Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


 

Моя копейка в защиту персональных данных

 

Необъяснимо, но факт: я часто вне работы попадаю в истории, в которых мне не особо в охоту включать или открывать свои правозащитные наклонности, но получается само собой. Не люблю фанатизма, но, если смотреть правде в глаза, может это он и играет во мне.

 

Так, на днях наклонности дали о себе знать в простом магазине бытовой техники, куда я пришла с намерением поменять купленный двумя днями ранее термопот (для тех, кто не знает: устройство для нагрева воды и поддержания ее в горячем состоянии). История началась с того, что перед покупкой этого чуда бытовой техники я тщательно выбирала то, что мне нужно. Мне нужно было немного-немало: чтобы он был не менее 3 литров, чтобы наливать воду из него можно было бы независимо от того, подключен он к электросети или нет. Помочь мне вызвалась девушка-консультант, которая не оставила во мне сомнений в том, что из обесточенного термопота не придется черпать воду кружкой, показав как и где добыть воду из агрегата, если не будет электропитания (понятно, что показ был в отсутствие воды и без подключения к электричеству, но я купилась). Сделка купли-продажи состоялась.

 

Включив волшебный механизм дома, мне не нужно было много времени и много сообразительности, чтобы понять, что механического насоса в нем нет. Кроме того, керамическая колба для воды придавала жидкости неприятный привкус. На второй день после покупки я отправилась обратно в магазин с намерением обменять одно устройство на другое, где есть нужная функция. Объяснив ситуацию специалисту по рекламации, я услышала от него фразу (не без сожаления в голосе): «Опять наши консультанты отличились». Он без лишних вопросов взял у меня коробку с термопотом и дал мне бланк заявления, в который мне нужно было лишь вписать свои данные (ФИО, домашний адрес, домашний и рабочий телефон, полные паспортные данные), указать причину обмена термопота и дату подачи заявления. Последней каплей для пробуждения ото сна моих «нетрадиционных» наклонностей послужила необходимость поделиться с магазином своими паспортными данными. Сперва я, целенаправленно их не вписав, отдала заявление сотруднику магазина, который скрылся с ним в магазинных кулуарах, отправив меня в торговый салон для выбора нового термопота. Выбор я сделала, заприметив, что в ценнике на прилавке у моего ранее купленного и подготовленного для обмена термопота напротив записи «Механический насос» красуется слово «Да». Удержаться не смогла - обратилась к первому попавшемуся на глаза продавцу-консультанту и пробегающей мимо моей уже знакомой девушке-консультанту с просьбой заменить ценник с недостоверной информацией, рассказав историю про свою покупку. Консультанты, что называется, кивали. У меня не было времени отследить выполнят они мою просьбу или нет, поэтому я направилась с выпиской на другой бытовой предмет к тому, кто взял у меня заявление. Мое заявление меня ждало в руках у специалиста по рекламации. Он попросил меня вписать свои паспортные данные. Далее диалог был таким:

- Прошу прощения, но я не понимаю, почему я должна вписывать свои паспортные данные в это заявление. Это мои персональные данные. Я покупаю не недвижимое имущество, не автомобиль. Я не беру у вас кредит на покупку. Ваш магазин не банк, где я оформляю кредит. Объясните, почему мне нужно указать свои паспортные данные?

- Это нужно сделать, потому что без этого мы не можем оформить бухгалтерские документы на обмен товара.

- Понимаю, но я категорически возражаю против предоставления своих паспортных данных не только в ваш магазин и в любой другой, потому что не уверена в надлежащем хранении документов с этим данными в торговых предприятиях. Как у вас хранятся такие документы?

- В папках.

- Папки хранятся в сейфе?

- Не знаю, у бухгалтера такие документы.

- В общем, лично Вы не можете мне точно сказать, как и где хранятся документы с паспортными данными покупателей и кто к ним имеет доступ?

В ответ молчание и широко открытые глаза с читающимся в них глубоким недоумением.

- Пригласите, пожалуйста, вашего бухгалтера или юриста.

- Я не буду этого делать.

- Как Вас зовут? И сообщите, пожалуйста, как зовут Вашего руководителя и адрес, по которому ему можно написать?

- Девушка! Вы хотите заменить товар или нет?

