09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
IV Процесс оказания услуг клиентам
Организация процесса оказания услуг зависит от их видов:
IV.1 Организация работы и социальное сопровождение семейных воспитательных групп
Семейная воспитательная группа - структурное подразделение детского социозащитного учреждения, обеспечивающее условия семейного воспитания, оптимальные для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
IV.1.1 Методы подбора воспитателей семейных групп
Организация семейных форм воспитания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - новая форма работы, которая требует, как показывает опыт, особенно тщательного подхода к подбору кандидатуры воспитателя семейной группы. Поиск воспитателя и семьи, которая стала бы поддержкой для воспитанника, является целью работы учреждения по подбору воспитателей семейных групп.
Процедура подбора
Специалистами учреждения была разработана программа, позволяющая производить отбор кандидатов в воспитатели семейных групп. Актуальность данной программы обусловлена тем, что далеко не каждый человек может взять ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, на воспитание.
Первый этап работы - широкая пропаганда идеи создания, работы семейных воспитательных групп. У Центра отлажены тесные контакты со средствами массовой информации, которые помогают привлечь людей желающих взять ребенка в семью. Работу начинали с контакта и рекламы объявлений о приеме на работу воспитателей семейных групп по каналам телевидения городских телекомпаний и "Лангепастелеком". Объявление были даны по бегущей строке, помещались в местах скопления народа. Такая же информация прошла в городских газетах. В небольших по времени видео роликах по телевидению, в газетных статьях рассказывали о работе МУ "Бельчонок", о работе семейных групп. На городском радио была организована контактная линия, прямой эфир с директором социально-реабилитационного центра. Она рассказывает о работе семейных групп, которые функционируют уже больше года, и заинтересованные горожане могли обратиться с вопросами в прямом эфире и по контактным телефонам непосредственно к специалистам в учреждение.
Примерный текст объявления прилагается к модели (см. приложение 2).
Второй этап - предварительная работа с кандидатом по открытию семейной группы.
Необходимо получить ответы на такие вопросы:
В приеме на работу может быть отказано:
Воспитатель должен обладать определенными психологическими качествами, которые необходимы для успешной реабилитации и адаптации несовершеннолетнего к дальнейшей нормальной жизни, а также иметь некоторый запас педагогических знаний, чтобы ориентироваться в возрастных особенностях детей. К сожалению, люди нередко обольщаются на свой счет и, имея самые искренние намерения, не представляют, что принять ребенка таким, каким его сделала улица, полюбить его, набраться бесконечного терпения, чтобы помочь ему, дано далеко не каждому. Необходимы: развитая способность любить детей, готовность понять субъективные переживания ребенка, сформировать у него уверенность в том, что он нужен, любим и неповторим.
Цель данного обследования:
Психологическое обследование состоит из:
1. Беседа.
2. Тестирование.
16-факторный опросник личности, разработанный Р.Б. Кеттеллом.
Этот опросник позволяет получить многогранную информацию о чертах личности, которые Кеттелл называет конституционными. Выявленные черты (мягкосердечность, эмоциональная стабильность, ответственность, самоконтроль, открытость, эмпатия, доброжелательность, терпимость, проницательность) способствуют более успешному привыканию ребенка к семье, созданию гармоничных семейных отношений.
К нежелательным относятся такие свойства, как замкнутость, эмоциональная нестабильность, подозрительность.
Сокращенный многофакторный опросник личности (СМОЛ) - позволяет с высокой степенью достоверности определить наличие психических отклонений человека, тип личности.
Тест цветовых выборов Люшера - позволяет оценить эмоциональное состояние человека, выявить непосредственные проявления индивидуально-личностных свойств.
Методика PARI (Е.С. Шеффер и Р.К. Белл) - позволяет получить представление о том, как будут складываться отношения потенциального воспитателя с детьми.
Анкетирование - помогает понять, мотивы, побуждающие человека взять на воспитание в свою семью чужого ребенка.
3. Наблюдение.
Сопоставление результатов психологического обследования, первичной беседы и наблюдения поведения и общения кандидата позволяют сделать вывод о пригодности кандидата к роли воспитателя семейной группы.
4. Консультирование.
В случае, когда в ходе обследования, выявляются проблемы, требующие помощи психолога, кандидат приглашается на индивидуальную консультацию к специалисту.
Так же во время консультаций психолога решаются проблемы, вызванные необходимостью отказа кандидату в приеме его на работу, на должность воспитателя семейной группы по разным причинам (как психологического, так и социального характера). Специалисты считают, что даже в случае отказа в приеме на работу, человек должен уходить из Центра без отрицательных эмоций. Они благодарят каждого за их милосердие и искреннее желание помочь детям.
