностями, что практически исключает возможность скрыть следы преступления. Однако, как утверждают нет ничего невозможного, и действие романа полно напряженной борьбы вокруг сокрытии следов убийства К. де Куртнэ между начальником этого подразделения полиции и Беном Ричем.

 

Все уникальные для своего времени прогностические находки этого романа с успехом были использованы и доведены до классического совершенства в других произведениях, о которых без труда догадается любой человек, интересующийся современной фантастикой. Но «технические достижения» книги не являются её единственным достоинством. Как любое выдающееся творение, оно уступает свои позиции со строчки под названием «великое» очень постепенно. Утрачивая техническую новизну для современного читателя, оно продолжает очаровывать его стилем, умением сохранять напряжение и неожиданность до самого конца, что является неотъемлемым свойством жанра психотриллера. Ну и, конечно, самое главное, без чего не существует ни одно современное литературное произведение – это воспроизведение субъективного реализма.

 

Умение автора заставить читателя сопереживать каждому из персонажей, физически ощущать их страсти, чувства, вместе с ними по чуть-чуть «открывать» логическое объяснение происходящих событий является основным достоинством современного литературного романного жанра. Открытый Достоевским жанр литературного переосмысления тончайших внутренних умственных движений и чувственных переживаний человеческой личности создал практически бесконечный простор для художественного вымысла человека, способного описать этот мир и сделать его центром Вселенной. Человеческое сопереживание, или «мистическая сопричастность» будут сохранять интерес к этой книге для любого поколения читателей, пока не утрачен интерес к жанру романа как таковому.

 

Сергей Максимов

 

Альфред Бестер «Человек без лица» (The Demolished Man), роман, 1952 год; пер. на русский: Е. Короткова М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2009 г., серия: Шедевры фантастики