- Да, я для этого сюда пришла, но не за тем, чтобы, обменивая товар, оставлять магазину свои паспортные данные. Понимаете, я - юрист. Мне знакомы нормы права, и закон «О защите прав потребителей» мне знаком. В нем нет ни слова о том, что покупатель должен при обмене товара в обязательном порядке сообщать свои персональные данные. Покажите, пожалуйста, правовой документ, где написано, что мне нужно это сделать.

- Хорошо, я сейчас у Вас приму заявление без паспортных данных, через 10 дней Вам дадут на него ответ. Купленный термопот заберите с собой.

- Не через 10 дней. Где у Вас закон «О защите прав потребителей»?

 

Мужчина встает, обходит справа стол, за которым я сижу, и через минуту вручает мне, как мне показалось, по виду обделенную вниманием читателей, книжицу с Законом. Пролистав эту книжицу, открываю статью 18 «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» и начинаю ее читать вслух. Специалист по рекламации, явно нервничая, просит у меня дать ему Закон. Отдаю. Он открывает статью 22 «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя» и со словами «Вот, читайте. Здесь все написано» переворачивает ко мне лицом текст. Берусь за чтение и говорю: «Я понимаю, что здесь есть десять дней, но не через 10 дней мне должны дать ответ, а в течение 10 дней. Это значит, что ответ мне, по сути, учитывая, что проблему создали сотрудники магазина, предоставив недостоверную информацию о товаре, должны дать в максимально короткие сроки. Конечно, если это невозможно, то не позднее 10 дней. Я скажу Вам больше, что в случае, если я пойду в суд с этим делом, то магазин оплатит не только товар, но и оплатит неустойку, и штраф в бюджет. Пригласите ко мне Ваше непосредственное руководство». Специалист по рекламации встает и отсутствует минут пять. Тем временем я вписываю в заявление вежливую просьбу рассмотреть мою просьбу до конкретного времени (два дня с текущего момента). Возвращается специалист в паре с другим сотрудником. Появление высокого худощавого брюнета в очках переключило меня поначалу с мыслей грустного содержания на жизнеутверждающий оптимизм.

- Что случилось? - спрашивает проникновенно, почти улыбаясь, как Дед Мороз с вопросом «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?»

Кратко объясняю ему ситуацию и получаю ответ один в один как у прежнего моего собеседника. Сразу после того достаю блокнот, беру ручку и прошу этих двух собеседников назвать свои фамилии, имена, отчества и должности. Они, не переча, одновременно эту информацию мне сообщают. Я, не успев, все записать обращаюсь к моему первому, ставшему почти родным за последние полчаса, собеседнику, повторить его отчество. Слышу в ответ: «Если Вы защитник прав человека, то почему я должен Вам сообщать свое отчество. Это моя собственность, мои персональные данные и я не знаю, как Вы их будете использовать. Почему я должен их сообщать?». Это меня изумило чрезвычайно. Собеседник оказался схватывающим и осваивающим информацию на ходу. Отвечаю: «Вы считаете, что отчество Ваша собственность и поделиться ею со мной не считаете нужным. Ваше право, но прошу обратить внимание, что Вы работаете в магазине и Ваша непосредственная обязанность - общение с людьми, обнаружившими тот или иной недостаток в товаре, если я верно понимаю. У Вас есть бейдж с именем, фамилией и должностью. Конечно, в случае лично у Вас конфликта с покупателем, покупатель может довольствоваться фамилией, именем и должностью при написании жалобы. Мне Ваше отчество нужно на тот случай, если в магазине есть человек с той же фамилией и именем. Вы правильно заметили, что отчество позволит в этом магазине Вас идентифицировать. Вместе с тем, замечу, что я не прошу у Вас плюсом к фамилии, имени и отчеству Ваши паспортные данные. Вы же это делаете. Просите предоставить Вам фактически все мои персональные данные, которым при желании могут найти применение соответствующие умельцы. При этом я Вам объяснила, зачем мне информация. Кроме того, я использовать Ваши ФИО смогу только лишь в жалобе в контролирующие инстанции. Спектр моих персональных данных, если я их оставлю в магазине, и в нем нет процедур хранения, распространения такой информации и нет ответственности за ее разглашение, может быть использован при желании по очень широкому кругу нужд».

 

Минута молчания. После, наконец, узнаю отчество. Продолжаю диалог, желая получить копию своего заявления. Специалист по рекламации, безмолвствуя, удаляется вместе с заявлением. В отсутствие специалиста спрашиваю высокого брюнета:

- Скажите, пожалуйста, все-таки мне интересно. Как вы храните документы с паспортными данными?

