Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Отступать некуда?!

интеллектуальный блокбастер

Отступники (The departed), драма, триллер, США, 5 октября 2006 г., режиссер: Мартин Скорсезе, в ролях: Леонардо Ди Каприо, Мэтт Дэймон, Джек Николсон, Мартин Шин, Марк Уолберг, Алек Болдуин

Закончив смотреть новый фильм Мартина Скорсезе "Отступники", мучаешься двумя дилеммами. Мысли, подстегиваемые шокирующими идеями Востока (сюжетная основа фильма является римейком гонконговского боевика "Двойная рокировка"), как шарики мечутся в лабиринте западного дихотомического образа мысли в поисках успокаивающего выхода: "Этот плохой, а тот хороший, торжество справедливости согласно Еклизиасту неизбежно, хоть и суета сует...?". Но выхода нет, как нет в восточной философии абсолютно правых и виноватых, добро и зло суть изменчивые понятия, а не постоянные категории.

Первая дилемма доставляет главным образом эмоциональные переживания. Обоим главным персонажам (Мэтта Деймона и Леонардо Ди Каприо) сочувствуешь одинаково. Порой герой Мэтта Деймона (продажный полицейский) становится даже ближе, понятней зрителю. Он ищет свое обычное человеческое счастье. А к терзаемому экзистенциальными проблемами и заглушающему свой страх сильными психотропными препаратами герою Ди Каприо испытываешь скорее жалость, чем сочувствие. Даже полный (в западной трактовке) злодей в исполнении Джека Николсона, вновь создавший на экране образ обаятельного дьявола из "Иствикских ведьм", и тот не вызывает осуждающей антипатии. Это, конечно, не патриарх собственной империи Дон Корлеоне в исполнении Марлона Брандо, но и не черное воплощение космического зла в исполнении Роберта де Ниро. Конечно, наряду с влиянием восточного кинематографа Скорсезе использует в своем фильме приемы и ходы, традиционные для западного полицейского боевика и уже неоднократно применявшиеся им в предыдущих работах. Здесь-то и появляется вторая дилемма.

Что перед нами? Традиционный полицейский боевик, каковым и является фильм по своему стилевому исполнению? Или жесткая, черная драма, в крайнем случае, детектив в стиле "нуар"? Но для "нуара" не хватает цинизма, слишком традиционна сюжетная развязка. А для суровой жизненной драмы в духе "Таксиста" и "Бешеного быка" того же Скорсезе слишком динамичное и картинное, рассчитанное на развлечение зрелище. В личные трагедии героев не очень верится, но, как в компьютерной RPG (role playing game), живо сопереживаешь развитию сюжета.

И, казалось бы, можно остановиться в своих размышлениях о фильме, оставив определения его места в анналах искусства на усмотрение американской киноакадемии и Времени. Со своей стороны, лишь посетовав на смешение жанров и на деградацию чистого искусства в коммерческое "криминальное чтиво". Но фильм не отпускает и держит и не только благодаря ярким актерским работам (отдельное спасибо еще не упомянутым Марку Уолбергу, Алеку Болдуину и Чарли Шину) и умелой адаптации гонконговского сюжета. Есть в фильме еще что-то такое глубинное, подвергающее сомнению незыблемость традиционных западных ценностей.

Каковы бы ни были намерения режиссера поставить окончательную точку в фильме, даже в самых типичных приемах выбранного им жанра ищешь "второе дно". Добро и зло, белое и черное - одно без другого существовать не может. Умирает одно, умирает и другое, но это не божья кара, а неумолимая и неподвластная человеческому разуму логика жизни. И бегущая крыса на фоне золотого купола Капитолия в финале фильма становится неизбежным символом существования любого цивилизованного общества.