09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Пермь – небольшой спокойный город миллионник. Излюбленные темы, которые регулярно возбуждают внимание или недовольство горожан – дороги, транспорт и образование детей. То и дело обсуждаются какие-то истории о нарушениях прав человека в школах, о нечистых на руку директорах; или протесты и возмущения по поводу произвола городского Департамента образования, который вдруг начинает упрямо игнорировать интересы учеников и учителей. Обычно в таких историях про школьную несправедливость родители не играют никаких ролей, разве что в крайних случаях, роли доведенных до взрыва жертв, подающих заявления в суд и переводящих детей в другую школу. Контроль за дорогами взяли в свои руки автомобилисты, работу транспорта – общественники, вот и при школах начинает создаваться сила, которая вполне достойно, по-родительски может защищать интересы учеников и наводить порядок там, где его не хватает.
История Управляющего совета школы № 12 с углубленным изучением немецкого языка, которую мы хотим здесь осветить - хороший пример того, как именно родители сыграли одну из главных ролей в эпопее с выселением учреждения из родного здания.
Завязка этой истории сложилась как в романе. Среди действующих лиц угадывались тянущиеся из недр Городской Думы тени влиятельных злодеев, задумавших нечестным путем и обманом отобрать здание в центре города, играющая им на руку уже совершенно осязаемая недобросовестная компания-подрядчик (ООО «ПРОМАКС»), которая то ли корысти ради, то ли из халатности и лени просрочила исполнение обязательств по договору на целый год и за небольшой срок трижды представила на основании одних и тех же изысканий кардинально различные «окончательные» технические заключения, одно из которых должно было стать основой для выселения из школы. Тут же бульдозером норовил выступить городской Департамент образования, настаивающий на исполнении своих указаний внезапно, без оглядки на протесты, без обсуждений и без нормальной подготовки принимающих школ. Директор школы Л.С. Эйрих полностью отрешилась от интересов школы и заняла странную позицию – никому ни о чем не говорить, никаких решений не принимать и поперек воли Администрации не выступать. Все это в целом разворачивалось в сознании обеспокоенных родителей в весьма пугающую и будоражущую воображение картину сети интриг, козней и акций устрашения, которые должны были привести к началу конца: потере здания, уходу педагогов, лишению статуса и специализации, деградации до уровня рядовой школы на городских задворках. Учителя и родители ежедневно выслушивали от сострадателей соболезнования и версии, кто теперь является собственником проданной под зданием школы земли. Некоторые не выдержали и поспешили забрать своих чад в «тихие гавани» других образовательных учреждений.
Управляющий совет школы предстал в роли главного положительного героя - он возглавил сопротивление всем напастям и решительно выступил против переезда, организовав акцию гражданского неповиновения, частью которой стал митинг в стенах школы с привлечением внимания СМИ. После проведения митинга к разрешению конфликта с Департаментом подключилось Министерство образования, которое помогло направить переговоры в конструктивное русло. Результатом переговоров противостоящих сторон явилось следующее:
Однако судьба школы по-прежнему оставалась неопределенной. В течение первого месяца конфликта были направлены письма во все возможные инстанции - Президенту Д.А. Медведеву, председателю партии «Единая Россия» В.В.Путину, Главе города и Главе администрации Перми, Уполномоченному по правам человека в Пермском крае, были посланы обращения в прокуратуру и заявления в суд. В результате краевые и городские чиновники вынуждены были реагировать не только на обращения снизу, но и на запросы сверху и отчитываться о проделанной работе. А Управляющий совет получил главное - официальные письменные гарантии в выделении финансирования для проведения ремонта и о возвращении в родное здание школы. Затем в рабочем порядке были решены многочисленные проблемы благоустройства в новых школах, вопрос об освещении территории у школы № 134 (объект был включен в городскую программу по благоустройству).
За две четверти после переезда школе удалось не только не потерять учебного темпа, но и напротив сплотиться, организоваться и неплохо презентовать свои профессиональные успехи, провести билингвальный семинар для учителей и учащихся школы № 134, подключиться к реализации городской программы «Международное образование в Перми», увеличить число будущих первоклассников. На высоком уровне прошло вручение немецких языковых дипломов выпускникам, расширились международные контакты школы, появилась возможность участвовать в программе DAAD ребятам из 11 класса. И если проблемы ремонта, сохранности родного здания школы и благоустройства на новом месте стали основной заботой Управляющего совета, то главные профессиональные заслуги делают честь новому директору и педагогам школы.
Противостояние между департаментом и школой сменилось на деловое сотрудничество, направленное на скорейшее выполнение подписанного сетевого графика. Как это получилось? Что можно посоветовать другим Управляющим советам в случаях схожих конфликтов с администрацией? С одной стороны, все возможные советы относительны, потому что, как всегда, 80% успеха любого дела обеспечивают личности. Школе № 12 дважды повезло – один раз с новым директором, Еленой Михайловной Ракинцевой, способной принимать мудрые и взвешенные решения, сплотить, воодушевить и увлечь за собой и, главное, искренне настроенной на то, чтобы ученики получали максимально качественное образование, не смотря ни на что. Второй раз – с новым председателем Управляющего совета Максимом Борисовичем Исаевым, неутомимым защитником, готовым отстаивать интересы школы до конца. Сложился надежный тандем администрации школы и родителей, который смог решать задачи любой сложности. С другой стороны, был создан прецедент, который выявил достаточно успешную стратегию решения подобных конфликтов в условиях нашего города, был создан опыт, который может быть полезным. Итак, советы:
Для справки. Некоторые из полномочий Управляющего совета Школы (выдержки из Устава) :
Общее руководство Школой осуществляет Управляющий совет Школы. |
Ольга Кочева
Андрей Летягин 24.09.09 в 19:52:31 пишет:
Хорошие и правильные советы, однако к сожалению всё зависит от личностей...большинство же членов Управляющих советов своих прав не знает... Пример 114 школы это показал, когда члены управляющего совета с большим удивлением узнавали о своих полномочиях... А при переводе в автономные учреждения появляются Наблюдательные советы, которые отличаются и полномочиями и принципом формирования от УС... Пора задумываться уже и о том, чтобы Наблюдательные советы не стали формально-карманными...