На заседании социального консилиума решается вопрос утверждения кандидатуры воспитателя.
IV.1.2 Организация обучения кандидатов в воспитатели семейных групп
В Центре существуют следующие виды обучения кандидатов:
В учреждении разработана программа обучения, которая состоит из 8 занятий.
Цель обучения:
Занятия проходят в виде тренинга. Количество обучающихся невелико: от 3 до 6 человек. Стремление увеличить наполняемость группы обучающихся ведет к удлинению сроков подбора кандидатов, создает для них неблагоприятную нервозную обстановку, что в свою очередь снижает эмоциональный настрой кандидата, его желание сотрудничать с Центром.
Темы занятий:
По своей сути обучение используется как еще одно испытание, которое проходит кандидат. У него появляется еще одна возможность оценить свои силы и ресурсы своей семьи. На этом этапе кандидат имеет возможность передумать и отказаться. Этот отказ специалисты Центра считают трезвым и обдуманным решением, всегда принимают его очень доброжелательно, и, прощаясь, этот человек остается другом учреждения. Таким образом формируется положительное общественное мнение об учреждении и его работе.
Для каждого воспитателя семейной группы составляется индивидуальный план самообразования в зависимости от образования, стажа работы и семейной жизни, особенностей личности воспитателя и воспитанника.
Специалисты Центра индивидуально консультируют воспитателей семейных групп по возникающим проблемам или же по вопросам их профилактики.
В учреждении принято рекомендовать справочную и методическую литературу, а также периодику по волнующей проблеме для более глубокого ознакомления в области психологии, педагогики, логопедии, медицине и др.
В помощь сотрудникам в Центре разработан словарь-справочник по социальной работе, в котором подобраны основные термины, встречающиеся в деятельности воспитателя.
Для повышения квалификации воспитателей в Центре проводится методсовет для воспитателей семейных групп, на котором рассматриваются различные темы, начиная от вопросов состояния здоровья, групповых консультаций психологов, логопеда, знания нормативных документов и др. Например:
IV.1.3 Процедура открытия семейных групп
Открытие семейной группы происходит следующим образом:
Цель этой процедуры:
Знакомство воспитателя и ребенка, период активных контактов, "хождение в гости" бывает различным по продолжительности. Сроки контактов и их формы определяется специалистами по социальной работе для каждого случая индивидуально.
Для лучшего понимания ребенка, его проблем, особенностей, достоинств и недостатков, большую роль играет участие воспитателя в консилиуме, который посвящается ребенку, подготовленному к переводу в семейную группу.
Это дает возможность более обстоятельно подготовить родителей-воспитателей к приему ребенка, сообщить им наиболее полную информацию о его физическом, психическом здоровье, социальном статусе, сообщается план индивидуального развития передаваемого в семейную группу воспитанника.
Предусматриваются деловые аспекты: денежная компенсация на питание и содержание ребенка, обеспечение одеждой, медицинское обслуживание, социальное сопровождение.
Подготовка ребенка
До передачи ребенка в семью воспитателя идет обсуждение следующих вопросов с ребенком:
После каждого посещения семьи предполагаемого проживания специалисты Центра беседуют с ребенком о его впечатлениях, настроениях, желании продолжать дальнейшие отношения с этой семьей и других аспектах. Отслеживается эмоциональное состояние ребенка сразу после контакта и спустя несколько дней. Если ребенок согласен на проживание в этой семье, то готовится дело по передаче его в семейную группу. В случае, если ребенок старше 10 лет, он пишет письменное согласие.
Для обеспечения наиболее благоприятных условий для вхождения в семью, психологами Центра разработана программа тренинга "Наша новая семья", которая состоит из : трехчасовых занятий. В них участвуют, по возможности, все члены семьи и воспитанник. Занятия могут проводиться на территории Центра, но наиболее оптимальным является проведение иъ в квартире семьи. В этом случае ребенок активно вживается в новую обстановку.
Цели программы:
Задачи программы:
Основные методы, используемые в тренинге:
Данная программа может быть использована в случае возникновения в семье конфликтной ситуации для налаживания доброжелательных отношений.
В соответствии с Положением о работе семейных воспитательных групп группа открывается приказом директора учреждения. Основанием для открытия семейной воспитательной группы являются:
Оценка результатов работы проводятся через 3 месяца: обсуждаются результаты работы и согласованность действий всех причастных лиц в первые три месяца.
Второе обсуждение проводится через 6 месяцев: проводится корректировка плана действий и договоренностей для продолжения сотрудничества. Сотрудники осуществляют над ребенком, проживающим в семейной воспитательной группе, постоянное медико-психологическое и социально-педагогическое сопровождение.
