Проект "Будущее прав человека в России"

Тема: Cудьба общественных правозащитных приемных (ОПП)

Тема: Судьба общественных правозащитных приемных

на главную страницу проекта общая информация о проекте последние новости об исследованиях и разработках перечень тем и основных разработок организации, апробирующие наши разработки статьи экспертов проекта в отдельном издании

Гипотезы по теме
Авторы по теме
Лексикон по теме
Разработки по теме
Отправить отзыв

Пакет разработок по приемным Пакет разработок
по приемным

C середины 90-х годов XX века на базе правозащитных организаций стали появляться общественные приемные. Их целью была непосредственная, прямая помощь гражданам в защите прав человека.

Финансирование этого направления деятельности некоммерческих организаций осуществлялось, как правило, на средства международных, европейских и американских благотворительных фондов.

В последнее время деятельность "общественных приемных", признающих защиту прав человека в качестве основного направления деятельности, сталкивается с серьезными проблемами. К ним могут быть отнесены сокращение количества приемных, "вымывание" из них собственно правозащитной тематики, отсутствие видимой связи между продвижением ценности прав человека и индивидуальным бесплатным юридическим консультированием и др.

Цель проекта в рамках данной темы: исследование практики общественных приемных в России c последующей разработкой гражданских стратегий, технологий и стандартов, обеспечивающих:

  • укрепление, усиление правозащитных организаций через деятельность общественных приемных

  • поддержание миссии правозащитных организаций через деятельность общественных правозащитных приемных

  • ценностное продвижение прав человека в России через деятельность общественных правозащитных приемных

  • устойчивое существование общественных правозащитных приемных

  • эффективную защиту прав человека в отношении граждан, обращающихся в общественные правозащитные приемные.

Права человека - это права, сформулированные в соответствии с духом и буквой Всеобщей декларации прав человека.

Правозащитная миссия - защита прав человека в отношении конкретных людей и/или продвижение прав человека как ценности.

Общественная правозащитная приемная - регулярная, осуществляемая в определенное время в определенном месте, деятельность некоммерческой негосударственной организации по оказанию консультационных и диспетчерских услуг населению по вопросам защиты прав человека.

Устойчивое существование общественных правозащитных приемных предполагает соответствие их деятельности правозащитной миссии и общественному спросу, при эффективном кадровом, финансовом, методическом и организационном обеспечении.

Деятельность в рамках общественных правозащитных приемных базируется на использовании двух видов гражданских технологий/услуг: гражданский консалтинг и гражданское диспетчирование. Под гражданским консалтингом мы понимаем процедуру передачи гражданам знаний и умений по защите их прав и законных интересов, под гражданским диспетчированием понимаем процедуру передачи гражданам контактной и идентифицирующей информации о социально значимых для них институтах и услугах.

В рамках данной исследовательской темы нам предстоит ответить на следующие вопросы:

    1. Что такое общественная правозащитная приемная в современной России, сколько их? Каковы их разновидности с точки зрения реализуемых миссий, финансовых, кадровых, менеджерских, правовых, консалтинговых стратегий и практик? Каковы тенденции их развития как одного из институтов гражданской правозащитной деятельности в России, возможен ли прогноз?

    2. Каковы возможные критерии оценки деятельности ОПП? Как соотносятся практики, реализуемые конкретными ОПП, с правозащитной миссией и с общественным спросом? Есть ли правозащитное будущее у ОПП?

    3. Как выглядят наиболее успешные с точки зрения правозащитного сообщества правозащитные приемные? На чем базируются их истории успеха? Существуют ли в практике правозащитных приемных мультиплицируемые модели эффективного решения кадровых, финансовых, ценностных, управленческих и прочих проблем.

    4. Как должна выглядеть деятельность правозащитной приемной, включая организацию информационной среды вне и внутри приемной, чтобы это соответствовало миссии правозащитной организации, задачам защиты и продвижения прав человека?

    5. Каковы наиболее эффективные (с точки зрения исполнения правозащитной миссии) технологии правозащитного консалтинга и диспетчирования?

    6. Как эффективно планировать и организовывать деятельность общественной приемной, чтобы она усиливала организацию (и ее устойчивость) и развивала правозащитную теорию и практику?

    7. Как использовать приемные в качестве PR-средства и PR-коммуникации для продвижения прав человека в России?

    8. Каков перечень актуальных мер, обеспечивающих устойчивое существование ОПП?
 
Главная О проекте Новости проекта Разработки по темам Пилотные площадки Альманах Ваше участие в проекте