Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Триуфм безволия

Милан Кундера "Неведение (L'ignorance)"

Книга М. Кундеры "Неведение" определена как роман. И это сразу наталкивает на размышления о современных тенденциях в развитии этого литературного жанра. По своей форме "Неведение" действительно представляет собой увлекательную психолого-филологическую романную зарисовку на тему "Одиссеи" с эссеистическими вкраплениями. Вместе с тем Кундере удалось передать в столь небольшом произведении всю глубину своего разочарования жизнью:

"Усталый бледный ум, вся жизнь уж протекла…".

Романные традиции подменяются упоением от утраты человеком собственного "Я", бесконечной рефлексией по поводу отсутствия смысла дальнейшего существования.

Короткими, почти скупыми фразами писатель рисует картину Великого Возвращения: попытку вернуться к самому себе, своим мечтам, надеждам, чувствам. Но Эдем воспоминаний оборачивается дантовой пустыней разочарований. Здесь его никто и ничто не ждет. Жизнь воспоминаниями сладка, но возвращение в них ужасно. Милые образы прошлого оборачиваются ужасными масками полуразложившейся плоти. Попытка "заселить любимыми чертами" первый "подвернувшийся овал" возможна только в первые непродолжительные мгновения, пока не успеваешь различить "уменьшенный масштаб" новой реальности. Фатальность древней мифологии стерегущим Цербером стоит за кажущимся несокрушимым, железобетонным фасадом современной цивилизации.

От "легкости бытия", воспетой Кундерой, в этом произведении осталось не очень много. Хотя язык все такой же легкий, струящийся, несущий надежду. Но мысль всей своей тяжестью ложиться на светлую и чистую плоть языка писателя. И в этом, наверное, заключается непередаваемое ощущение противоречия в попытке Кундеры убедить своих читателей в бесплодности человеческих усилий. В гротескных персонажах и мотивах их поведения таится надежда автора на обретение покоя и равновесия для души изгнанника из райских кущ воспоминаний. Вопрос о том "живое или мертвое" "связующее легкое звено меж образом и призраком твоим" остается для читателя открытым, несмотря на кажущуюся однозначной сюжетную завершенность "Неведения".

Ритмика "Неведения" напоминает стихотворную, а скорее музыкальную. В этом, наверное, главное достоинство книг Кундеры - умение передать в музыке слова состояние собственной души. И уже становятся неважными мысли и идеи, волнующие автора. Читатель погружается в музыку слова и уносится вместе с ней в мир, примеряющий его с несовершенством окружающей жизни, в мир магии чистого звука. Проза Кундеры тесно перекликается с произведениями другого "великого изгнанника" - поэта Иосифа Бродского, который также не верил в миф "Великого Возвращения". Но в душе и произведениях поэта, в отличие от писателя, продолжали звучать "с неумолимостью тоски" вопросы и сомнения.

"Неведение" - последнее на сегодняшний день произведение Кундеры. Атмосфера безысходности и ограниченности человека только собственными переживаниями, рождаемая романом, вызывает протест и желание возразить автору не столько в ошибочности его размышлений и наблюдений, сколько в утрате человеком воли к жизни.