Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Другой взгляд


Версия для печати

 

ЗАКОН ОБ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТАХ – ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СУДЕЙ, ПРОКУРОРОВ И ПРОФСОЮЗОВ

  Некоторые соображения по результатам встречи пермской общественности с председателем Совета при Президенте по развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым, посвященной проблеме применения закона об НКО и включению НКО в реестр «иностранных агентов».

____________________________________________________________________

 

Дежурная встреча с председателем Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека прошла дежурно. От пермских общественников и правозащитников были явно не все…

 

Была цель «проявить озабоченность и солидарность», «озабоченность и солидарность» председателем Совета были озвучены. Представители пермских властей: глава Администрации губернатора Анатолий Маховиков и Прокурор Пермского края Вадим Антипов, молча продемонстрировали «проникновенность».

 

Федотов рассказал, как он буквально вчера разговаривал с Президентом, и Президент ему пообещал. И предложил Федотов убрать из закона фразу «в том числе…», и уберут ее из закона, и будет закон правильный. А пока Федотов обратился к председателю Верховного Суда Лебедеву и если Верховный суд даст обзор практики, то будет всем счастье, и внесенным в реестр «иностранных агентов» и ждущим.

 

Встреча не обнадежила, не добавила, и не убавила.

 

Ничего не изменится в применении закона об НКО, если корректировкой фразы «в том числе…» будет слегка подштукатурен фасад. Ожидать, что это изменит правоприменение – верх неоправданного оптимизма. Перечисление анекдотичных толкований специалистами Минюста политической деятельности при внесении в реестр иностранных агентов различных НКО, не вызывает ни смеха, ни улучшения настроения от осознания того, что «люди же видят».

 

Практика Минюста – это уже не анекдот, практика Минюста, подкрепленная судебной практикой – это вполне сложившееся законное правотолкование. И это уже свершившейся факт. Отсюда вытекают выводы.

 

Первое. Чудес в пермских судебных процессах по иностранным агентам не будет.

 

Второе. Стенания по поводу включения в реестр «ах как же нам быть таким хорошим в таком нехорошем месте» пошлы и неуместны. Dura lex sed lex. Как кому быть – личное дело каждого. Можно судиться, можно закрыться, можно утереться и работать. 

 

Закон, в нынешнем его толковании, не запрещает НКО. То что в реестре сейчас 87 НКО, а будет 187 или 1870 НКО  - чепуха, перед действительно плохими последствиями закона.

 

Закон плох, закон ужасен, в нынешнем его толковании, в трёх моментах:  

1.     Он отрицает возможность независимого экспертного анализа, анализа вне рамок политического лоббирования чьих-либо интересов. И блеск независимого экспертного анализа Центра ГРАНИ как-то блекнет. Всегда можно сказать – «А-а-а, это они выполняют политический заказ. Вы за большевиков, Светлана Геннадьевна, или за коммунистов? Сами по себе? Нет, так не получиться. Не по уставу».

2.     Закон запрещает взаимодействие государства и общества по ряду направлений, считая эти направления «политической дейтельностью». В итоге, не только мы не можем обсуждать законы, действия властей и конкретных чиновников. Но и сами госслужащие, прокуроры и судьи не могут обсуждать законы и действия властей, так как им тоже запрещено заниматься «политической деятельностью».

3. мы все стали заложниками Министерства юстиции. Все. И НКО. И прокуратура. И суды. Заложниками не права и не экспертных заключений. Определяет политическую деятельность Минюст по своему разумению, и оспорить это разумение, можно сказать, невозможно, потому что нет ни системы доказательств, ни правовых критериев у понятия «политическая деятельность». Нельзя оспорить ни признание политической деятельность, ни непризнание. В результате, если раньше выступление прокурора на общественных слушаниях по уставу города Перми было нормальным, то благородя сложившемуся толкованию закона это уже является «политической деятельностью», несовместимою со статусом прокурора. Если раньше участие судей в обсуждении вопросов права на круглых столах, которые проводит Уполномоченный по правам человека, было обычной практикой, то сейчас это «политическая деятельность» несовместимая со статусом судьи. И определяет это ни суд и прокуратура, не законодатель, а Министерство юстиции. «А мужики то не знают....», как говорилось в одной старой рекламе.

 

Что ж, пусть тогда закон работает одинаково для всех. Политическая деятельность в ряде законов, входит в состав запретительных норм, а запреты должны быть конкретны. Сегодняшнее толкование политической деятельности и получение иностранного финансирования позволяет поставить вопрос о включении в реестр иностранных агентов, например, адвокатских палат и профсоюзных объединений – закон един для всех, пусть восторжествует закон.

 

Если такое толкование закона не позволяет прокурорам и судам участвовать в обсуждении законов, нужно напоминать им о действии закона. Пусть очередной Конгресс ученых юристов пройдет без их участия.  

 

Может быть после того, как закон станет един для всех, мы приблизимся к возможности обсудить его букву, и дух, и толкование. Площадки, где это возможно сделать есть. Это научно-консультативный совет при краевом суде. Dura lex sed lex. Но мы можем договориться о нюансах.

 

Сергей Трутнев