IV.1.4 Социальное сопровождение семейных групп
Социальное сопровождение семейных групп преследует следующие цели:
Сопровождением занимаются социальные педагоги отделения по работе с семейными группами. На одного специалиста приходится по 15 воспитанников.
После помещения ребенка в семью первый месяц социальный педагог еженедельно посещает группу, во втором - два раза в неделю, в третьем и далее - один раз в месяц. На самом деле социальный педагог встречается чаще с воспитанником и его воспитателем, так как ребенок посещает библиотеку, занятия специалистов (психолога, логопеда, музыкального руководителя), в учреждении ежемесячно проводятся мероприятия для воспитанников разных возрастов.
Контакт с классным руководителем ребенка в школе поддерживает воспитатель, он же посещает родительские собрания, контролирует успеваемость и поведение ребенка. Социальный педагог центра тесно общается со своим школьным коллегой, анализирует успеваемость воспитанника за четверть, полугодие и год, а также помогает решить возникающие проблемы, с которыми не смог справиться воспитатель.
Анализ эффективности работы с воспитанником проводится, по разработанными специалистами Центра критериям соответственно направлениям реабилитации (педагогическом, психологическом и медицинском) в период подготовки документов на консилиум. См. Приложение 3, 4, 5.
Отношения специалиста и членов семейной группы строятся на принципах взаимопонимания, уважения, партнерства. Большую роль при этом играют человеческие и деловые качества социального педагога. Преимущество отдается людям, по характеру спокойным и доброжелательным, имеющим определенный жизненный опыт, организаторские способности, педагогическое образование.
Косвенно социальным сопровождением семейной группы занимаются все специалисты центра от хозяйственной службы до психологов. Консультируя воспитателя, занимаясь с детьми, они наблюдают за их эмоциональным состоянием, деловыми качествами, происходящими изменениями. Среди других специалистов особая роль при этом отводится медработникам, которые должны ежемесячно осматривать воспитанника, следить за состоянием здоровья, чистотой кожи и одежды, давать необходимые рекомендации.
При возникновении проблем они решаются на уровне заведующего отделение по работе с семейными группами, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе, директора.
Проблемные ситуации возникают, в основном, с подростками: при конфликтах с родными детьми воспитателя, склонностью ребенка к бродяжничеству, попытках употреблять спиртные напитки. Как показывает опыт, в большинстве семей в конце первого и третьего месяцев между членами семейной группы могут иметь место взаимные претензии, недовольство друг другом. Так называемый "эффект срывания масок". Это объясняется тем, что воспитанник "прощупывает" границы дозволенного в данном коллективе, пытается найти свое место. Через три месяца ребенок чувствует себя полноправным членом семьи, он устает быть в постоянном напряжении, чтобы поступать так, как надо. И начинает постепенно жить и поступать так, как привык раньше, как хочется. Если учесть, что он до 12 - 14 лет он жил в асоциальной семье, то и наклонности у него такие же. Данная проблема может быть частично снята при тщательной проработке периода первичного знакомства подростка с будущей семьей, педагогического мастерства воспитателя и социального педагога.
Показателем благополучия и слаженности работы специалистов может служить то, что в 2002 году 15 воспитанников на период летних каникул выехали на отдых вместе со своими воспитателями, т.е. они полностью интегрировались в семью, их принимают там как родных.
Итоги социального сопровождения семейной группы проводятся на заседании консилиума.
IV.1.5 Закрытие семейных воспитательных групп
Согласно "Положения о семейной воспитательной группе" она может быть закрыта по:
За две недели до стечения срока трудового соглашения социальный педагог выясняет возможность дальнейшего продолжения работы с данным воспитателем. Еще раньше это определяется при социальном сопровождении семьи. В практике работы центра были случаи закрытия воспитательной группы в связи с выездом семьи в другой город, тяжелой болезни воспитателя, умышленной порчи воспитанником имущества семьи.
Если в семейной группе неблагоприятная обстановка, воспитатели не управляются со своими обязанностями, оформляются соответствующие акты, ребенок передается на воспитание в другую семейную группу.
Расставаться всегда трудно, часто взрослые не знают как себя правильно вести, а дети тем более. Особенно трудно, когда группа закрывается по инициативе администрации или при конфликте между ребенком и членами семьи. При подготовке воспитателей эти варианты обсуждаются, теоретически, в деловой игре это провести легче, чем в жизни.
Чтобы выйти из этой ситуации с наименьшими потерями необходимо своевременно и грамотно провести свою работу социальному педагогу. Приятно, когда после перехода в другую группу или при возвращении в кровную семью, между членами бывшей семейной воспитательной группы поддерживаются дружеские отношения, ребенок учиться дружить, продолжает получать положительный опыт семейных отношений.
