Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


"В каждой мимолетности вижу я миры…"

совместно с Ксенией Демаковой

Габриэль Гарсиа Маркес "Сто лет одиночества"

Роман "Сто лет одиночества" латиноамериканского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса живет уже долгой печатной жизнью. Меняются поколения, а переиздания романа более тридцати лет продолжают гипнотизировать новых поклонников. Но почему? В чем магия этой книги? Ведь внешне кажется: все так прозаично.

Анонс к роману, как правило, предельно прост - история семьи Буэндиа и основанного ею поселения Макондо. Роман реалистично описывает детали бытовой жизни нескольких поколений южноамериканских переселенцев конца XIX - начала XX века.

Такое описание заставит хмыкнуть даже самого искушенного читателя. Никакой интриги, лихо закрученного сюжета, эстетствующих изысков, свойственных современному роману. На страницах романа национальное бытописание сменяется народными присказками и преданиями. "Какие-то лубяные картинки… Ох уж эти национальные писатели, исчерпанность сюжетных форм так и заставляет их злоупотреблять национальными культурными традициями. В отсутствии фантазии уж лучше бы писали путеводители", - подумает читатель.

Действительно, картина мира маркесовских героев порою мифологизирована и очень напоминает мировосприятие первобытного человека. История семьи Буэндиа сплетается не только из реальных фактов их биографий, но и из семейных легенд и преданий. Но что удивительно, даже самые фантастические события - вознесение на небо девушки неземной красоты - Прекрасной Ремедиос или тридцать две гражданских войны, которые за свою жизнь затеял старший сын семейства полковник Аурелиано - не разрушают впечатления реальности описываемого. Маркесу удивительно точно удается воспроизвести принцип мифологизации истории, используемый в осмыслении самых значимых и страшных событий века. Показать, как они выталкиваются в сферу легенд и вымысла. Так, в романе расстрел нескольких тысяч рабочих сознательно превращен в бредовое воспоминание сумасшедшего старика. Писатель раскрывает перед нами сам процесс мифотворчества, свойственный человеку с древних времен. Как он этого добивается, так и остается загадкой. Попытки повторить успех созданного им нового литературного направления - магического реализма - так и не принесли и сотой доли успеха романа латиноамериканца. Словно это был не литературный эксперимент, а своего рода "десять заповедей" XX века, вербальное воплощение музыки, звучавшей в голове Моцарта XX века. А мир словно бы ожидал его появления. Ведь мифы так настойчиво стучали в его сознание: полет человека в космос, научные открытия, приближающие к разгадке происхождения жизни, попытки клонирования, удивительно выросшая продолжительность жизни, обещавшая долгожданное бессмертие.

Маркес со своим произведением явился на сцену, когда Европа как производитель духовных ценностей выдохлась и нуждалась в новой крови.

"Сто лет одиночества" - роман, принесший его создателю всемирную славу, словно вдохнул жизнь в затуманенные мозги европейских интеллектуалов. Особенность сознания маркесовских героев отразила не столько национальные особенности латиноамериканской культуры, сколько желания человека заглянуть за занавеску своей судьбы и судьбы человечества. Что действительно было, а чего не было?

Своих героев писатель сознательно помещает вдали от цивилизации, вдали от Большого мира, кажется, что они не включены в исторический процесс. Урсула и Хосе, стоявшие у истоков творения Макондо, напоминают Адама и Еву. Но духовно-нравственные проблемы, которые они решают, те же, которыми будут мучиться отстоящие на несколько десятилетий вперед в литературном времени герои Кафки, Камю, Сартра.

Маркес показывает, что прежние ценности распались. Семья, одна из прежних основ мира, принесена в жертву удовлетворению безудержных страстей ее отпрысков. Единственный младенец, рожденный в доме Буэндиа в любви, - сын двоюродных брата и сестры Амаранты Урсулы и Аурелиано - правнуков основателей рода Буэндиа - съеден муравьями в наказание за грех кровосмешения, который совершили его родители, а еще раньше - прадед и прабабка. Макондо - символ потерянного рая - сметает с лица земли вселенский ураган, посланный в качестве возмездия. Род Буэндиа лишается права начать заново круговорот существования. Ибо, по Маркесу, как и по Блоку:

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских врат,

Причастный к Тайнам - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Возможно, эта мысль романа заставила чешского писателя Кундеру произнести его знаменитое "Один раз - значит ни одного раза".