Пермская гражданская палата - Наши авторы

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


 

Игорь Аверкиев

Версия для печати

19 августа 2013 года

 

 

Арт-объекты: резервация не нужна, нужно обновление ассортимента

 

Идея Минкульта о ссылке всех арт-объектов времён «культуртрегерского вторжения» на поселение в PERMM – ещё одна нелепость от пермских властей в тренде «упрощать всё до крайности». Арт-объекты призваны украшать и разнообразить городскую среду самым дешёвым образом. Нелепо украшать и разнообразить город в одном его крохотном месте. Контекстные неудачи с размещением одних объектов и демонстративная агрессивность других вовсе не означают, что их совсем не должно быть в Перми.

 

Вместо того, чтобы провести «культурную ревизию» арт-объектов и понять, что уже пора демонтировать, а что ещё можно оставить (в парадигме «современного искусства» любой арт-объект - субстанция временная), они решили уничтожить арт-объекты как класс – только бы не заморачиваться с выбором, только бы не принимать сложных решений.

 

Я бы:

 

Во-первых, на место жительство в PERMM я бы отправил только «красных человечков». Они символ недружественного вторжения культуртрегеров – «фига Гельмана в кармане города». Но они - уже часть пермской истории, и потому не могут быть просто списаны. Они имеют полное право на музеефикацию в PERMM. Украсив крышу, фасады и подходы к Музею, «красные человечки» самым естественным образом, окончательно и гармонично, станут символом Музея и, соответственно, перестанут быть символом пермского унижения горсткой авантюристов-прогрессоров. Но именно переселение «красных человечков» вызовет самое бешеное сопротивление остатков культуртрегерского лобби. Кто-кто, а они понимают всю символическую ценность для себя нахождения «красных человечков» в самом «логове» пермской власти. Они понимают, что, пока «красные человечки» самопрезентуются «во дворе» Законодательного Собрания, - «заветы Гельмана живут и побеждают».

 

С «красными человечками» можно поступить и более прагматично: выставить их на аукцион - пусть заработают чего-нибудь в пермский бюджет. При грамотной организации этого дела и удачном подборе аукционной площадки желающих их купить, и за серьёзные деньги, думаю, будет немало: в определённых кругах «красные человечки» - реальный символ «великих событий». Пусть порадуются люди: одни - приобретением, другие - ценностью когда-то содеянного, третьи - хитроумным и доходным решением проблемы. А если спроса на них совсем не будет – тоже результат.

 

Во-вторых, из прочих «арт-объектов времён культуртрегерского вторжения» нужно выделить самые «устаревшие», «никакие» и дурно исполненные, и просто убрать их из центра города. Я бы сделал это с абсолютно никаким «антропоморфом из иконок», который совершенно «не по делу», не вписываясь ни в какие контексты, торчит напротив входа в КДЦ, и с «надкушенным яблоком» перед краевой библиотекой (надуманная, халтурная перелицовка садово-парковой дизайнерской скамейки из Киева в нелепый кафельно-кирпичный монумент с каким-то потаённым натужным пафосом). В Музее им делать нечего (они играли роль лишь вспомогательных символов, а самостоятельной художественной ценности не имеют), на аукционе за них ничего не выручить. Но где-нибудь во дворах, перед входами в какие-нибудь лицеи, пансионаты, кафешки, не на главных улицах, – вполне сойдут. Я бы предложил «конкурс на самовывоз» и отдал бы тем, кто предложит разместить их самым неприметным для города образом, без копейки городских денег. Но боюсь, что «яблоко» нетранспортабельно, а любой демонтаж его будет равен разрушению – а это выглядело бы слишком кровожадно.

 

Всё остальное, по-моему, ещё не исчерпало «публичного срока годности» либо вообще - достойные вещи (я - прежде всего о бревенчатых «Пермских воротах» («табуретке») Николая Полисского, да и резиновый «Скарабей» Молдакула Нарымбетова тоже хорош и вполне себе на месте). Что касается всех этих милых монументальных надписей для тинэйджеров и великовозрастных девушек, то они ещё какое-то время поживут, пока не станут совсем незаметными или, наоборот, уж совсем нелепыми (надпись «Счастье не за горами», много лет претенциозно украшающая миллионный город - это уже скорее анекдот о вечно несчастном городе, хотя, если она закрепится как сугубо свадебный антураж, то может рассчитывать и на вечность, было бы кому буквы обновлять)

 

В-третьих и в-главных, всё эти пертурбации будут иметь смысл только в одном случае, если будет продолжена программа создания и размещения арт-объектов в Перми. Старое должно заменяться на новое, а не просто сходить со сцены, оставляя пустые места в городском облике, и так не богато украшенном. Вопрос в том, как и кто эту программу продолжит, чтобы обеспечить и большее разнообразие арт-объектов, и лучшую их привязку к пермской «географии», и реальность их «актуальности». Наиля Аллахвердиева, по-моему,  самозаморозилась в «ушедшей эпохе» и настроена исключительно на оборону.

 

Если же на серьёзное продолжение паблик-арт программы наши власти так и не решатся, а желание продемонстрировать «решимость» всё-таки останется, я бы передал Музею одних «красных человечков», а всё остальное оставил бы как есть, до лучших для обновления времён.