Пермская гражданская палата - Виды деятельности

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Методика

Примерная методика проведения гражданских переговоров ("переговорных площадок"): гражданские организации - органы власти

 

За основу взята методика А.С. Карпова,
переработанная и дополненная И.В. Аверкиевым

 

1. Что может быть предметом гражданских переговоров?

Типы вопросов, проблем, которые могут решаться посредством гражданских переговоров: 
   

   • проблемы, затрагивающие интересы широких слоев населения/широкого спектра гражданских организаций;
     • вопросы, которые не могут быть решены в рамках иных существующих или известных инструментов общественного участия;
    • проблемы, решение которых требует инициативы властных структур при участии (общественном контроле) гражданских организаций;
     •  вопросы, находящиеся в исключительной компетенции тех или иных органов власти;

На переговорные площадки, как правило, имеет смысл выносить вопросы реформы государственного управления или государственной политики, реформ законодательства, методов работы власти, приоритетов гос.политики и т.д.

 

Не выносятся на гражданские переговоры:
   • проекты, которые могут быть осуществлены гражданскими организациями при государственной поддержке в виде государственного (муниципального) гранта, социального заказа или в другой форме - без изменения действующих политик или практик;
    •  частные проекты отдельных гражданских организаций.

 

2. Обязательные условия проведения гражданских переговоров

     • Поднимаемыми проблемами занимаются крупные, развитые, авторитетные в обществе гражданские организации, которые готовы взять на себя координацию процесса со стороны гражданского общества. 
     • "Вопрос подготовлен" - есть представление о желаемых результатах, методах решения проблемы, разработаны проекты решений и т.д. 
     •  Органы власти готовы обсуждать поставленную проблему.

 

3. Подготовка гражданских переговоров

 

Проблемные дискуссии. Участниками дискуссий являются представители "отраслевых" гражданских организаций и органов власти будущих участников переговоров. Задачами этого этапа является осмысление темы и налаживание контактов между будущими участниками переговоров, имеющих отношение к проблеме. Дискуссии могут проходить как "вживую" - в виде конференций, семинаров и пр., так и в электронном пространстве. Хорошим решением является вынесение на дискуссию 2-3 альтернативных подходов к решению проблемы. Важно, чтобы после каждой встречи разрабатывались, были доступны некоторые итоговые документы, включая списки участников и документы, формулирующие позиции.

 

Гражданская экспертиза проблемы может происходить в форме круглых столов или рабочих групп. Задача этого этапа - выяснение мнения о поднимаемой проблеме других групп третьего сектора, бизнеса, органов местного и общественного самоуправления, СМИ, профильных экспертных и научных структур, с последующим уточнением предмета переговоров. Результаты экспертизы должны включать краткие информационные материалы, общее экспертное заключение или другой итоговый документ, подборку сопроводительных материалов и экспертных заключений отдельных участников.

Гражданская организация-инициатор переговоров может заказать экспертизу проблемы соответствующим специалистам, экспертным организациям и формулировать свою переговорную позицию, в том числе, на базе предоставленного специалистами экспертного заключения. Так в свое время поступила Пермская гражданская палата:

 

    • летом 2002 года Палата провела "Гражданскую экспертизу пермской региональной системы государственной помощи детям-сиротам", к проведению экспертизы были привлечены как сотрудники Палаты так и специалисты пермских научно-исследовательских организаций, эксперты из образовательных и социальных учреждений;

    • в сентябре 2002 г. на базе экспертных заключений сотрудниками Палаты была разработана "Программа реформирования пермской региональной системы помощи детям-сиротам";

     • в октябре-ноябре 2002 года результаты экспертизы и Программа были обсуждены на серии круглых столов, совещаний и фокус-групп с заинтересованными представителями органов власти, гражданских организаций, образовательных и социальных учреждений, экспертных организаций;

    • зимой 2002-2003 гг. прошла серия переговоров Гражданской палаты с руководителями областной Администрации и социальных ведомств, на которых обсуждалась возможность реализации Программы;

    • в марте 2003 года при Администрации Пермской области был создан "Межведомственный совет по разработке и реализации реформы региональной системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите", в Межведомственный совет вошли руководители областных социальных ведомств и представители заинтересованных гражданских организаций; Межведомственный совет утвердил "План мероприятий подготовительного этапа реформы региональной системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите", план составлен на основе Программы, разработанной Гражданской палатой.

 

Непосредственная подготовка "переговорной площадки" включает предварительные переговоры о формировании персонального состава участников переговоров с обеих сторон. Со стороны органов власти в переговорах участвуют должностные лица, обладающие необходимым уровнем компетенции для принятия исчерпывающих решений по предмету переговоров. Параллельно стороны формируют свои экспертные группы (состав которых может сторонами не согласовываться), согласовывают состав иных участников переговоров (наблюдатели, СМИ и т.д.), окончательно утверждают предмет и регламент переговоров и, при необходимости, согласуют кандидатуру модератора (ведущего). Стороны обмениваются информационными, аналитическими, программными и правовыми материалами, освещающими их позицию на переговорах.

 

4. Проведение гражданских переговоров

Переговоры проходят в форме обмена мнениями по вопросам, вынесенным на обсуждение. Выявленные в ходе обсуждения согласия и разногласия сторон обязательно фиксируются в протоколе.

Переговоры должны заканчиваться конкретным, четко зафиксированным результатом, определяющим позицию сторон и взятые на себя сторонами обязательства. Итоговым документом может быть: 
    

      • декларация, описывающая проблемное поле, фиксирующая достижение согласия о необходимости реформ как таковых, решении проблемы определенным образом и т.д. 
      • коммюнике о согласованных принципах проведения реформ, решения проблемы и т.д. 
   • соглашение, фиксирующее согласие сторон о конкретных шагах, этапах, мероприятиях, их последовательности и сроках. 
     • протокол разногласий, фиксирующий невозможность на данном этапе заключить соглашение либо по отдельным вопросам, либо по всему комплексу.

 

Если в результате гражданских переговоров стороны договорились о конкретных взаимных обязательствах, то итоговый документ обязательно должен включать в себя план-график реализации достигнутых договоренностей с конкретными датами исполнения и перечнем ответственных лиц. Договаривающиеся стороны также должны указать орган или создать рабочую группу, которой поручается контроль за исполнением достигнутых договоренностей.

 

Переговоры обязательно протоколируются, протокол сверяется и подписывается сторонами. Переговоры завершаются подписанием протокола и итогового документа. Итоговый документ подписывается отдельно или как часть протокола, но обязательно в рамках самих переговоров, т.е., ни на следующий день, ни через неделю, а в тот же день, ни отходя от стола переговоров.

 

Переговоры могут проходить в несколько раундов. Промежуточные результаты каждого раунда также фиксируются в соответствующем документе, в котором, помимо прочего, указывается дата проведения следующего раунда, его повестка, состав участников и, если необходимо, перечень подготовительных мероприятий.