Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Блеск и пустота зазеркалья

Тургрим Эгген "Декоратор"

Появление российского издания романа норвежского писателя Тургрима Эггена "Декоратор" в серии "Читать (модно)" как нельзя буквально соответствует основной идее этой серии. Перелистывая страницы книги, Вы не можете избавиться от ощущения, что разглядываете фотографии на глянцевых страницах журналов. Ощущение настолько реальное, а действие разворачивается так неторопливо, что даже подозревая автора в желании шокировать читателя внезапностью последующих событий, Вы попадаетесь в ловушку "красивой жизни". Отдавая должное чувству вкуса писателя и поддаваясь внешнему очарованию атмосферы романа с удивительным изяществом воспроизводимой на его страницах, вы утрачиваете бдительность и позволяете автору начать атаку на ваше подсознание.

Композиционное построение романа и выбранный автором способ стилизации не являются чем-то принципиально новым. Уютному пребыванию на страницах романа способствует также почти реальное "любовное" воспроизведение привычных вещей, заставляющее вас мечтать об идеале повседневной жизни. Принципиально новым и необычным, что, однако, не настораживает, а наоборот позволяет увлечь себя, становится выбор сферы профессиональных интересов главного героя романа, что в свою очередь является фоном и атмосферой всего романа - декоративный дизайн. Подобный выбор свидетельствует не столько об эстетических пристрастиях автора, сколько о его желании поставить определенный психологический диагноз современному "западному" образу жизни.

Роман вводит нас в мир профессионального дизайна. Желание человека окружить себя красотой развивалось и совершенствовалось с развитием цивилизации. Но только в ХХ веке дизайн стал самостоятельным направлением в искусстве, что во многом было обусловлено массовым характером его востребованности. Сквозь эту своеобразную призму перед нами разворачивается экзистенциальное существование человека конца минувшего столетия, пытающегося превратить повседневную реальность в идеальную модель.

Благополучная, размеренная жизнь, политкорректность, социальная ответственность есть норма жизни среднего европейского гражданина. Ужасы жизни стали явлениями чужих миров - далеких "Москвы, Филиппин и Узбекистана", где до сих пор возможны рабский труд маленьких детей, продажа просроченных лекарственных препаратов и почти легальное существование мафии. Общественная открытость жизни современного европейца не предполагает "рудиментных" проявлений человеческого духа. А, значит, не нуждается, по мнению главного героя, "даже в шторах на окнах дома". Случайные проявления хаоса в повседневной жизни являются лишь легким заболеванием, похожим на грипп, который надо лечить, посещая психоаналитика.

Появление кошмара невозможно предположить на чистой, радующей глаз поверхности глянцевого листа. Но тем сильней возможно потрясение зеркально чистой поверхности сознания среднего европейца, которая, отражая, продолжает игнорировать возможность существования труда несовершеннолетних, продажу просроченных лекарств больницам для новорожденных. Приятный, слегка ироничный темп повествования сначала лишь незначительно нарушается сценами, к которым относишься как к особенностям проявления человеческой личности. Но чудовища человеческого разума рано или поздно вырываются из своего укрытия, чтобы продемонстрировать всю природность и естественность реального человеческого существования.

Роман Эггена не трагедия и не апокалипсис, а тонкая ирония над успокоенностью и самоудовлетворенностью жизни, подобной глянцевым страницам модных журналов. Скрытым фоном романа, который можно воспринимать как иронию, а можно - как подсказку автора к пониманию романа, является использование символов китайской Книги перемен, которая учит воспринимать жизнь во всех ее проявлениях без трагического начала и конца.