Проект "Будущее прав человека в России"

Тема: Cудьба общественных правозащитных приемных

Тема: Судьба общественных правозащитных приемных

Гипотезы по теме

на главную страницу проекта общая информация о проекте последние новости об исследованиях и разработках перечень тем и основных разработок организации, апробирующие наши разработки статьи экспертов проекта в отдельном издании

Гипотезы по теме
Авторы по теме
Лексикон по теме
Разработки по теме
Отправить отзыв

Пакет разработок по приемным Пакет разработок
по приемным

Ограничительные гипотезы

1. С одной стороны, общественные правозащитные приемные представляются нам как стратегический институциональный ресурс российского правозащитного сообщества, едва ли не единственный канал реальной связи с реальным населением.

Для правозащитных активистов, ОПП - это наиболее простой и эффективный способ правозащитной самореализации, гражданского служения. Для граждан ОПП - это наиболее доступный способ получения правозащитной услуги. Поэтому предполагается, что даже простое сокращение числа приемных существенно ослабляет правозащитное сообщество, подрывает его миссию, общественный статус.

2. С другой стороны, сегодняшнюю практику ОПП в России вряд ли можно рассматривать как деятельность по массовому обслуживанию правозащитой. В общественных правозащитных приемных граждане ищут способ решения конфликтных ситуаций самого широкого профиля, большинство из которых не имеют прямого отношения к правам человека. Права человека возникают лишь как способ и одновременно итог "имитирующей интерпретации", как бы примиряющей общественный спрос, практику ОПП с правозащитной миссией. Такое, вполне объективное, положение дел нельзя не учитывать. Поэтому, в рамках проекта предполагается подвергнуть анализу не только "правозащитную эффективность" общественных правозащитных приемных, но, прежде всего, "правозащитную эффективность" организаций, имеющих ОПП. В этом случае общественная приемная выступает ни как цель, а как средство, как инструмент повышающий "правозащитность" организации в целом. Т.е. "правозащитность" самой приемной может быть довольно низка, но в этом случае она должна оправдывать свое существование, обеспечивая высокую "правозащитность" базовой правозащитной организации. Только такой подход позволяет придать правозащитный смысл и эффект не очень правозащитной деятельности общественных правозащитных приемных.

Диагностические гипотезы

1. Среди прочих публичных некоммерческих услуг правозащитные приемные объективно занимают нишу, обеспечивающую реализацию конституционной гарантии на получение юридической помощи представителями социально незащищенных групп населения. Субъективно в большинстве случаев общественные приемные и позиционируются в качестве "консультации для малоимущих", а правозащитники выступают в роли "бесплатных адвокатов". Во многих странах мира эту роль выполняют "социальные адвокаты", "государственные адвокаты", "юридические клиники". В этом смысле позитивная гуманитарная деятельность многих правозащитных приемных, к сожалению, не имеет никакого отношения к защите именно прав человека, к продвижению в российском обществе прав человека как ценности.

2. Случаи защиты прав человека в рамках общественных правозащитных приемных скорее случайность, а не результат целенаправленной деятельности.

3. Функционирование общественной правозащитной приемной обременительно для некоммерческой организации, поэтому находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия финансирования этого вида деятельности частными иностранными и международными фондами. Правозащитные приемные, существующие на волонтерской основе, скорее исключение, чем правило.

4. Кадровый состав приемных неустойчив. Среди консультантов, как правило, отсутствуют "правозащитные активисты", чаще - это практикующие или начинающие юристы, использующие правозащитную сферу деятельности как дополнительный источник дохода или для получения необходимой профессиональной практики.

5. Мотивы посещения правозащитной приемной у большинства посетителей не совпадают с целями и задачами правозащитной организации. Массовый посетитель ждет от правозащитной приемной бесплатной юридической помощи по самому широкому кругу правовых вопросов, под правами человека понимаются любые юридические права.

6. "Язык" приемной, вынужденно или осознанно применяемый активистами организаций для повышения операциональности взаимодействия с посетителями, далек от дискурса прав человека. Ключевые слова "бесплатно" и "юридическая помощь" в "сигнале" о деятельности общественной приемной не соответствуют ни практике обеспечения прав человека, ни деятельности гражданских организаций, а только подчеркивает некоммерческий характер деятельности, что с точки зрения обывателя соответствует деятельности государственной.

Прогностические гипотезы

7. Эффективные модели кадрового, финансового, методического и организационного обеспечения общественных правозащитных приемных, адекватные российской среде и не противоречащие правозащитной миссии - частично существуют даже в современной российской жизни, частично могут быть спроектированы на базе современного опыта правозащитных организаций и опробованы в наиболее развитых, продвинутых ОПП.

8. Общественные правозащитные приемные гипотетически, в принципе, позволяют организации достичь целого комплекса разнообразных целей, повышающих эффективность функционирования правозащитной организации в рамках ее миссии:

  • ОПП - источник и инструмент развития организации

  • ОПП - самый простой способ доступа к целевой группе

  • ОПП - инструмент выявления нарушений прав человека

  • Защита прав конкретного человека в рамках ОПП - один из немногих способов стимулировать организацию регулярно заниматься практической правозащитой

  • Информация, полученная в рамках ОПП - исходный и/или иллюстративный материал для "типологизации" нарушений прав человека и посягательств на общественные интересы в целом

  • ОПП - незаменимый и уникальный источник получения самой разнообразной информации (анализ обращений посетителей, опрос и анкетирование посетителей по любому интересующему организацию кругу вопросов)

  • ОПП - уникальный инструмент распространения информации (через посетителей информация /например, в виде листовок/ может поступать как на рабочие места так и по месту жительства)

  • ОПП - инкубатор правозащитных кадров

  • ОПП - инструмент продвижения идеи прав человека

  • ОПП - инструмент поддержания правозащитной идентичности, миссии организации

  • ОПП - гарантия социальной укорененности организации, функция, позволяющая не оторваться от жизни, от действительности

  • ОПП - источник мотивации для сотрудников организации, кузница историй успеха

  • ОПП - пилотная площадка для самых разнообразных проектов и экспериментов

  • ОПП - универсальный инструмент усиления любого проекта

  • ОПП - ограничитель, систематизатор, упорядочиватель деятельности организации. Функция, задающая здоровый ритм деятельности организации (регулярный прием посетителей)

  • ОПП - стимул правильного делопроизводства, выработки правил взаимоотношений с целевой группой и т.п.

  • ОПП - инструмент имиджевого строительства, позитивного позиционирования организации в обществе

  • ОПП - инструмент сохранения и укрепления правозащитной миссии организации (и, наоборот, при неадекватном использовании, ОПП может быть серьезной угрозой миссии, стимулом ее "разжижения", подмены)

  • ОПП (люди, получившие помощь) - защита, заслон от произвола властей ("живой щит").

9. Организация может быть эффективной, если с помощью правозащитной приемной она достигает такого максимального комплекса разных целей, который соответствует актуальному комплексу проблем, стоящих перед организацией.

С.В. Максимов
С.Г. Маковецкая
И.В. Аверкиев

 
Главная О проекте Новости проекта Разработки по темам Пилотные площадки Альманах Ваше участие в проекте