- В папках, которые лежат в коробках.

- Коробки открыты? Они картонные?

- Нет, коробки заклеиваем.

- Поняла, то есть картонные коробки?

- Да.

- Хорошо. Коробки хранятся в сейфе?

- Нет. В комнате, которая запирается на ключ.

- Кто имеет доступ в комнату?

- …

- Вы знаете, я не поверю, пока мне не проведут экскурсию по помещениям магазина, что волнующие меня документы хранятся в магазине так, что доступ к ним весьма и весьма ограничен.

 

На этом моменте появляется специалист по рекламации с копией моего заявления. Мне вручают копию и со словами «Всего доброго» мы разбегаемся каждый по своим делам.

 

Через два дня (не считая двух выходных) на мобильный звонит незаконтаченный в адресной книге телефона номер. Отвечаю. На том проводе девушка говорит:

- Елена Юрьевна, добрый день! Вам звонят из магазина «…» по поводу термопота. Можете прийти сегодня с термпопотом и поменять его. Какую модель Вы присмотрели для обмена?

- Здравствуйте. Я Вас поняла. Спасибо за звонок. Я не помню, к сожалению, точно, но это марка «Vitek». Термопот стоит 2990 рублей. Это на 440 рублей дороже, чем тот термопот, который сейчас у меня.

- Хорошо, я сейчас по стоимости и марке найду по нашей базе то, что Вам нужно.

- Скажите, а паспортные данные мне нужно будет указывать?

- Да, конечно, нам это нужно.

- Извините, девушка, но проблема в том и состоит, что я не буду вписывать в заявление свои паспортные данные. Я об этом говорила сотрудникам магазина и это написала в заявлении. Тогда я прошу вернуть мне деньги, но и в этом случае паспортные данные свои я указывать не хочу.

- Я Вас поняла. Я Вам перезвоню через несколько минут.

 

По прошествии нескольких минут девушка действительно перезвонила.

 

- Елена Юрьевна, это снова из магазина «…». Приходите, мы Вам поменяем термопот.

- Хорошо, я приду сегодня. До какого времени это лучше сделать?

- Мы работаем до 21.00. Приходите. А паспорт-то у Вас хоть есть?

- Паспорт у меня, конечно, есть. А что?

- Ну, хоть покажете его.

- Хорошо. Я приду через 40 минут. А кого спросить и куда подходить?

- На выдачу товара. Там есть сотрудники.

- Знаете, я бы хотела, чтобы Вы там были. Это возможно? Как Вас зовут?

- Хорошо, я подойду. Меня зовут Н. Л.

 

Сорок минут спустя прихожу с документами, термопотом к назначенному месту встречи с Н. Л., которая попросила меня переписать заявление и поставить на нем текущее число. Не совсем понимаю, зачем это нужно было делать, но я соглашаюсь и на чистом бланке заявления аккуратно и полностью воспроизвожу ранее написанное без паспортных данных. Далее меня отправляют за выпиской на нужный мне термопот. Четко выполняю все указания Н. Л.: иду в торговый салон, подхожу к знакомому прилавку, вижу ценник в неизменном виде на знакомый ранее приобретенный термопот (отступление от указаний), молчу, подхожу к продавцу-консультанту, прошу сделать выписку на термопот, получаю выписку, иду на кассу, встречаюсь с Н. Л., отдаю выписку, расписываюсь в паре документов.

 

После того как Н. Л. расписалась в тех же документах, что и я, она передает их кассиру и, прощаясь со мной и кассиром, уходит. С нетерпением жду, когда кассир, заполняющая какую-то форму в компьютере, спросит у меня паспортные данные. Ожидания оправдались. Девушка разворачивается ко мне лицом и говорит: «Ваш паспорт, пожалуйста». Сдерживая эмоции из последних сил, говорю спокойно, четко и с выражением: «Девушка, извините меня, пожалуйста, но в этом и была проблема. Я предупредила, что паспортные данные предоставлять не буду». Девушка: «Все, я поняла». Через четыре минуты у меня в руках был долгожданный оплаченный чек, с которым я почти вприпрыжку пошла все на тот же пункт выдачи товара, где еще пару минут спустя мне выдали новый, с механическим насосом, без обмена на паспортные данные, термопот. Ухожу, к сожалению, забыв напомнить кому-нибудь из сотрудников магазина, что ценник на прилавке так и не поменяли.