Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

Проект Тасис "Партнерство"

Министерство образования РФ

Институциональная организация в области защиты детства в Российской Федерации

V Основные рекомендации

В данном разделе дается краткое изложение важнейших рекомендаций, которые, как мы надеемся, Правительство России примет во внимание для обеспечения более эффективной организации учреждений и рапределения обязанностей между ними с тем, чтобы политика и услуги были действительно адресными и направлены на самую важную и уязвимую группу населения России (дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-инвалиды):

    Комплексная национальная стратегия в отношении детей с особыми потребностями, семей с особыми потребностями и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительству необходимо разработать четкую стратегию, а не решать самые серьезные проблемы методом латания дыр. Органам государственного управления в целом необходимо иметь представление о будущей ситуации не только в краткосрочном плане, но и, что очень важно, на отдаленную перспективу. Каково текущее положение дел в отношении детей с особыми потребностями, и чего мы хотим достичь в этой области? Имеются фундаментальные вопросы, которые правительству следует задать себе уже сейчас. Важнейшим моментом здесь является активное привлечение регионов к обсуждению этих вопросов и формированию политики. При формировании политики правительство обязано указывать общее направление, а не поручать выработку стратегии какому-то одному конкретному министерству, поскольку это непременно приведет к борьбе за ресурсы и полномочия.

    Организационную реформу следует начинать изнутри министерств. Старые схемы работы в министерствах способствуют сохранению жесткой иерархии полномочий, где бюрократические нормы важнее интересов клиентов, и на последних смотрят как на нечто вторичное. В таких неблагоприятных условиях гибнет любая инициатива. Исключительно важным вопросом является стимулирование государственных служащих к тому, чтобы они действительно выполняли свою роль "слуг общества" (терминология, которая в буквальном смысле используется в таких странах, как Великобритания и Франция). Без полного переосмысления структуры вознаграждения, принятой в системе государственной службы России, не удастся добиться никакого прогресса.

    Несмотря на то, что для сотрудничества между министерствами, в частности, в рамках специальных программ, уже созданы условия, организационная культура в министерствах препятствует успешной реализации такого рода инновационных программ, потому что на самом деле никакого сотрудничества нет. С другой стороны, существует практически единое мнение о том, что одна федеральная структура, отвечающая за формирование и реализацию политики в области охраны детства, не будет способствовать решению проблем в этой области, но станет лишь еще одной бюрократической структурой. Прежде чем думать о создании такого федерального органа, необходимо решить другие вопросы (к примеру, финансирование; см. ниже).

В ходе нашего опросного исследования многие респонденты полагали, что единственный способ реорганизовать структуру ответственности на федеральном уровне для обеспечения более единообразной и координированной помощи детям это реформировать систему финансирования социальной сферы так, чтобы финансировались не федеральные структуры, а социальные проекты. Реформа должна быть направлена, прежде всего, на создание системы социального контракта, в рамках которой органы государственного управления прибегали бы к услугам НГО для оказания тех или иных услуг.

    Систему финансирования требуется реформировать фундаментально. Если передавать больше полномочий на региональный уровень, то необходимо менять метод финансирования и распределения расходов между центром и регионами. В соответствии с традиционными формами устройства детей в государственные воспитательные учреждения была разработана система выплаты пособий. Во многих случаях гораздо эффективнее, если государство оказывает родителям финансовую помощь, а не платит за содержание ребенка, помещенного в учреждение, поэтому существует масса аргументов в пользу переосмысления существующей системы с точки зрения эффективности затрат. Кроме того, поиск новых форм и моделей устройства порождает новые вопросы концептуального характера, касающиеся финансовой помощи находящимся на воспитании детям, льгот и оплаты труда: налогообложение этих выплат, определение бенефициаров и необходимых стимулов. Российское налоговое законодательство не в состоянии решить массу вопросов, которые возникнут в случае использования новых моделей содержания и воспитания детей в непрочных семьях, детей-инвалидов или детей, оставшихся без попечения родителей. Серьезное переосмысление методов финансирования деятельности будет иметь огромные последствия для реорганизации институциональной системы. Прежде чем начинать реорганизацию министерств, необходимо сначала продумать систему финансирования, поскольку изменение характера финансирования неизбежно ведет к реорганизации институциональной системы.

    Необходимо четко формулировать задачи меж- и внутриведомственных программ, выявлять связанные с ними узкие места, а затем информировать о степени устранения этих узких мест. Необходимо иметь механизм оценки эффективности удовлетворения потребностей детей, а также качества оказанных услуг.