Сотрудники Центра рекомендуют провести прощание за чашкой чая, вспомнить приятные моменты из жизни семьи, пожелать друг другу удачи, попросить прощения за огорчения.
IV.2 Работа с семьями, чьи дети находятся в учреждении
В 1999 году на учете состояло 15 семей, в которых было 23 ребенка. Сегодня на учете состоит 18 семей, в которых 29 детей.
Цель работы
Оказание помощи родителям по нормализации обстановки в семье и возвращение ребенка в семью.
Семьи посещаются специалистами по социальной работе по мере необходимости. Производится обследование жилищно-бытовых и материальных условий, собирается информация о семье, предлагается помощь специалистов: психолога, врача, нарколога, юриста и др. Оказывается помощь в трудоустройстве, оформлении документов, решении жилищных вопросов, сдаче квартиры внаем для погашения задолженности по квартплате.
С целью поддержания и коррекции детско-родительских отношении практикуются встречи с детьми на территории Центра. В случае улучшения обстановки в семье - опускаем детей домой на выходные дни и кратковременные каникулы с тщательным контролем ситуации и предварительным обследованием жилищно-бытовых условий.
В проведении работы с семьями специалисты Центра тесно сотрудничают с КДН и ЗП, органами опеки и попечительства, ПДН ГОВД и управлением социальной защиты населения города.
IV.3 Работа с родителями, чьи дети возвращены в родную семью
После окончания пребывания ребенка в учреждении и возвращения его в кровную семью социальное сопровождение (патронат) производится на протяжении 3 лет. Ребенок имеет право на те же услуги, что и при стационарном проживании. В этот период специалисты центра контролируют успеваемость и посещаемость ребенка в школе, посещают семью, контролируют ситуацию дома.
При возвращении ребенка в семью Центр оставляет за собой право контролировать семьи, которые могут спасовать перед возникающими трудностями, проблемами и помогать им.
Динамика численности детей, возвращенных в семью
1999 | 2000 | 2001 | |
Возвращено в семью (всего), из них: | 27 | 35 | 49 |
Восстановление в родительских правах | 3 | - | - |
Нормализация обстановки в семье | 24 | 31 | 46 |
Переданы под опеку | 6 | 5 | 3 |
Повторное помещение в Центр | 5 | 9 | 11 |
На данный момент в Центре состоит на учете 14 семей, в которых проживает 29 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Силами наших специалистов проводится патронирование этих семей.
Цель работы
Стабилизация семьи, дальнейшая нормализация обстановки в ней.
В случае ухудшения представляем информацию в органы опеки и попечительства или КДН и ЗП.
Нами оказываются различные услуги:
Детям предлагается восстановительная терапия:
Взрослым предлагается:
Также мы посещаем школу, беседуем с классными руководителями, социальными педагогами по поводу успеваемости и посещаемости ребенком школы, места его в коллективе, взаимоотношения его с учителями и одноклассниками. Помогаем пройти обследование родителей у нарколога. При необходимости требуем привести квартиру в нормальное санитарное состояние.
Все неблагополучные семьи, в которые возвращены дети после пребывания в центре, ставятся на внутренний учет, составляется график посещения их, план работы по их сопровождению. Информация о них передается ежеквартально в КДН и ЗП города.
При благополучном разрешении всех проблем семья снимается с учета.
IV.4 Социальное сопровождение выпускников
Работа с выпускниками начинается задолго до выпуска. В течение нескольких лет они проходят так называемый подготовительный период, куда входят программы по основам социализации, домашней экономики, профориентации, ребята знакомятся с учреждениями города, основами уголовного, административная права, основным деловыми бумагами, своими правами и обязанностями. За 2 месяца до выпуска проводится консилиум, где с участием выпускника разрабатывается индивидуальная программа по подготовке к выпуску и дальнейшему сопровождению. При выпуске представитель администрации учреждения передает выпускнику необходимый пакет документов, оговаривают необходимость и формы социального сопровождения.
Работа с выпускником проводится в соответствии с составленной программой, которая может быть скорректирована в зависимости от обстоятельств.
В первые месяцы после выпуска специалисты Центра встречаются с выпускниками не реже одного раза в 10 дней, потом 1 раз в месяц. Через 6 месяцев информация о работе заслушивается на консилиуме, где утверждается новый план работы. Своих выпускников мы сопровождаем 5 лет.
Объем и содержание помощи разнообразны:
После того как выпускнику исполнится 23 года, проводится анализ работы учреждения по его социальному сопровождению, отмечаются успехи и недостатки. Промежуточные итоги работы подводятся на консилиуме, составляются рекомендации и обсуждаются с выпускником.