Проект "Будущее прав человека в России"

Тема: Академическое сообщество как социальная база и ресурс правозащитной деятельности?

Тема: Возможности широкого вовлечения молодежи в деятельность по защите прав человека

Гипотезы

Авторы: И.В. Аверкиев, С.Г. Маковецкая, Е.В. Скрякова

на главную страницу проекта общая информация о проекте последние новости об исследованиях и разработках перечень тем и основных разработок организации, апробирующие наши разработки статьи экспертов проекта в отдельном издании

Гипотезы по теме
Авторы по теме
Библиография по теме
Исследования по теме
Разработки по теме
Статьи по теме
Отправить отзыв

Базовые гипотезы

  • Во второй половине XX века академическое сообщество, как в западном мире, так и в Советском Союзе, было вмещающей средой, социальной базой гражданской альтернативной деятельности, в том числе, диссидентской и правозащитной. Эта воспроизводящая функция академического сообщества по отношению к правозащите сохраняется и в постсоветской России, но в латентном, потенциальном виде. Необходимо выяснить, какие нужны условия, чьи и какие усилия, чтобы активизировать эту функцию.

  • Академическое сообщество как целое может привнести в правозащиту комплекс новых ресурсов (человеческие и материальные ресурсы, практики и технологии деятельности, информационную среду, новых союзников, правила и т.п.). Каждый отдельный ресурс может быть рассмотрен с точки зрения возможностей, актуальных и системных ограничений.

Рабочие гипотезы

  • Инакомыслие, интеллектуальная свобода - фундаментальная точка пересечения правозащитной деятельности и профессиональной интеллектуальной деятельности, основа для взаимодействия и взаимопроникновения. В этом смысле академическое сообщество для правозащитной деятельности может быть не только поставщиком экспертов, но и активистов, может быть источником правозащитных инициатив.

  • Академическое сообщество очень неоднородно и, возможно, даже не является сообществом, "гражданской корпорацией", и, соответственно, как совокупность не может быть ничем для правозащитной деятельности. Но внутри этого мифического сообщества, вероятно, есть какие-то сектора, профессиональные группы, которые реально или потенциально можно определить как "правозащитно-предрасположенные".

  • Потенциально академическое сообщество - вмещающая социокультурная среда для правозащитной деятельности. Но у современного российского правозащитного сообщества отсутствуют внятные и приемлемые для академического сообщества способы коммуникации: "мэссидж" не тот или каналы передачи не те?

  • В академическом сообществе есть свой "произвол власти", свое "попранное человеческое достоинство", свои "инакомыслящие", а соответственно и свои "правозащитники". Так ли это? Если так, то как связать "академическую" и "гражданскую" правозащиту?

Контргипотезы

  • Российская интеллигенция умерла - умерла и "гражданская функция" академического сообщества. Уже ставшее реальностью превращение интеллигентов в интеллектуалов фиксирует отрыв интеллектуальной деятельности от гражданской ответственности.

  • Современная академическая среда мировоззренчески невосприимчива к правозащите. В учебных, а также исследовательских институтах остались (а также оставались после окончания обучения) скорее люди консервативные, ностальгирующие по СССР. Советская интеллигенция, "связав реформы со страданием" (Д.Б. Дондурей), естественным образом экстраполировала свое неприятие и на весь комплекс либеральных ценностей, включая права человека. Но тогда, может быть, следует подождать естественной смены поколений и надеяться на рост благосостояния в академическом сообществе, на перемещение его в либерально ориентированную страту среднего класса?

  • Само правозащитное сообщество с его стилевой, социальной и идеологической неоднородностью, высокой политизацией, социальной агрессивностью, противоречивой риторикой и практикой является чуждой средой для представителей академического сообщества.

  • "Превращение интеллигентов в интеллектуалов" - повсеместное и объективное явление в "западном" ("северном") мире, с той лишь разницей, что в Европе и Америке этот процесс не столь стремителен и катастрофичен, как у нас. Западные кампусы также перестают быть средоточием гражданского андеграунда и гуманитарных инициатив. Наука и информация стали производительной и политической силой, что естественным образом вымывает из интеллектуальной среды гуманитарный, гражданский, "левый" пафос. Но где тогда та новая среда, которая будет посылать в мир "людей, озабоченных свободой и достоинством"?
 
Главная О проекте Новости проекта Разработки по темам Пилотные площадки Альманах Ваше участие в проекте