    В долгосрочной перспективе федеральные министерств будут играть менее важную роль, а регионы нести большую долю ответственности. В регионах уже появились новые методы работы с детьми. Этот передовой опыт можно широко распространять на общенациональных и региональных конференциях, семинарах и через публикации. Кроме того, сотрудничество министерств может начинаться в рамках отдельных проектов в регионах, что уже фактически и происходит, способствуя тем самым накоплению опыта сотрудничества.

    В конечном итоге федеральные министерства будут отвечать за разработку национальных стандартов воспитания, защиты, образования детей с особыми потребностями, а также за распространение передового опыта, появляющегося в регионах (см. стр. 12 Отчета о результатах опроса). Роль федеральных министерств сведется, по сути, к осуществлению мониторинга.

    Более пристальное внимание необходимо обратить на то, как изменения социально-экономического характера, в частности увеличивающееся неравенство, сказываются на демографических процессах, на текущих процессах социальной дифференциации в сегодняшней России, а также на то, что фактически происходит внутри домохозяйств. Точное определение причин уязвимости домохозяйств поможет найти наиболее эффективные способы помощи семьям из групп риска. Политика, институциональная организация и планы работ должны быть нацелены, в основном, на профилактику проблем, а не на ожидание момента созревания кризиса.

    Разным действующим лицам, включая государственные учреждения, предстоит еще многое сделать в плане информирования широкой общественности о проблемах, стоящих перед детьми с особыми потребностями, а также об успехах этих детей. Но чтобы делать это, всем министерствам и учреждениям необходимо выслушивать и учитывать мнения и взгляды этих детей. Сейчас учреждения почти не слышат детей. У людей сложилось очень негативное отношение к детям-инвалидам и социальным сиротам. Требуется серьезная работа, связанная с демонстрацией множества примеров позитивного образа таких детей. Недостаточно работать только с детьми с особыми потребностями, удовлетворяя их потребности. Работа должна проводиться со всем обществом, включая изменение фона, на котором люди видят этих детей. Вопрос восприятия касается самой сути учреждений, того, как воспринимаются потребности детей, а также характера обращения с детьми. Это вопрос, который должен быть неотъемлемой частью любых планов институциональной реорганизации.

    Профессионализация воспитания детей и механизмы охраны детства только зарождаются и нуждаются в дальнейшем развитии. К примеру, социальная работа проводится лишь с 1991г. Учет мнения профессионалов по вопросам социальной защиты ведет к росту значимости защиты детей, появлению новых идей и признанию важности функции социального обеспечения детей. Вопросы отсутствия профессионалов и идей в области охраны детства также необходимо решать на уровне отдельных министерств. Отсутствие опыта и знаний мешает развитию системы. Это не значит, что можно говорить о расширяющейся пропасти между клиентами и работниками соответствующих учреждений, а лишь о необходимости более широкого обмена знаниями и опытом между практическими работниками социальной сферы и высшими учебными заведениями. В настоящее время в России существует несколько ВУЗов, в которых готовят специалистов в области охраны детства, а также 120 учреждений, занимающихся вопросами социальной работы.

    Кооперация. Требуется наращивать усилия общества по всем аспектам работы с детьми. Государственным учреждениям необходимо играть значительную роль в поощрении новых идей и других учреждений. В каждом госучреждении необходимо иметь специальных людей, занимающихся этой работой. Требуется вести серьезный поиск новых методов и путей работы с детьми, которые были бы созвучны меняющимся требованиям к системе защиты детей. В настоящее время действует правило, в соответствии с которым после того, как ребенок попадает в интернат, все полномочия и обязанности государственного опекуна автоматически возлагаются на директора учреждения. Очевидно, что эта система не работает, что подтверждают огромные трудности, с которыми сталкиваются выпускники таких учреждений, а также многочисленные скандалы, связанные со злоупотреблениями в отношении воспитанников. Доля детей, охваченных иными формами опеки и попечительства (приемные семьи, опека и попечительство, усыновление/удочерение), чрезвычайно мала. При существующих законах негосударственные детские дома находятся в менее благоприятных условиях. Срочно требуются подзаконные акты, регулирующие систему лицензирования негосударственных учреждений. Поиску новых форм устройства мешает жесткость Семейного кодекса РФ даже при том, что это совершенно новый кодекс. Институциональная реорганизация и сотрудничество не ограничиваются государственными органами, но касаются работы с негосударственными структурами, занимающимися содержанием детских домов, с приемными родителями, с биологическими родителями, детьми и НГО.

Назад К оглавлению